Архив   Авторы  

Две головы лучше
Политика и экономикаВ России

Президент и премьер разделили ответственность за результаты борьбы с кризисом


 

"Больше никаких антикризисных мер не будет. И субсидий не будет "АВТОВАЗу" и прочим, не будет дополнительных ассигнований банковской системе - это очень важный посыл", - так председатель совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин отреагировал на речь президента Дмитрия Медведева, представившего на прошлой неделе свое бюджетное послание. Послание действительно претендует на сенсацию. Из него, в частности, следует, что антикризисный план правительства, утвержденный в минувшем ноябре, будет подвергнут пересмотру. Прежде всего в плане экономии бюджетных средств, которые предполагалось тратить без счета.

Впрочем, хорошо, что прежних антикризисных мер не будет, или плохо - разговор отдельный. Самое интересное - это то, что впервые в российской практике исчезло разграничение функций между президентом, занятым политикой, и правительством, отвечающим за экономику. С кризисом отныне будет бороться тандем в лице Дмитрия Медведева и Владимира Путина. А значит, и риски в случае неудачи, и лавры при успехе предстоит делить на двоих.

Две комиссии

Нельзя не заметить, что в последнее время президент занимает активную позицию в выработке экономической политики. Речь уже не идет об отдельных критических замечаниях в адрес правительства, что главе государства, как говорится, по должности положено. Дмитрий Медведев начинает вмешиваться в оперативную работу кабинета. Яркий пример тому - появление второго (кремлевского) антикризисного штаба.

Комиссий, призванных заниматься формулированием экономической политики в условиях глобального экономического кризиса, теперь в России две. Одна - при кабинете министров, другая - при президенте. Правительственную возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов. Президентскую - сам глава государства. Шуваловская комиссия была создана раньше - в конце минувшего ­года, и именно она занималась версткой действующего антикризисного плана, состоящего из 55 пунктов, определяла список системообразующих предприятий, которым предполагалось оказывать помощь из федерального бюджета, формулировала предложения по оперативному изменению законо­датель­ства.

Вторая комиссия, которую президент Дмитрий Медведев учредил 20 мая, формально не именуется антикризисной. Она получила логотип "Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики". "Я считаю правильным, чтобы этими вопросами занимался президент", - заявил Дмитрий Медведев перед подписанием указа о ее создании. Разница между этими двумя структурами незначительная. В интерпретации главы государства его комиссия должна заниматься не столько текущим спасением экономики, сколько формированием новой экономической среды. Ни больше ни меньше. Впрочем, по сути это все тот же (только на этот раз кремлевский) штаб по борьбе с кризисом. Основной акцент президент намеревается сделать на диверсификации национального хозяйства. "Если бы экономика России была более диверсифицирована, - указал Дмитрий Медведев, - последствия кризиса были бы меньше".

Примечательно, что в обе комиссии входят отчасти одни и те же люди, включая министров и вице-премьеров. Исходя из этой логики, президент, как глава комиссии по модернизации, будет параллельно с премьером руководить правительством. Речь идет не только о решении Кремлем стратегических задач, но и о совместном с кабинетом министров оперативном управлении экономикой.

Зачем понадобилось такое "теневое" правительство? Вопрос этот должен быть адресован скорее не экономистам, а политологам. Последние дают ответ: таковы правила взаимодействия правящего тандема. Ответственность за неудачи, как и за успехи, должна быть поровну разделена между участниками тандема. Естественно, в первую очередь это касается преодоления кризисных явлений в экономике, от чего напрямую зависит социальное благополучие граждан.

Денег нет

Есть во всем этом и сугубо финансовый момент. У государства просто может не оказаться средств на реализацию первоначального антикризисного плана. Между тем необходимость его корректировки способна спровоцировать конфликты в правящей элите и поиски виноватых. Потому власть и действует на упреждение, демонстрируя единство рядов Белого дома и Кремля.

Экономическая статистика свидетельствует, что риски велики. Пока кардинально переломить кризисный тренд не получается. Расходная часть бюджета в этом году, даже несмотря на проведенную в апреле корректировку, оказалась раздута настолько, что дефицит может превысить 7,4 процента ВВП. "И это еще оптимистическая цифра", - считает глава государства.

Появились данные Минэкономразвития за апрель, согласно которым экономическое положение в стране продолжало ухудшаться, спад в экономике увеличился. ВВП снизился в апреле на 10,5 процента. Да и на будущий год правительство прогнозирует не экономический рост на уровне 3,8 процента, как раньше, а стагнацию. Президенту и премьеру впору лично браться за управление экономикой в ручном режиме.

Этому, собственно, и было посвящено совещание у Дмитрия Медведева, состоявшееся на прошлой неделе. На него были приглашены все члены правительства. Мероприятие, на котором президент представил свое бюджетное послание, оказалось сенсационным даже по своей форме. Ранее глава государства никогда таким образом послание не презентовал. Документ просто направлялся в ­Федеральное собрание и в правительство на бумажном носителе. А тут он был обнародован в присутствии телекамер, журналистов из российских и иностранных информагентств, председателей обеих палат парламента. Да и содержание речи президента и самого послания оказалось не менее сенсационным. И именно оно заставило наблюдателей решить, что "больше никаких антикризисных мер не будет". Что же сказал президент?

Вот только некоторые цитаты из его послания. "Государственная поддерж­ка за счет бюджетных средств должна оказываться по веским основаниям, при этом финансовая помощь должна выделяться только в обоснованных и выверенных размерах", - потребовал глава государства. Бюджет необходимо формировать на основе консервативных прогнозов. И даже если цена на нефть в результате окажется выше, чем посчитало правительство, это не должно его провоцировать на раздувание расходов. По мнению президента, кабинет министров не должен принимать и реализовывать меры, которые, "решая краткосрочные проблемы отдельных секторов экономики, в дальнейшем могут помешать достижению долгосрочных целей, привести к консервации образовавшихся перекосов и дисбалансов".

Наконец, указано поставить заслон расширению государственного вмешательства в экономику. "Необходимо замещение, где это возможно, механизмов прямого бюджетного финансирования увеличения уставных капиталов организаций рыночными инструментами привлечения денежных средств", - считает Дмитрий Медведев. Одним словом, денег на всех у государства не хватит. А значит, сосредоточиться ему придется не на прямой поддержке бизнеса, а на структурных реформах. И жить по средствам. Надо перейти к режиму жесткой экономии, указывает президент, но добиться при этом "максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля".

Работа над ошибками

Курс на экономию бюджетных денег - крутой поворот в антикризисной стратегии российских властей, прежде гордившихся тем, что по относительным объемам антикризисных трат мы идем чуть ли не впереди планеты всей. Однако вряд ли стоит, как это делают некоторые наблюдатели, рассматривать слова президента как жесткую критику и признание провала антикризисных усилий. Подключение президента к выработке экономической стратегии подтверждает не только имеющиеся проблемы, но и позитивные сдвиги в экономической ситуации.

Дело в том, что, несмотря на удручающую макроэкономическую статистику, в последнее время забрезжил свет в конце тоннеля. Речь прежде всего о растущей цене на нефть. В результате этого правительство уже может не тратить столь большие деньги на покрытие бюджетного дефицита, помощь банкам, стратегическим предприятиям и т. д. Президентские слова об экономии - это еще и попытка воспользоваться меняющейся конъюнктурой, пополнить финансовые резервы и в конечном итоге выйти из кризиса. Исключительной заслуги власти в улучшении платежного баланса страны, конечно, нет, но воспользоваться рыночной стихией в том числе и для зарабатывания политических очков - это тоже искусство.

В частности, объективно возникшая необходимость корректировки антикризисного плана потребовала вмешательства президента в оперативное управление экономикой. Самому правительству было бы не с руки признаваться в том, что принятая всего полгода назад стратегия борьбы с кризисом уже устарела. Еще в феврале глава государства обращал внимание министров, что эффективность антикризисных мер "оставляет желать лучшего". Теперь же он предложил заниматься не антикризисным управлением экономикой, а ее реформированием. Дмитрий Медведев считает, что любая дополнительная финансовая помощь со стороны государства должна рассматриваться "не как стандартное финансирование, а как временная мера".

Уже на следующий день после представления бюджетного послания президентом правительство приступило к пересмотру антикризисного плана.

Например, в нем есть пункт 14: "Уточнение и поддержка инвестиционных программ субъектов естественных монополий и государственных корпораций на 2009-2011 годы...". И именно для такой поддержки правительство повысило тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки. На прошлой неделе премьер заявил о необходимости сдерживать рост цен на услуги госмонополий. Хотя и оговорился при этом, что им "нужны средства для поддержания инвестпрограмм".

Кроме того, правительство решило отказаться от увеличения закупок товаров в госрезерв, повышения таможенных пошлин (прежде всего на металлургический сортамент и автомобили), а также от дополнительного финансирования госкорпораций "Роснанотех" и Фонда содействия реформированию ЖКХ. Благо деньги на это хотя и были предусмотрены в бюджете, но так до госкорпораций и не дошли. А значит, и возвращать обратно в казну ничего не придется.

Между тем в плане еще остались пункты, которые также можно было бы пересмотреть в соответствии с новой антикризисной стратегией. Например, пункт 41 плана звучит так: "Предоставление предприятиям оборонно-промышленного комплекса субсидий из федерального бюджета на погашение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008-2009 годах, в том числе для пополнения оборотных средств". В соответствии с ним правительство уже произвело национализацию Амурского судостроительного завода, пообещав выделить ему более 2,5 миллиарда рублей и более 400 миллионов долларов, субсидирует производство региональных самолетов компанией "Гражданские самолеты Сухого" и так далее. В новую концепцию все это явно не вписывается.

Или пункт 38, который как две капли воды повторяет 41-й: "Предоставление субсидий российским организациям сельхозмашиностроения, автомобиле­строения и транспортного машиностроения...". В соответствии с ним правительство решило поднять пошлины на импорт в Россию зерноуборочных комбайнов. Сделано это было для того, чтобы решить проблему затоваривания складов "Ростсельмаша". А, к примеру, "АВТОВАЗу" по этому пункту выделяется 25 миллиардов рублей льготной ссуды. Пока от этих намерений кабинет министров не отказывается. Но если антикризисный тандем продолжит работать в унисон, ревизии будут подвергнуты все пункты плана. Его суть - закачивание госденег в экономику признано неэффективным методом борьбы с кризисом.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера