Архив   Авторы  
Введение заградительных таможенных пошлин не почувствовал только рынок дорогих подержанных автомобилей. Для потенциальных покупателей таких авто переплата в несколько тысяч евро - не деньги

Крайний Запад
Политика и экономикаВ России

Калининградская область - идеальный полигон для выяснения отношений между сторонниками и противниками антикризисных действий правительства. Как убедились "Итоги", пока перевес на стороне первых





 

По всей стране, с Дальнего Востока и до Крайнего Запада - Калининградской области, волнами прокатились как акции протеста, так и митинги в поддержку антикризисной политики "партии и правительства". Так уж получилось, что подержанная иномарка и для дальневосточников, и для жителей затерянного на просторах Евросоюза российского анклава стала не только средством передвижения, но и главным источником существования. Впрочем, на западе страны, как убедились корреспонденты "Итогов", все не так однозначно, как на берегах Амура. Балтийский регион живет еще и собственным производством, в том числе и автомобилей известных иностранных марок. А потому янтарный край оказался идеальным полигоном для выяснения отношений между сторонниками и противниками антикризисных действий правительства.

Союз труда и капитала

Акция в поддержку отечественного автопрома была намечена еще на январь, но ее перенесли: сотрудники "Автотора" пребывали в "техническом" отпуске, и митинговать "за" было некому. К тому же имелись опасения, что конвейер, с которого в прошлом году сошло 108 тысяч автомобилей, может и не заработать в назначенный срок. Но он все-таки заработал, и теперь в планах нынешнего года собрать до 150 тысяч авто - oт престижного Hummer до доступной Kia.

Гигант отечественного автопрома выглядит, надо признать, по-европейски презентабельно. Такое впечатление, будто до проходной - еще сороковые годы прошлого столетия, а за проходной - светлое сегодня или даже еще более светлое будущее. И в иномарках, которые сейчас выпускает "Автотор", уже не все заграничное. Раньше здесь только прикручивали колеса, теперь же это почти состоявшееся собственное производство по лицензии. Хоть и усеченный, но уже вполне реальный сектор.

- А в прежние времена на этой площадке размещалось производство военного назначения, - уточнил помощник исполнительного директора "Автотора" Александр Пустоутов. - Условия были такие, что в цехах можно было снимать документальные фильмы из цикла "Все для фронта, все для победы!".

Кстати, сам Александр Степанович в прошлом боевой генерал. Карьеру на заводе начинал с мастера, потом стал правой рукой исполнительного директора.

По его словам, при полной нагрузке "Автотор" может печь автомобили будто пироги - по экземпляру через каждые две минуты. И уже есть спрос. Например, Южная Корея подтвердила заказ на сборку 56 тысяч автомобилей, расширяется линейка BMW, а GM, которая приостановила производство в Ленинградской области, собирается разместить в Калининграде заказ на выпуск автомобилей Opel, причем от премиум-класса до среднего. Еще один источник промышленного оптимизма - заказ на производство 20 тысяч американских автомобилей для Восточной Европы.

- Разве в Европе уже не хватает своих производственных мощностей?

- Европейские автогиганты не станут корежить свое производство под такой незначительный объем, - разъяснили ситуацию "Итогам". - Калининградский автопром тем и хорош, что он компактен и универсален - не требует кардинальной перестройки под каждую новую модель.

Стало быть, на ближайшую перспективу занятость работникам обеспечена, и зарплата в двадцать тысяч рублей на круг практически гарантирована. Для Калининграда, даже с учетом стремительно растущей инфляции, - деньги пока что очень даже неплохие. Естественно, сотрудники "Автотора" протестные меро­приятия не поддержали.

Более того, и руководству завода, и рядовым работникам решение правительства о введении практически запретительной пошлины на импорт иномарок пришлось по душе. Иначе говоря, на предприятии образовалось противоречащее марксистско-ленинской логике единство труда и капитала.

Народный бизнес

В том уголке Калининграда, где разместилось областное правительство, частично еще сохранился прусский дух. Поэтому мы нисколько не удивились, когда выяснили, что замминистра экономики правительства области Владимир Ашихин ездит на новом "Мерседесе" представительского класса.

- А до этого какая у вас была машина?

- Тоже немецкая, но подержанная. Кстати, отличная была машина - износа нет!

- В Калининграде покупали?

- Где же еще! Весь европейский автоимпорт идет через нас.

По ходу разговора выяснилось, что как житель региона, где автобизнес стал процветающим народным промыслом, он от повышения таможенных пошлин на иномарки не в восторге. Но как государственный чиновник понимает: в стратегическом плане решение принято верное - надо развивать собственное производство. Впрочем, попытка выяснить у Владимира Ашихина цену вопроса дала неожиданный результат.

- Каков вклад местного автопрома в бюджет?

- Порядка трех миллиардов рублей.

- Но ведь перегонщики тоже что-то отчисляли в казну - и в государственную, и в областную...

- С каждой иномарки, которая пересекала границу, взималась таможенная пошлина в размере пяти-шести тысяч евро. Всего же за год через область проходило порядка двухсот тысяч автомобилей. Считайте сами, сколько все мы потеряли…

Посчитать несложно - потери только по западному направлению импорта автомобилей составили минимум миллиард долларов, часть которых должна была поступать и в региональный бюджет.

Сегодня на западной границе Калининградской области тишина - автомобильный поток практически иссяк. На некогда шумных торговых площадках остались только очень дорогие иномарки, а также автомобили, ввезенные до повышения пошлин. Но они вряд ли скоро обзаведутся владельцами. Во-первых, инфляция изрядно потрепала кошельки потенциальных покупателей. Во-вторых, те общедоступные иномарки, которые прежде стоили до десяти тысяч условных единиц, подорожали практически вдвое. А за эти деньги вполне можно приобрести и новый автомобиль - то есть, как и подразумевалось, реально поддержать отечественного автопроизводителя.

Но дело в том, что в условиях кризиса благосостояние народонаселения отнюдь не повышается. Калининградцам же не повезло вдвойне. Сначала по кошелькам жителей анклава ударили пошлинами на ввоз иномарок, а затем правительство вдруг обнулило пошлины на ввоз импортных телевизоров. В результате местная электронная промышленность, которая на 80 процентов обеспечивала телевизорами внутрироссийский рынок, легла на бок, а порядка десяти тысяч специалистов по сути оказались без работы.

- Такое впечатление, будто у нас не особая экономическая зона, а особая экспериментальная, - обрисовал ситуацию Владимир Ашихин. - Обнуление пошлин на импортные телевизоры на руку компаниям, которые использовали так называемые серые схемы для поставок электроники на российский рынок...

Как бы там ни было, а пока что экономика области несет серьезные убытки. Компенсировать потери предполагается, в частности, за счет развития судостроительной отрасли. Сейчас на Калининградском судостроительном заводе "Янтарь" по заказу Индии строятся три корабля ценой в несколько миллиардов долларов. Кроме того, как стало известно "Итогам", уже почти подписан "колоссальный контракт" на строительство партии кораблей для отечественного ВМФ и судов для гражданских мореходов. А это еще тысяча с лишним рабочих мест...

Согласные и несогласные

После введения пошлин без дела остались порядка 40 тысяч калининградцев, хотя пока количество официально зарегистрированных безработных в Калининграде не более одного процента - масса не критическая. Тем не менее, как отметил директор Центра занятости населения областной столицы Сергей Суздалев, некоторое напряжение в очереди на подведомственной ему бирже труда уже ощущается.

- Бунты прогнозируете?

- Я не политик, - дипломатично ушел от ответа наш собеседник. - Моя задача состоит в другом - оказывать первую помощь тем, кто потерял работу. И никакой политики!

Создалось впечатление, что руководитель Центра занятости даже не заметил митингов, которые прошли буквально под окнами его учреждения. Протестную акцию провело местное отделение КПРФ, которое, что нехарактерно для коммунистов, поддержало пострадавших от повышения таможенной пошлины автоперевозчиков - то есть преимущественно мелкую и среднюю буржуазию. Митинг вышел не особо бурным потому, что органы правопорядка применили неоригинальный, но эффективный прием - в превентивном порядке взяли под стражу самого яркого из местных защитников прав автоторговцев, лидера регионального общественного движения "Справедливость" Константина Дорошка. А без него и митинг не митинг.

Но еще, как говорится, не вечер. Поэтому милиция серьезно готовится встретить нарастающую протестную волну. Например, приостановлено сокращение штатного состава МВД и внутренних войск. Этим дело, конечно, не ограничивается. Главный упор - на позитив, массовые выступления в поддержку тезиса о том, что, несмотря на кризис, "жить стало лучше, жить стало веселей".

О прошедшей в Калининграде такого рода акции можно было бы и не упоминать - дежурное мероприятие, - если бы не выходка актрис местного молодежного театра, которые свою любовь к президенту и премьеру выразили в несколько фривольной форме. За что и поплатились - каждая на тысячу рублей штрафа. Но было забавно.

А вот с Константином Дорошком вопрос намного серьезнее. Безусловно, брать его под арест никакой необходимости в общем-то не было. Особенно в условиях экономической нестабильности, когда от чиновников требуется особенная деликатность.

- Мы же не с властью боремся и не с "Единой Россией", а с чиновниками, которые пользуются этой властью в собственных интересах, - просветил нас Константин Дорошок по выходе из узилища. - Мы хотим, чтобы власть была разумной и при этом учитывала интересы населения, хотя бы советовалась.

По его мнению - и это мнение разделяют многие жители региона, - надо было, наоборот, не повышать пошлины, а ослабить, чтобы люди могли хоть что-то зарабатывать и платить налоги. Надо было финансировать не банковскую систему, а потребителей, которые в конечном итоге сами бы и наполнили банковскую систему ликвидностью. Такая вот протестная макроэкономика.

- Ввиду того что в Калининграде еще не так давно муссировалась тема самоопределения вплоть до образования Балтийской республики, обвинений в разжигании сепаратизма не боитесь? - спрашиваем активиста.

- Что вы! Какой там сепаратизм! Я, например, отделяться от Родины не собираюсь. Более того, стал кандидатом в депутаты местного парламента...

Надо отметить, что у молодого политического лидера есть шансы стать депутатом. И не приходится сомневаться, что хотя бы в региональном масштабе он опять поднимет вопрос о пошлинах на иномарки. А еще он против решения о размещении в Калининградской области одной из игорных зон, которое было принято без учета мнений жителей города и без референдума по этому весьма неоднозначному вопросу. Как считает Константин Дорошок, такие "рабочие места" области не нужны.

Кстати, прежде чем заняться автобизнесом, он получил специальность радиомеханика, работал на стройке. И по совокупности этих признаков, а также за неплохое ораторское мастерство его уже сравнивают с бывшим лидером польской "Солидарности" Лехом Валенсой. Посмотрим, насколько это сравнение подтвердится.

Накануне отъезда из Калининграда мы зашли на авторынок, где теперь предлагают в основном продвинутые "Мерседесы" вкупе с "Поршами" и "Лексусами" по запредельной цене, и спросили у оставшихся продавцов, как повлияло повышение пошлин на их бизнес. Нам ответили, что никак. Покупателей сверхдорогих авто не смущают несколько лишних тысяч евро к цене авто стоимостью в 150 тысяч. Впрочем, даже таких клиентов, признают торговцы, кое-что беспокоит. А именно - падающий курс национальной валюты. Ведь и у богатых доходы, как правило, тоже в рублях. Что уж говорить о том самом среднем классе, который сегодня зовут на улицы и оппозиция, и партия власти.

С одной стороны

Следы "пятой колонны"

Акции протеста, связанные с экономическим кризисом, начались на Дальнем Востоке, где недовольны повышением пошлин на иномарки, и постепенно распространились по стране. По мнению главы комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Евгения Федорова (фракция "Единая Россия"), они являются не стихийным проявлением недовольства, а результатом иностранного вмешательства.

- Евгений Алексеевич, первый замруководителя фракции "ЕР" Владимир Пехтин заявил, что выплеснувшийся на улицы конфликт "искусственно разжигается группой заинтересованных лиц, в том числе и западными спецслужбами". Согласны с такой трактовкой?

- Характер событий в Приморье - и не только в Приморье - говорит, что за этим стоят все-таки не спецслужбы, а американский Госдеп. Спецслужбы, например, могут устроить теракт. Тут совершенно другой уровень. Известно, что Конгресс США выделяет на политработу в России многие миллионы долларов. Основная часть этих денег идет на неправительственные организации и СМИ, с помощью которых и реализуется соответствующая политика. Это обычные технологии мировой конкуренции, и применяются они далеко не только к нам. То же самое было, скажем, на Украине во время "оранжевой революции". А посмотрите, какую активную позицию по внешнеполитическим вопросам занимала Франция еще полгода назад. Но начались уличные волнения, которые, конечно, были спровоцированы извне, и Франция прикусила язык. Американцы запускают множество такого рода механизмов, чтобы сдерживать демонтаж однополярного мира.

- Но первоначально требования участников "антипошлинных" акций были поддержаны приморским отделением "Единой России". Как вы это объясняете?

- Просто не разобрались. Поступила дополнительная информация, и все стало на свои места. Кроме того, нужно учитывать, что мы партия, ориентированная на нужды людей. Но когда общаешься с человеком, не сразу понимаешь, протестует ли он в собственных интересах или потому, что так приказал ему заказчик.

- Возникает очень большой соблазн для власти - любые проявления недовольства можно выдать за "заговор мировой закулисы".

- Обратите внимание: первая реакция лидеров западных, европейских стран на беспорядки в этих странах - "это иностранный заговор". Это значит, что действительно существуют такие механизмы и что они используются повсеместно. Конечно, любое иностранное влияние бессильно при отсутствии изначального условия - недовольства населения. Но когда такое недовольство есть, на открытую рану мгновенно слетаются все, кто хочет реализовать свои политические интересы.

- Есть и еще одна проблема: решения принимаются в закрытом режиме. Уличная политика является следствием дефицита политики публичной. Разве не так?

- Полностью согласен: нам очень не хватает открытости. Но это связано прежде всего с неразвитостью гражданского общества. Ведь для того чтобы открыться, надо иметь партнера, с которым можно говорить.

- Возможно, в таких выступлениях и рождается гражданское общество.

- Гражданское общество рождается не на митингах, а в результате кропотливой ежедневной работы: создаются соответствующие общественные организации, проводят собрания, формируют уставы. Кстати, согласно плану-2020 саморегулирующимся организациям бизнеса должно быть передано 25 процентов функций органов госвласти. А уличная активность в нынешних условиях - это скорее признак незрелости гражданского общества. Во-первых, в этих процессах, как правило, видна иностранная рука. Во-вторых, участники акций совершенно не считаются с общенациональными интересами. Кризис, как и война, требует консолидации общества, а не его раскола.


Андрей Камакин

С другой стороны

Достучаться до небес

Люди должны перестать воспринимать власть как небожителей, которые спускают вниз какие-то непонятные предписания, убежден председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс.

- Игорь Юрьевич, насколько адекватной представляется вам реакция властей на акции протеста?

- Реакция не вполне адекватна. Главы местных администраций предпочитают вести диалог с Москвой, прося дотаций и советов, а не со своим населением. Конечно, кризис есть кризис. Кто-то переживает его более, кто-то менее остро. Но только сообща, путем широкого общественного диалога - на уровне партий, гражданского общества, экспертов - можно найти выход из ситуации. Если этого не будет, неизбежны серьезные социальные конфликты.

- Но, похоже, власть пока не готова к диалогу. В "Единой России" заявляют о том, что уличная активность инспирируется "заинтересованными лицами", а то и вовсе из-за рубежа - спецслужбами или самим американским Госдепом.

- Кроме ироничной улыбки, эти заявления ничего не вызывают. Мы уже столько раз проходили это в своей истории! Давайте лучше разберемся с тем, что происходит у нас дома. Это ЦРУ виновато в том, что люди теряют работу, что пенсию прибавили на тысячу, а набор необходимых продуктов подорожал на три? Это иностранные спецслужбы заставляют чиновников брать взятки? Это Госдеп растранжирил 200 миллиардов долларов из столь важных для нас золотовалютных резервов?

- Позиция партии власти претерпела, кстати, заметную эволюцию. Приморские "единороссы", например, сначала открыто поддерживали митингующих против повышения пошлин, а в руководстве партии говорили о необходимости скорректировать правительственные решения. Чем мог быть вызван такой резкий разворот?

- Первая реакция обычно самая правильная: "единороссы", которые поддержали протестующих, были со своим народом. Ну а каковы были дальнейшие политические расклады, я не знаю, это их собственная кухня. Очевидно одно: не ЦРУ и не "Моссад" выводят людей на улицы. Для этого не хватит никаких агентов. Если они смогут доказать обратное - супер! Весь народ поднимется тогда против "мировой закулисы". Но пока, похоже, никто в это не верит.

- Может ли власть в принципе предотвратить рост недовольства населения?

- Выход один - в большей открытости власти. Люди должны перестать воспринимать ее как небожителей, которые спускают вниз какие-то непонятные предписания. Если граждане страны увидят, что "пирог" пусть и сжимается, но делится относительно справедливо, во многом напряжение будет снято. Главное в этой ситуации - откровенность, гласность, публичное обсуждение всех вариантов.

- Но наличие диалога еще не означает, что экономическая ситуация будет улучшаться.

- Почему же? Широкое обсуждение резко снижает риск принятия ошибочных решений. Логика же многих сегодняшних действий власти совершенно непонятна.

- У сторонников жесткой линии есть свое объяснение: если снять страну с "ручного управления", то в условиях кризиса она рискует пойти вразнос, как во времена горбачевской перестройки.

- Сторонники жесткой линии должны понимать, что у нее есть свой предел. Ответом на жесткость тоже будет жесткость: сила действия всегда равна силе противодействия.


Андрей Камакин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера