Архив   Авторы  

Очаг возгорания
Политика и экономикаВ России

Какие уроки должны извлечь из пермской катастрофы власть, бизнес и общество







 

"Господа, мы горим". По­следние слова ведущего последнего шоу в пермском ночном клубе можно отнести ко всей стране. Да, мы горим: задыхаемся в едком дыму пожара в "Хромой лошади", взрываемся в "Невском экспрессе", тонем в машинном зале Саяно-Шушенской ГЭС, гибнем в бессчетном количестве иных катастроф техногенного и рукотворного свойства. Конечно, было бы несправедливым утверждать, что власть на них никак не реагирует. Напротив, складывается ощущение, что ликвидация всевозможных последствий становится главным содержанием ее деятельности, что все правительство России превратилось в одно большое МЧС. И эффективность этого "центроспаса" вроде бы налицо: авральная суета, громы и молнии, низвергаемые с начальственных высот, "карательные" рейды по обнаружившимся зонам риска - с показательной поркой не успевших спрятаться нарушителей. Но фейерверк чиновничьего усердия, увы, столь же ярок, сколь и кратковременен. При этом направлен он, как правило, на поиск виновных вовне властной вертикали. Станет ли пермская трагедия поворотным пунктом в этом тренде? Первые противопожарные мероприятия не позволяют однозначно ответить на этот вопрос.

Пожарная команда

О трагедии у нас, как правило, помнят лишь до следующего происшествия, вызывающего новое извержение административного вулкана. И снова лава начальственного гнева течет по пирамиде власти, сжигая попавшихся на пути стрелочников. И снова ничего принципиально не меняется. Впрочем, одна перемена налицо: нетрудно заметить, что "вулканический цикл" становится короче, что Россия все чаще дает повод называть себя страной катастроф. Возьмем те же пожары: в прошлом году от них погибло 15 165 человек. По этому показателю наша страна лидирует в мире, в разы опережая куда более населенные Китай, Индию и США. И трагедия в Перми, унесшая жизни уже более 140 человек, статистику явно не улучшит.

С одной стороны, есть определенные признаки новых веяний. Слова президента о "раздолбайстве, которое превратилось уже в национальную угрозу", быстро претворяются в уголовные дела и отставки. Задержаны практически весь менеджмент и хозяин клуба, в котором, говоря словами премьера, были нарушены все мыслимые и немыслимые правила безопасности. Летят головы все более высокопоставленных чиновников, которым ставится в вину попустительство нарушителям. Смещены глава района и главный пермский пожарный, подали в отставку мэр Перми и министры краевого правительства. Намерен поставить перед президентом вопрос о доверии губернатор Олег Чиркунов, признавший, что и на нем лежит ответственность за случившееся. Одновременно правительство готовит изменения в правовом поле. Для начала МЧС представило поправки в Кодекс об административных правонарушениях, резко увеличивающие для юридических лиц максимальный размер штрафа за несоблюдение требований пожарной безопасности - с 20 до 200 тысяч рублей.

Однако системными эти меры все-таки назвать сложно. Если говорить о кадровых решениях, то за "систему" у нас вообще-то отвечает Центр, а на федеральный уровень оргвыводы пока что не распространяются. Предлагаемые законодательные изменения тоже не тянут на революцию. Ужесточение ответственности - шаг в нынешних обстоятельствах неизбежный и, наверное, необходимый. Но он не даст никакого эффекта, если не претерпит изменений нынешний характер отношений между чиновниками и предпринимателями. Вернее, эффект будет один - увеличение размеров взятки. Сойдет первая волна паники, разносов и проверок с пристрастием, и все вернется на круги своя - к неформальному "государственно-частному партнерству".

В принципе и сегодня руки у пожарного надзора, вопреки расхожему мнению, отнюдь не связаны. Да, новый закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей..." от 26 декабря 2008 года, принятый после известного призыва президента перестать "кошмарить бизнес", существенно ограничил возможности государственных и муниципальных контролеров. Плановые проверки согласно этому акту "экономической свободы" можно проводить не чаще чем один раз в три года. Но предусмотрены и внеплановые, основанием для которых может служить в том числе информация о "возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан". Правда, для чрезвычайных проверок нужно получить добро от прокуратуры, но этот фильтр ввиду распространенности чиновничьего произвола вряд ли можно считать избыточным. Зато никаких ограничений по количеству внеплановых ревизий: проверяй сколько требуется. Если надо - обращайся в суд с иском о приостановлении деятельности предприятия.

Ничто не мешало стреножить "Хромую лошадь" ни восемь лет назад - в ночь с 4 на 5 декабря в ней как раз отмечали восьмилетний "юбилей" клуба, - ни в конце прошлого года, когда проводилась последняя проверка пожарной инспекцией. Более того, как теперь выясняется, клуб вообще нельзя было открывать: незаконная реконструкция здания, увеличившая площадь заведения на 200 квадратных метров - по первоначальной версии это было кафе, рассчитанное всего на 50 посетителей, - перекрыла аварийные выходы. Но несмотря на это, все разрешения чиновников были получены. Кстати, любопытная подробность: первая пожарная команда добралась до "Хромой лошади" на своих двоих - клуб располагался буквально в двух шагах от пожарной части.

И возможно, близость к власти выражалась не только в метрах, но и в каких-то других, например, денежных единицах измерения. Впрочем, кроме банальных конвертиков с купюрами у коррупции есть и масса других проявлений. Известно, что завсегдатаями клуба были лучшие люди города, представители местной чиновной знати, в том числе - силовых структур. В общем, у "Хромой лошади" были проблемы с какими угодно элементами планировки и декора. Но только не с "крышей".

Госстрах

Вывод один - работа над ошибками должна идти по обе стороны брандмауэра. Если же ограничиться закручиванием гаек лишь в отношении проверяемых, то дело может кончиться тем, что проверять скоро будет некого. Ясно ведь, что высвобожденная командой "Фас!" энергия контролеров обрушится на бизнес, не имеющий надежной "крыши", и без того уже не слишком многочисленный. А по итогам операции "Возмездие" от него могут остаться и вовсе одни головешки, над которыми будет возвышаться оазис "особой экономической зоны", прикрываемой сильными мира сего. Конечно, жизнь крышуемых тоже не лишена некоторого дискомфорта. Но, как показывает опыт, проблемы у них - во всяком случае, до пожара - возникают только тогда, когда испытывают трудности крышующие. Другими словами, не раньше, чем покровитель теряет свой административный ресурс.

Такой расклад делит решение задачи на две части. Во-первых, надо, безусловно, что-то делать с административной системой: нынешняя "вертикаль" явно не справляется с испытываемыми ею перегрузками. Особенность ее конструкции состоит в том, что нижестоящие звенья реагируют исключительно на сигналы сверху: иная мотивация для добросовестного исполнения служебных обязанностей - в виде контроля со стороны парламента, общественности или собственной совести - на сегодняшний день, увы, отсутствует. Между тем размеры страны не позволяют вершине административной пирамиды контролировать каждого чиновника. Сигналы посылаются на "предпоследний этаж", который в свою очередь ретранслирует их на "предпредпоследний". И так они спускаются все ниже, постепенно искажаясь и затухая. Все чаще, правда, практикуется альтернативный метод - ручное управление, с выездом первых лиц непосредственно к "очагам возгорания". Но такой способ хорош только для ликвидации последствий пожаров. Предотвратить их, как видим, он не в силах.

Понятно, что путь к современному государству неблизок. Этому не способствуют ни несовершенная человеческая природа, ни особенности нынешнего политического момента. Но есть, к счастью, и другой маршрут, продвижение по которому не заменит, но очень серьезно дополнит административные реформы. Он предполагает перевод отношений в сфере безопасности преимущественно в экономическую, а конкретно - в страховую плоскость. Идея эта не нова. Еще в мохнатом 2001-м в Госдуму был внесен проект закона "Об обязательном страховании имущества юридических лиц на случай пожара". Кстати, в перечень организаций, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, авторы - депутаты Аркадий Баскаев, Павел Бурдуков, Александр Гуров, Виктор Илюхин, Александр Куликов - предлагали включить в числе прочего "предприятия, эксплуатирующие общественные здания (сооружения) с массовым пребыванием людей". "Хромая лошадь" под эти критерии явно подпадала.

И дело тут далеко не только в том, что пострадавшие и родственники погибших получили бы в этом случае достойную компенсацию. Никаких денег не хватит, чтобы возместить потерю близких. Главное - что коренным образом меняется мотивация проверяющих и проверяемых "на предмет возгорания". Контролером номер один при таком подходе становится страховщик, отвечающий за неправильную оценку риска всей своей собственностью. Принцип очень прост: чем больше выявится нарушений, тем выше будет страховой тариф. Если их чересчур много - договор страхования невозможен и, значит, невозможна деятельность самого предприятия. Точно так же, как без полиса ОСАГО сегодня нельзя садиться за баранку любого транспортного средства. И вряд ли взятка и звонок сверху заставят страхового агента быть более снисходительным. По крайней мере, вероятность этого на несколько порядков меньше, чем при нынешнем механизме.

Да, это повлечет за собой определенные издержки для бизнеса. Но в перспективе они должны окупиться. Во-первых, заплати и спи спокойно, не ожидая, что внезапно нагрянут за данью "оборотни в погонах". Во-вторых, куда меньше риск самого пожара и расходы, связанные с его последствиями.

Конечно, страховые ставки должны быть достаточно разумными. Но это уже вопрос к парламенту. Хотя он, в общем-то, на него уже ответил: законопроект был признан "недоработанным" и в 2004 году снят с рассмотрения. Правда, уже в следующем, 2005-м, в Госдуме появился еще один любопытный документ на ту же тему - проект закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". И он даже прошел первое чтение. Но так и застрял на этой стадии. Сдвинуть его с мертвой точки не смогла даже авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Причина, видимо, в том, что львиная доля таких сооружений - от плотин до космодромов - находится в собственности государства. А страховка, например, атомной станции удовольствие явно не из дешевых.

Правда, по изначальному замыслу авторов закона ночные клубы не вошли в число опасных объектов. Но пермская трагедия внесла существенные коррективы в оценку рисков. Очень хотелось бы, чтобы это не осталось единственной произведенной ею системной правкой...

Мнения

Бить или не бить?

Александр Иванов, вице­президент Федерации рестораторов и отельеров России:

- У контролирующих органов были все возможности навести в клубе порядок. Не навели. Надо исполнять законы, и все будет хорошо. Но контроля за их исполнением, увы, нет. По поводу добровольного страхования скажу, что немного опасаюсь повторения второго ОСАГО - в том смысле, что человека не вернешь. Оно не должно стать самоцелью. Нужно создавать условия для обеспечения минимизации рисков.

Вадим Дымов, предприниматель:

- Решение проблемы вижу отнюдь не в том, чтобы начинать "кошмарить" бизнес. На Западе предпринимателей никто особенно не контролирует, и все нормально работает. Мне непонятен такой подход - искать крайних. Что касается идеи введения обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей, деятельность которых связана с потенциальной опасностью для жизни и здоровья людей, то, возможно, в этом есть смысл. Но как определить, существует такая угроза или нет? Скорее все зависит от людей, поставленных надзирать за соблюдением правил пожарной безопасности. С них и надо спрашивать. На мой взгляд, надо начинать "кошмарить" чиновников.

Олег Митволь, префект Северного административного округа Москвы:

- Деятельность ряда культурно-развлекательных учреждений в округе будет приостановлена. В ходе про­верки в 17 развлекательных заведениях выявлены нарушения. Главное - добиться, чтобы предписания, выданные пожарными инспекторами, были выполнены, а владельцы подобных заведений привлечены к ответственности.

Записала Наталья Саляхова

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера