Архив   Авторы  
Дмитрий Медведев и Владимир Путин в Доме музыки в Санкт-петербурге, ноябрь 2009 года

В зените власти
Политика и экономикаВ России

Что удалось Дмитрию Медведеву за половину его президентского срока?

 

На минувшей неделе исполнилось два года с момента избрания Дмитрия Медведева президентом. Прошедшая "двухлетка" вместила в себя столько, что хватило бы на полноценный президентский срок. Тут и конфликт с Грузией, и курс на потепление в отношениях с Западом, и амбициозный модернизационный проект, и попытка победить "евсюковщину", и реформа избирательной системы, и масштабная ротация губернаторского корпуса. В какую сторону Дмитрий Медведев разворачивает государственный корабль? Об этом на страницах "Итогов" рассуждают политологи Дмитрий Орлов, Михаил Ремизов и Алексей Чеснаков.

- С российско-грузинского конфликта начался политический отсчет президентского срока Дмитрия Медведева. Можно ли считать это событие знаковым?

Дмитрий Орлов: В период военного кризиса лета 2008 года президент Медведев действовал жестко, даже агрессивно, и абсолютно адекватно сложившейся ситуации. Стратеги Саакашвили делали ставку на то, что премьер Путин находится в Пекине, а президент Медведев недавно избран и не сможет решиться на принятие жестких мер. Этот расчет не оправдался. Конечно, сразу после конфликта с Грузией в отношениях с Западом создалась напряженность. Но сейчас отношения вошли в нормальную колею, стали более реалистичными. Я не думаю, что в диалоге с Западом нас ожидают какие-то кардинальные проблемы.

Михаил Ремизов: Президентом России были приняты два решения, которые действительно потребовали политического мужества. Отказ Москвы от военного вмешательства мог бы стать причиной затяжного и болезненного конфликта с участием партизанских сил всего Северного Кавказа. Ввод российских войск и прекращение грузинской агрессии на территории Южной Осетии без последующего признания Абхазии и Южной Осетии создали бы для российского военного присутствия ситуацию вакуума. Поэтому решение о признании этих республик и размещении там постоянных контингентов исключило возможность перерастания конфликта из регионального в глобальный. По сути, мы таким образом "разминировали" отношения с Западом.

Алексей Чеснаков: В ходе агрессии Грузии против Южной Осетии Дмитрий Медведев продемонстрировал свою готовность и способность решать самые сложные проблемы, как политические, так и военные. Я думаю, что в условиях обострения общемировой ситуации, связанной с глобальной безопасностью, действия Медведева в тот момент были показательным уроком для многих руководителей.

- Как вы оцениваете шаги президента по обновлению губернаторского корпуса?

Д. О.: Я считаю, что, во-первых, эти решения реализуются последовательно. А во-вторых, достаточно удачно. Губернаторский корпус обновлен весьма существенно.

М. Р.: Это та сфера, где у президента оказалась наибольшая "свобода рук". Этой свободой Дмитрий Медведев начал достаточно активно пользоваться. Мы увидели отставки таких "тяжеловесов", как Эдуард Россель и Минтимер Шаймиев. Президент дал понять, что руководители регионов не будут засиживаться на своих постах свыше разумных пределов.

А. Ч.: Многие губернаторы, находящиеся на посту уже несколько сроков, явно отработали свой ресурс. Необходимо производить их постепенную замену. Новые задачи, стоящие перед страной в целом, конечно же, формируют и новые задачи для конкретных регионов. Для этого нужны новые люди. Не в каждом регионе этакая закономерность работает, но в большинстве случаев необходимы более современные кадры. На смену "крепким хозяйственникам" идут "менеджерские" кадры.

- Востребован ли президентский кадровый резерв?

Д. О.: Попадание того или иного политика в этот резерв не означает, что ему гарантировано назначение на какой-то пост. Это не "опричная сотня" Ивана Грозного. Это всего лишь признание того, что образование, опыт и статус человека позволяют ему претендовать на занятие некоей суммы должностей.

М. Р.: Эта программа имеет достаточно много недостатков. Есть ощущение произвольности и кампанейщины. Ощущение того, что составители списка просто взяли и записали в резерв лиц, которые моложе такого-то возраста, состоят на госслужбе или в каких-то "заветных" корпорациях. Установка на ротируемость кадров и на ответственность должностных лиц у Дмитрия Медведева есть. Но собственной кадровой базы и систематической работы по ее созданию пока не видно.

А. Ч.: Кадровый резерв как институт должен работать не на сиюминутные задачи. К тому же у нас нет, как в США, системы "политических" должностей, которые обязательно нужно предоставлять новым людям. Кадровый резерв будет востребован не сразу, но то, что большинство из него получат те или иные возможности для реализации, несомненно.

- Насколько был необходим пост президентского полпреда на Северном Кавказе, который занял Александр Хлопонин?

Д. О.: Выдвижение Хлопонина - очень удачный ход. Прежде всего это ясный сигнал нашей старой региональной элите, боссам 90-х годов. Не случайно это назначение по времени совпадает и с уходом Минтимера Шаймиева, и с некоторым ослаблением позиций Муртазы Рахимова и Юрия Лужкова. В долгосрочном контексте задан вектор прихода к власти в регионах молодых и эффективных политиков.

М. Р.: Это решение говорит о самостоятельном подходе Дмитрия Медведева к ключевым проблемам. Назначить чиновника, который плохо ориентируется в кавказской специфике, с фактически генерал-губернаторскими полномочиями - это во всех отношениях смело. Но это риск, который содержит в себе возможность выигрыша. Александр Хлопонин является управленцем, который умеет разрешать кризисные ситуации. Он также способен обеспечить финансовый контроль за значительными средствами федерального центра, расходуемыми в регионе. Кроме того, он в состоянии обеспечить баланс между региональными силовыми центрами и их разумное сдерживание.

А. Ч.: Хлопонин - кандидатура политическая и менеджерская, а не силовая. Это назначение демонстрирует соответствующие намерения и Дмитрия Медведева лично, и высшей государственной власти в целом в отношении Северного Кавказа. Регион нуждается не в военных, а в гражданских технологиях.

- Как вы оцениваете курс на модернизацию, объявленный президентом?

Д. О.: Думаю, что будущее модернизационного проекта в России прежде всего будет зависеть от двух факторов. Во-первых, нахождение конкретных, "инструментальных" решений, создание, закупка и внедрение современных технологий. Второй фактор - устойчивая коалиция в поддержку модернизации. Пусть на первых порах она будет небольшой. Но если она станет постоянно расширяться, уверен, что модернизационный проект в России окажется успешным.

М. Р.: Президент Медведев неоднократно говорил о том, что именно смена модели развития является вопросом выживания нашей страны в современном мире. Это была некая "точка входа" в модернизацию. А вот с тем, чтобы сформулировать программу форсированного развития под управлением государства, дела пока обстоят не столь успешно.

А. Ч.: Дмитрий Медведев действует в соответствии с той логикой и тем планом, которые в свое время предложил Владимир Путин, а именно: необходимо сначала аккумулировать ресурсы, а потом их разумно расходовать. Медведев в своей статье "Россия, вперед!" обозначил причины, по которым дальше ждать и копить силы уже не стоит - нужно действовать более энергично, несмотря на кризис. Нужно учитывать, что модернизация страны - весьма дорогостоящая вещь, которая по многим направлениям даст отдачу не сразу, а через годы. Тем не менее она необходима.

- Насколько эффективны политические новации последних двух лет?

Д. О.: Президент весьма последовательно действует в сфере развития демократических институтов и политической системы. Его политика направлена на то, чтобы достроить "здание нулевых". Политический и экономический курс в первые годы XXI века, в отличие от "ревущих 90-х", проводился с опорой на большинство. Поворот Путина к большинству сейчас кажется само собой разумеющимся. Тогда же это была настоящая революция. Демократическая, между прочим. Миссия Медведева, миссия преемника, состояла в том, чтобы сделать следующий шаг. Дойти до тех групп населения и системных политических сил, чье мнение отличается от представлений большинства. И он до этих групп дошел.

М. Р.: Что касается собственно политической реформы, то здесь заявлена цель повышения качества представительства политических сил в законодательных органах. Но, к сожалению, главный вопрос трансформации политической системы пока не поставлен. Сумеем ли мы создать систему, которая будет способна стать опорой и субъектом модернизации? Здесь альтернатив не так много. Субъектом развития может быть эффективная бюрократия с очень жесткими правилами отбора, критериями ответственности и подотчетности политическому руководству, как это было в Сингапуре. Может быть доминирующая партия, как в Китае. Или партия лидерского типа, как во Франции при де Голле. Наша бюрократия и наша партия власти предельно далеки от этих моделей. И о том, как это исправить, к сожалению, говорится гораздо меньше, чем о повышении качества представительства политических меньшинств.

А. Ч.: Дмитрий Медведев рационализовал подход к развитию политической системы. Кстати, все признают, что Медведев - профессиональный юрист и он хорошо понимает, что подобного рода изменения должны сопровождаться не только сигналами от высшей власти, не только законами, но и изменениями в политической культуре. А эти изменения не настолько быстро происходят, как некоторым хотелось бы. Но если их не учитывать - можно наломать дров. Модернизацию невозможно провести в условиях политической смуты.

- Имеет ли шансы на успех инициированная президентом реформа МВД?

Д. О.: Я в этом не сомневаюсь. МВД станет более прозрачным для общественного контроля и более эффективным ведомством.

М. Р.: Те решения, что были объявлены, можно называть лишь стартовой точкой реформы. Потому что и сокращение численного состава МВД, и ликвидация отдельных департаментов, и передача вторичных функций другим ведомствам - все это производит впечатление бессистемного реагирования на информационный негатив вокруг милиции. Обсуждаются более серьезные и комплексные действия, связанные с формированием единого следственного комитета, с выведением внутренних войск из структуры МВД, с образованием гражданской дорожной службы на базе ГИБДД и так далее. Судьба подобных инициатив, которые действительно могут называться реформой, пока не очевидна. Власть в данном случае руководствуется прин-ципом "не навреди".

А. Ч.: Нужно учитывать, что реформа таких ведомств должна сопровождаться изменениями в общественном сознании. Милиционеры к нам не с Луны завозятся - их проблемы, недостатки и пороки происходят от проблем всего общества.

- Насколько эффективна деятельность нынешнего властного тандема?

Д. О.: Эта структура показала достаточную эффективность. Путин был и остается национальным лидером, Медведев - лидер обновления. У двух политиков, которые в этот тандем входят, разный политический стиль, в определенном смысле разные методы работы. Но совершенно очевидно, что по прин-ципиальным вопросам они действуют в единой логике. В любом случае конфликтного сценария, которого некоторые ждали, не случилось.

М. Р.: Тандем оказался более устойчив, чем можно было предположить. Ожидалось, что эта конструкция будет генерировать конфликты. Она действительно их генерирует, но это конфликты "средней интенсивности", которые порой даже конструктивно влияют на систему в целом. Тандем эффективен как инструмент контроля над ситуацией. Но неэффективен как механизм развития. Ситуация, при которой заведомо несменяемы премьер-министр, вице-премьеры и ключевые министры, не благоприятствует реализации принципа ответственности высших должностных лиц за результаты работы. Это вопрос не личностный, а сугубо институциональный. Несменяемость высших должностных лиц ведет к бесконтрольности бюрократии в целом.

А. Ч.: Тандем - уникальное политическое явление. Он неоднократно доказывал свою эффективность. Только далекий от реальности человек может не видеть, насколько успешно глава государства и глава исполнительной власти смогли работать в условиях мирового экономического кризиса. Благодаря слаженной работе и доверию Медведева и Путина страна не слетела с катушек. Пусть такие формулировки не всем нравятся - но это факт.

- Чего вы ожидаете от второй президентской "двухлетки" Дмитрия Медведева?

Д. О.: Энергичного завершения реализации его политической программы. Например, модернизация, которая заявлена более или менее детально, должна к концу его легислатуры стать реальным проектом.

М. Р.: Два года президентства Дмитрия Медведева оказались более напряженными, чем предполагалось. Сейчас, чтобы состояться как политическая и историческая фигура, президенту очень важно добиться успеха на таких ключевых направлениях, как диверсификация экономики и инновационное развитие. Проблема состоит в том, что экономические успехи, даже при самом благоприятном развитии ситуации, будут заметны лишь через годы. Но вот дать обществу возможность увидеть, что процесс действительно пошел, можно уже сейчас.

А. Ч.: Я ожидаю продолжения умной политики на постепенное изменение и улучшение жизни страны.

Кто есть кто



Дмитрий Орлов - политолог, политтехнолог, специалист в области общественных связей, публицист. Кандидат исторических наук. Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций. Консультант администрации президента РФ и партии "Единая Россия". Советник секретаря президиума Генсовета "Единой России". Президент Российского антикризисного форума. Сопредседатель общественного совета "Честный выбор" (на фото слева).

Михаил Ремизов - политический философ, публицист. Кандидат философских наук. Президент Института национальной стратегии. Соавтор и координатор ряда публичных аналитических докладов, посвященных вопросам развития политической системы, проблемам международной, экономической, оборонной, миграционной и конфессиональной политики России (в центре).

Алексей Чеснаков - кандидат политических наук. В 2000-2008 годах - начальник отдела политического планирования, заместитель начальника Управления внутренней политики президента РФ. С 2008-го - директор Центра политической конъюнктуры. Руководитель Общественного совета при президиуме Генерального совета партии "Единая Россия" по взаимодействию со средствами массовой информации и экспертным сообществом.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера