Архив   Авторы  
Сегодня конвейер "АВТОВАЗа" работает не на полную мощность, поэтому многие рабочие задействованы лишь на полсмены

Спасайте, кто может
Политика и экономикаВ России

План спасения моногородов решено обкатать на Тольятти. Стоит ли ждать экономического чуда?





 

Даже если не знать значения слова "моногород", то с самой первой минуты пребывания в городе Тольятти начинаешь приблизительно понимать его смысл. В моногороде обязательно должна быть фирменная доминанта. В Тольятти безраздельно правят "Жигули" - начиная от стареньких "копеек" и заканчивая новенькими "Приорами". А иномарки встречаются в пропорции примерно один к двадцати. Где еще такое увидишь?

МоноВАЗ

Любовь к вазовским моделям - вовсе не дань ура-патриотизму. В автосалонах города широко представлены любые бренды, к которым прилагаются программы кредитования. Но желающих приобрести иномарку находится немного. Все-таки, как ни крути, а для разбитых тольяттинских дорог лучше всего подходят "Жигули". К тому же нет проблем с зап­частями - несколько авторынков города битком набиты узлами и агрегатами местного производства. С сервисом тоже никаких проблем - на автостанциях работают сокращенные из-за кризиса вазовцы, квалификация которых не вызывает сомнений. Хотя пользоваться услугами автосервиса в Тольятти - дурной тон, тут каждый сам себе слесарь. Если и обращаются к мастерам, то к тем, кто занимается тюнингом, страшно популярным сейчас в городе. При желании и невеликих деньгах безликая "девятка" превращается в обвешанный спойлерами спортивный болид, в салон которого умельцы - все те же выходцы с "АВТОВАЗа" - установят и модный щиток приборов со встроенным бортовым компьютером, и удобные анатомические сиденья, а заодно еще и добавят мощности двигателю. В общем, сделают все то, что почему-то упорно не хотят делать на головном предприятии.

Другая бросающаяся в глаза особенность: едва ли не на всех рекламных щитах красуется фирменная вазовская аббревиатура. Исключения редки - их составляют растяжки с предложением купить недорого колючую проволоку, удалить татуировки, вернуть потенцию и провести эпиляцию. Город, несмотря на тревожные прогнозы о судьбе градообразующего предприятия, живет своей обыденной жизнью. В этом убеждаешься еще по дороге в Тольятти из аэропорта. Она идет через чахлое мелколесье и деревни, над которыми зловеще нависает дым нескольких десятков разбросанных по окраинам города предприятий. Самые крупные из них - "КуйбышевАзот", "Тольяттикаучук", "ТольяттиАзот". Кризис их хоть и затронул, но не так, как автогигант. Ситуация со сбытом постепенно стабилизируется. Так что спасать эти заводы пока не от чего. Но кто знает, что будет завтра? Хотя такие люди в городе есть. Группа избранных вдали от глаз людских работает день и ночь, верстая план спасения моногорода от кризиса, надвигающегося с неотвратимостью асфальтового катка. Один из таких людей - мэр города Анатолий Пушков. В начале разговора мы решили сразить чиновника домашней заготовкой:

- А правда ли, что больше пяти тысяч работниц "АВТОВАЗа" ушли в декретный отпуск?

- Правда, но для 96 тысяч работающих на предприятии это не очень много, мы ожидали большего…

Стратеги и тактики

Ситуация на "АВТОВАЗе", безусловно, сложная - по официальным данным, за последний год более чем вполовину снизились объемы производства. Безжалостная статистика вопиет: за девять месяцев года индекс промышленного производства составил 52,7 процента, практически все основные направления имеют отрицательные показатели роста. Как следствие: сегодня, по информации местного центра занятости, безработица в городе составляет 13 113 человек, или 2,87 процента от числа экономически активного населения. На весь 700-тысячный город, казалось бы, крохи. Но еще около 100 тысяч человек сегодня заняты неполный рабочий день. А это каждый седьмой горожанин. Зато каждый второй в Тольятти вам скажет: секрет спасения города очень прост - надо всеми силами поддерживать "АВТОВАЗ". Имеющий уши да услышит. Чиновники, причастные к разработке плана спасения Тольятти, не могут не учитывать настроения масс, и потому нет никаких сомнений - "АВТОВАЗ" будет жить. Правда, с одним но - не в таком виде, как сейчас, когда на одном предприятии сосредоточен весь производственный цикл. Решено практически наверняка: в перспективе завод будет представлять собой в основном сборочное производство, а комплектующие на конвейер станут поступать от неких сателлитных предприятий, чей бизнес собираются радикально "оптимизировать". Как эта идея вписывается в план спасения моногорода? Да очень просто. Она проходит по нему красной нитью, а в стороны от нее ниточками разбегаются прочие направления, которые, как рассчитывают чиновники, стоит только за них потянуть, вытянут всю экономику города за собой на сияющие высоты. "Скелет" программы по выведению моногорода Тольятти из кризиса разрабатывался в министерских недрах, а уже затем был спущен вниз и доводился до ума, как говорится, с учетом местной специфики, экономистами администрации Самарской области и непосредственно мэрии Тольятти. По большому счету программа эта представляет собой свод пожарных мер, которые подошли бы как моногороду, так и мегаполису. Она универсальна до банальности. В этом ее сила и ее слабость. Да вот судите сами. Антикризисная программа, как рассказали "Итогам" в городской администрации Тольятти, подразумевает прежде всего "полную диверсификацию экономики города путем развития новых производств, а значит, создания рабочих мест". Это по задумке должно решить основную и самую острую проблему моногородов - проблему безработицы. Еще одной палочкой-выручалочкой представляется "развитие малого бизнеса, ориентированного на социальную инфраструктуру". Под этим чиновники понимают развитие сферы услуг или комплекса ЖКХ, создание товариществ собственников жилья, компаний, которые будут заняты в сфере обслуживания жилого фонда. Понятно, что это лишь общие слова. Единственная особенность - тольяттинские власти при разработке программы в голове держат сохранение завода как индустриального гиганта.

- Ведь что такое "АВТОВАЗ"? - рассуждает мэр Тольятти. - Это примерно 16 технических направлений. При реструктуризации городской экономики мы просто обязаны создать такое же количество направлений, чтобы занять освободившиеся кадры. Пока намечено несколько стратегических векторов - это создание на площади 660 гектаров свободной экономической зоны, строительство новых предприятий, дорог, транспортных развязок и мостов через Волгу. Главное, чтобы каждое из этих направлений в конечном итоге работало на результат. К примеру, создается новое предприятие, а к нему вся инфраструктура. Делается это поэтапно, вовлекая во все сферы производства необходимое количество людей.

Перспективным антикризисным направлением администрация Тольятти выбрала и старую как мир идею общественных работ. В городе уже более 33 тысяч человек устроены на такие рабочие места. Более того, администрация пошла на беспрецедентный шаг - в федеральном центре получили разрешение брать человека сразу на две общественные работы, чтобы он получал не 4,5, а 9 тысяч рублей.

- Практически в любом моногороде есть еще один, кроме градообразующего предприятия, безусловный потенциал - это люди, - говорит Анатолий Пушков. - Люди, привыкшие хорошо и дисциплинированно работать на результат. Если научиться грамотно использовать этот ресурс, наша программа обречена на успех - сначала в Тольятти, а потом и по всей России...

Призрак Пикалева

- Для начала давайте разберемся, что же такое моногород, а то многие трактуют этот термин не совсем правильно, - приглашает нас в свой кабинет глава Торгово-промышленной палаты Тольятти Владимир Жуков. - Этот термин вошел в обиход после печально известных событий в Пикалеве. Но применительно к Тольятти, на мой взгляд, правильнее было бы говорить "город-завод". Большинство населения у нас привязано к одному градообразующему предприятию, обслуживающему узкий сегмент отраслевого рынка. Это подразумевает низкую диверсификацию сфер занятости - то есть однородный профессиональный состав, что мы и имеем в Тольятти.

Однако в последнее время все чаще в Тольятти от разных людей можно услышать, что в свое время в город была заложена мина замедленного действия в лице автогиганта. И когда-то она должна была рвануть. Однако в те годы, когда создавался завод, превалировал плановый отраслевой принцип - понятия логики и логистики советской экономике были чужды. Именно по отраслевому принципу здесь создавалось большинство предприятий. Например, завод по производству фосфора "Куйбышевфосфор", сырье для которого добывалось в Казахстане. Соответственно, сразу после развала СССР, когда сырье пришлось покупать по мировым ценам, завод "лег", а это было колоссальное производство-монополист. Так что, как ни цинично это звучит, сегодня кризис для Тольятти скорее благо, чем беда. "Если бы не он, мы бы не перестроились, - убежден Владимир Жуков. - Когда зашла речь о программе вывода города из кризиса, мы обратились к местным бизнесменам с просьбой прислать свои предложения и проекты. На сегодняшний день их более двухсот, и некоторые уже легли в основу программы вывода города из кризиса как раз по линии малого бизнеса, на который, как вы знаете, делается ставка. Это разработки в области медицинских технологий, производства игрушек".

Мы встретились с одним из предпринимателей, представивших свои проекты в Торгово-промышленную палату. Генеральный директор ЗАО "Технопарк-Тольятти" Василий Деревянко подкатил к офису на электромобиле собственного производства:

- Мы очень надеемся, что наши проекты не останутся без внимания. Речь идет о производстве электромобилей, которые уже неплохо себя зарекомендовали при обслуживании гостей авиасалона в подмосковном Жуковском. Кроме того, мы предложили к производству принципиально новый двигатель внутреннего сгорания и много чего еще. Теперь ждем отклика…

Власти не скрывают, что в качестве базовых инструментов запуска инвестиционных проектов рассчитывают использовать комплексную систему: бизнес-инкубатор - технопарк - пилотная площадка - особая экономическая зона. Такой подход предполагает вариант работы в режиме greenfield, когда новое производство с нуля проходит этапы подготовки в соответствии со всеми стандартами и требованиями. Но это - идеальная схема, идти к которой, как признают чиновники, предстоит несколько лет.

Пока дымит труба…

Надо сказать, что модернизационные инициативы властей понятны в городе далеко не всем, и порой даже тем, на кого эти самые власти так уповают. Среди крупных тольяттинских бизнесменов бытует мнение, что лозунг "создадим новые рабочие места" был бы более уместен с оговоркой: "сохраняя старые". Один из известных местных предпринимателей Александр Казаков, первый заместитель генерального директора ОАО "Приморское", специализирующегося на строительстве, назначил нам встречу в своем офисе, расположенном в одном из двух городских небоскребов - 25-этажном бизнес-центре "Вега" (другой небоскреб - вазовская высотка).

- Я тоже бывший вазовец и горжусь этим, - говорит бизнесмен. - В нынешней ситуации всем нужно понять одну простую вещь: город будет жить, пока дымит заводская труба. Другого не дано. А что касается схем диверсификации экономики, то спасители города могли бы сначала поговорить на эту тему с нами, бизнесменами. Ответственно вам заявляю: ни я, ни кто-либо из моих деловых партнеров ничего не знаем ни о какой схеме вывода города из кризиса. Слышим и читаем в прессе одни общие слова. Хотите убедиться?

Вместе с бизнесменом мы прогуливаемся по этажам высотки. "На стадии финишной отделки этого здания кончились деньги, - рассказывает он, - грянул кризис. И вот мое вполне конкретное предложение. Я слышал, что для создания в городе IT-парка необходимо офисное здание, в котором будет сосредоточена вся тольяттинская наука. Готов предложить это здание - настоящий бизнес-комплекс с офисными помещениями, гостиницей. Готов хоть продать, хоть сдать в аренду. Ни о каких сверхприбылях речь не идет - мне просто нужно закончить строительство. Тогда и появятся рабочие места, и будут сэкономлены государственные средства. И таких примеров - тьма-тьмущая. Есть в городе бизнес! Есть! И не надо изобретать велосипед. Помогите этому бизнесу, и он примет самое активное участие в новых проектах!"

Вернувшись в свой кабинет, Александр Казаков разворачивает местную газету и зачитывает вслух: "…Основными направлениями развития признаны изготовление медицинской техники, высокотехнологичных приборов для ЖКХ и развитие малого бизнеса, в том числе индустрии игрушек". И тут же комментирует: "Это какой-то шифр! Под "медицинской техникой", скорее всего, имеются в виду одноразовые шприцы. Дело, конечно, нужное, но на них из кризиса не выехать. А "высокотехнологичные приборы для ЖКХ" - это счетчики воды. В этой же газете в рубрике бесплатных объявлений вся страница исписана предложениями об установке счетчиков воды. Мелко это все…"

Каждый за себя

Все дни пребывания в Тольятти мы усердно пытались отыскать зримые признаки кризиса и, признаться честно, нашли. Явная примета смутного времени - пустые тягачи-автовозы, которые теснятся на площадках на городских окраинах. За целый день мы увидели только три автопоезда, груженных новыми "Жигулями". Еще пару лет назад караваны автовозов день и ночь шли из Тольятти, создавая мертвые пробки на выездах из города. И вот это - возможная остановка предприятия - горожан пугает больше всего. Это, говорят они, все равно что сердце остановится.

- Понимаете, раньше все было четко определено и расписано, - рассказывает нам бывший слесарь-сборщик вазовского конвейера Владимир, сокращенный по причине предпенсионного возраста и торгующий сейчас запчастями на местном авторынке. - Родился у тебя парень, пошел в вазовский детский сад, потом в школу, а потом в профтехучилище, а если умный, то в техникум или даже в институт. Окончил - и на "ВАЗ", другого не дано. То же и с девчонками - либо шли косяком в покрасочный цех, либо дома сидели: детей рожали, будущих вазовцев. А потом что-то нарушилось, сломалось, многие уехали. Кто остался, стали думать, как жить, если завод накроется. Ну и начали кто чем заниматься: частный извоз, торговля, работа на мелких частных производствах по изготовлению пластиковых окон, металлических дверей, посуды…

На улицах Тольятти сегодня можно увидеть целую армию людей с метлами - это бывшие вазовцы вдохновенно осваивают общественные работы, до боли знакомым конвейерным способом метя улицы родного города. Повод был - ожидали визита первого вице-премьера России Игоря Шувалова. А вслед за ним в город, как ожидается, придут большие федеральные деньги. И заживем по-старому - мечтают местные аборигены…

Тольятти - Москва

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера