Архив   Авторы  
Делегатов на Поместный собор избирали епархиальные собрания. На фото: голосование на епархиальном собрании Москвы

От съезда к съезду
Политика и экономикаВ России

Чем руководствуется Русская православная церковь, избирая своего патриарха

 

Согласно решению Священного синода с 27 по 29 января в Москве, в храме Христа Спасителя, пройдет Поместный cобор РПЦ, на котором и будет избран 16-й Патриарх Московский и всея Руси. К подготовке всецерковного съезда Священный синод подошел основательно. В состав делегатов не проникли ни сторонники бывшего епископа Диомида, ударившегося в раскол, ни другие "несогласные". Означает ли это, что мероприятие пройдет как по нотам и что выбор патриаршей кандидатуры был заранее предопределен? Как выяснили "Итоги", накануне Поместного собора ни у церковного, ни у светского начальства не было даже толики уверенности в исходе выборов. Ибо, несмотря ни на какие "предвыборные технологии", процесс избрания нового патриарха с административной и технической точек зрения слабо управляем. Впрочем, "идеологическая линия", которой будет придерживаться новый предстоятель РПЦ, "Итогам" стала понятна еще до выборов...

Клубная система

Как считают знатоки церковной жизни, говорить об обоюдоостром соперничест­ве либералов и консерваторов в ходе выборов патриарха - значит сводить суть происходящего к весьма абстрактной и примитивной схеме. В РПЦ все гораздо сложнее, запутаннее и... приземленнее. "Уместнее говорить не о делении на некие политические лагери внутри Церкви, а о наличии нескольких, формально никак не структурированных "клубов", объединенных по принципу землячества, соученичества, сослужительства, да и просто личных симпатий", - говорит один из московских священников. По его словам, большинство нынешних архиереев давным-давно хорошо знакомы друг с другом. Ведь они, как и военные, всю свою жизнь колесят по свету - из прихода в приход, из епархии в епархию. Кто-то из них вместе учился, кто-то служил вместе в иподиаконах, у кого-то был общий духовник, с кем-то обитали в соседних приходах. Эти старые связи с годами не разрушаются, а лишь крепнут - такова особенность внутрицерковного быта. Став епископами, бывшие однокашники и сослуживцы переписываются, перезваниваются, частенько ездят друг к другу в гости - когда к престольным праздникам, когда по случаю тезоименитства, когда просто так. Естественно, появляются общие интересы, общие проекты, общие знакомые. А потом знакомые знакомых. Короче, все как в обычной светской бюрократии. А еще у каждого из владык обязательно есть собственный мирской административный ресурс - кто-то дружит с губернатором или полпредом, у кого-то хорошие отношения с министром или сенатором, кто-то числит себя духовным наставником влиятельного силовика или олигарха. Этим ресурсом епископы изредка и очень деликатно обмениваются - один через свои связи пробивает приятелю разрешение на приватизацию какого-нибудь нужного епархии объекта, другой знакомит друга с солидным спонсором, жертвующим на восстановление храма. Так и возникает неформальная "партия" поддерживающих друг дружку архиереев, среди которых могут быть и либералы, и консерваторы, а то и махровые мракобесы. Причем наши источники предостерегают от того, чтобы воспринимать эти группы как некие "тайные ложи" или лоббистские фракции: "В повседневной жизни это то, что у нас обычно называется "братским общением". Оно идет и на пользу епархиям, и самой Церкви. Однако в переломные моменты эти связи зачастую помогают иерархам консолидировать усилия и добиваться общих целей".

Как считают некоторые эксперты, именно такие "группы по интересам" (таковых по разным подсчетам от пяти до дюжины) могут оказывать куда более значимое влияние на жизнь Церкви, нежели абстрактные идеологические "лагери". И если уж говорить об идеологическом кредо главных претендентов на патриарший престол, то лучше просмотреть повнимательнее личные дела и послужные списки этих владык, нежели перечень книг, которые они написали, и телепроповедей, которые они произнесли.

ВИП-миряне

Если исходить из вышеизложенной концепции, то становится понятным, почему нынешний Поместный собор некоторые клирики не слишком почтительно назвали "Съездом спонсоров". Когда в годы советской власти РПЦ находилась под пристальным взором государства и соответствующих компетентных органов, роль всех этих "клубов" и "землячеств" сводилась к нулю. Когда же Церковь вышла из-под контроля власти, возникла потребность в новом центре тяжести, который бы делал церковную структуру не только устойчивой, но и гибкой. Сам по себе институт патриаршества такую роль выполнять не может, поскольку нуждается в поддержке самых разных церковных элит. Вышеназванные "братские клубы" органично стали их неформальной, но достаточно влиятельной частью. Естественно, что каждая такая группа сильна своим "мирским админресурсом". Похоже, что нынешний собор в некоторой степени и стал "генеральным смотром" этого самого ресурса. Причем, как говорят наши источники, непосредственно к выборам патриарха вся эта "демонстрация мощи" имеет лишь косвенное отношение. Вот что думает по этому поводу настоятель одного из московских храмов: "По моему глубокому убеждению, в ряде случаев делегатский мандат стал своеобразным бартером, которым некоторые епархии расплатились со своими мирскими благодетелями и спонсорами. Именно этим я объясняю присутствие в делегатских списках губернаторских жен, бизнесменов, чиновников и прочих випов. По большому счету погоды на соборе они не делают, но ведь каждому приятно осознавать, что лично он выбирал Святейшего. Суета и тщеславие, прости Господи..."

Действительно, публика весьма пестрая: заместитель председателя правительства Республики Калмыкия, директора ООО и ОАО (например, от Якутии, Барнаула, Южно-Сахалинска и Курил), директор ФГУП от Саратовской епархии, владелец табачного холдинга от Ростовской, глава УФНС от Нижегородской, от Астраханской - директор цирка...

Впрочем, недооценивать присутствие ВИП-мирян тоже не стоит. Ведь если на собор делегируется группа единомышленников во главе с епископом, то она становится серьезной "боевой единицей", поскольку действует осознанно, согласованно и прагматично.

Священная геополитика

Но не стоит недооценивать в жизни Церкви и политического фактора. А точнее говоря, геополитического... Речь идет о епархиях, находящихся на канонических территориях РПЦ, но вне суверенных пределов РФ. Так, буквально накануне выборов с трудом удалось отбить попытку "киевской группы" включить в повестку дня собора вопрос об автокефалии Украинской православной церкви. Сначала к Поместному собору "от имени многомиллионной православной украинской паствы и ее пастырей" обратился преданный Москвой анафеме митрополит Филарет - глава "раскольнической" УПЦ Киевского патриархата. Он напомнил об определении Архиерейского собора от 31 марта - 3 апреля 1992 года, который решил отложить вопрос о дальнейшем статусе УПЦ до созыва Поместного собора. Патриарх Филарет обратил внимание, что в прошлом Русская православная церковь признавала автокефальными православные церкви в Польше, Чехословакии и Америке. "Каждая из этих церквей имела и имеет намного меньшую паству и епископат, совершая свое служение среди преимущественно инославных народов".

Но если от речей отлученного Филарета собор может отмахнуться, то игнорировать позицию членов делегации Украинской православной церкви Московского патриархата куда сложнее. Возглавляющий делегацию УПЦ МП митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) перед отъездом в Москву собрал в Киево-Печерской лавре закрытое совещание делегатов. Его подробности стали известны "Итогам" от делегата-мирянина бизнесмена Игоря Маркова, депутата Одесского горсовета.

По его словам, делегатам было предложено принять резолюцию с просьбой об утверждении статуса, предоставленного Украинской православной церкви в 1990 году патриаршим и синодальным томосом, подписанным покойным патриархом Алексием II. Суть документа сводилась к провозглашению полной самостоятельности и независимости в управлении. Однако большинство выступило против принятия подобной резолюции. Совещание не стало голосовать и за обращение к собору с просьбой об утверждении новой редакции Устава УПЦ МП. Впрочем, не исключено, что попытка продавить этот вопрос будет предпринята еще раз, уже при новом предстоятеле. Тем более что украинская делегация располагает четвертью голосов на соборе, и с ее позицией трудно не считаться. Последние десять лет УПЦ МП активно готовилась к переходу к автокефалии. Ради этого искусственно создавались новые епархии. Если в России епархия может объединять несколько регионов, то на Украине есть области, в которых действуют по три епархии.

Строго по центру

Страсти по поводу выборов патриарха кипят нешуточные. Ведь решается не только судьба Церкви, но и будущее всей ее сложной иерархии, в том числе и членов вышеупомянутых "клубов". Как ни крути, структура РПЦ является бюрократической, а значит, и подчиняется ее классическим законам. Для кого-то фигура нового предстоятеля будет означать карьерный рост, а для кого-то - крах всех надежд и амбиций. Но страсти, бушующие за дверями ризниц и трапезных, утихнут, как только будет провозглашено имя нового патриарха. И уже не будет смысла терзаться вопросом, каково его идеологическое кредо. "Будь ты ультралибералом или архиконсерватором, но как только на твою голову опустится патриарший клобук, ты становишься убежденным центристом. Ибо невозможно управлять тем гигантским челном, каковым сегодня является наша Церковь, уповая лишь на гребцов, сидящих по левому или правому борту" - именно такой прогноз дал "Итогам" накануне Поместного собора один из делегатов, поправляя на груди драгоценную панагию...

МНЕНИЕ

Взять и распустить

Юридические нюансы созыва Поместного собора "Итогам" комментирует диакон Андрей Кураев , профессор Московской духовной академии.

- Отец Андрей, вы высказывали сомнения в легитимности Поместного собора. Почему?

- Думаю, лучшее, что может сделать Поместный собор 2009 года, - это сам себя ликвидировать. В конце своей работы, после выборов патриарха, делегатам неплохо бы изменить Устав РПЦ и убрать оттуда всякое упоминание о Поместном соборе. У нашей Церкви нет канонической нормы, предписывающей созыв таких соборов. Это революционное новшество начала ХХ века.

Первый Поместный собор в 1917 году потребовался в связи с тем, что епископы были ставленниками императорской власти. Царя не стало, и в глазах народа авторитет епископата оказался подмочен. Возник вопрос: если царские министры в отставке, то почему на месте царские епископы? То, что Поместный собор появился, - следствие революционной ситуации, как, впрочем, и тот факт, что тот собор отказался избрать патриарха, и он был избран путем жребия. Это понятные шаги в условиях тотального кризиса доверия к власти, в том числе церковной.

- Какой из этого вывод?

- Вывод такой - у Церкви нет традиции созыва Поместных соборов, а значит, нет и опыта избрания патриарха этим неканоническим институтом.

- Некоторый опыт все же есть - например, избрание патриарха Алексия II.

- Ничего подобного. Все соборы после 1917 года были фарсом, епископы просто назначали тех, кто будет сопровождать их на собор. Никаких выборов делегатов никогда не было. Нет их и сейчас. Первый собор в 1917 году не был фарсом по той причине, что вплоть до конца января 1918 года, когда вышел декрет об отделении Церкви от государства, Церковь оставалась государственной. И собор созывался и проходил в условиях государственности Церкви. Это, в частности, означало, что были списки прихожан каждого храма, каждый житель городов и сел был приписан к определенному приходу. Сегодня этого нет, как нет и списков избирателей.

Идея Поместного собора в том, чтобы расслышать голос прихожан, а не только епископов. Но для этого прихожане должны сами делегировать своих людей, тех, кому они доверяют. Значит, нужна многоступенчатая система выборов, как и было в 1917 году, - приходское собрание выбирает делегатов на собрание районное, у нас это называется благочиние. Собрание благочиния, а это с десяток приходов, выбирает делегатов на епархиальное собрание мирян-выборщиков. А оно избирает делегатов на Поместный собор. Тогда это логично и понятно.

- Как делегатов выбирают сейчас?

- Кандидатуры епархиальному собранию предлагает епископ. Или секретарь епархии.

- Но эти кандидатуры должны быть одобрены епархиальным собранием?

- Вопрос в том, каким собранием. Вот, скажем, как проходило епархиальное собрание в Москве. Патриархия специально разъяснила, чтобы не служащие на приходах священники на это собрание приезжали, а только настоятели храмов. В Москве около 800 священников, некоторые из них, как я, не очень удобны патриархии. Если на обычное епархиальное собрание, наоборот, строго требуют, чтобы явились все священники, то на этот раз было противоположное указание - не надо, приглашаются только настоятели и старосты.

- А как же представители мирян?

- Миряне были представлены только старостами приходов.

- Выборы патриарха в этих условиях могут пройти демократично?

- Попадание делегатов на собор демократичным назвать нельзя, но выборы патриарха будут проходить предельно демократично. Затрудняюсь, например, представить, как на делегатов может повлиять власть. Возможно, какой-то губернатор по звонку из Кремля и скажет тому или иному епископу: дорогой владыка, наше государство полагает, что патриархом должен стать такой-то. Епископ даже не будет спорить, но кто проконтролирует тайное голосование? Если честно, и сам епископ не может быть уверен в том, что его собственная делегация проголосует так же, как он.

- Вы полагаете, Поместный собор выберет тайное голосование?

- Это безусловно. Открытого голосования точно не будет. Максимум - жребий, но это тоже маловероятно. Впрочем, тайное голосование можно контролировать, но только при одном условии - если в стране заранее создана атмосфера большого террора. Когда выборщики знают, если они совершат неверный выбор и допустят "большую политическую ошибку", то разбираться, кто как голосовал и кто виноват, не будут, а сразу всю коллегию выборщиков отправят куда надо. Но у нас, слава Богу, до этого еще далеко.


Евгений Жеребенков
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера