Архив   Авторы  
Дмитрий Медведев договорился с Виктором Януковичем создать десятилетний план по синхронному "плаванию" экономик России и Украины

Особые отношения
Политика и экономикаВ России

Москве и Киеву вместе пока тесно, но порознь уже скучно



 

Как подтвердил официальный визит Дмитрия Медведева в Киев, операция "Кооперация", стартовавшая в российско-украинских отношениях с приходом к власти Виктора Януковича, не обещает легких решений. В Киеве подписаны, безусловно, важные документы (самый заметный - договор о демаркации сухопутной границы, буксовавший целых семь лет), но, как говорится, из второго эшелона. Самые прорывные и значимые соглашения об обмене активами, а то и слиянии некоторых компаний находятся пока в стадии проработки. Да и наивно было бы ожидать, что столь масштабные документы будут подготовлены в такие короткие сроки. Главное не в интеграционной тактике сторон, а в том, что процесс, как говорится, пошел. Хотя бы непродолжительный тайм-аут Москве и прежде всего Киеву необходим. Слишком уж амбициозна стоящая перед Россией и Украиной задача: речь идет о качественно новом проекте на постсоветском пространстве - строительстве "особых отношений", на манер англо-американских, сцементированных общими бизнес-активами, выгодами и интересами.

Спасательный круг

По словам Дмитрия Медведева, важно "создать систему, при которой и социально-экономическое развитие наших стран, и их экономики развивались синхронно", и они уже "с президентом Януковичем договорились, чтобы создать такой план на 10 лет". Масштабное партнерство намечено по целому ряду стратегических отраслей: в нефтегазовой сфере, электро- и атомной энергетике, космической промышленности, самолето- и судостроении. А это значит, что предстоят отчаянные торги по каждому болту и гайке: как подсказывает опыт тяжб Москвы и Киева по долгам СССР и загрансобственности, украинцы торгуются так, что восточный базар отдыхает.

При этом вероятность отхода от взятого курса, во всяком случае в среднесрочной перспективе, равна математической погрешности: у Москвы нет сомнений в правильности выбора, а у Киева - пространства для маневров. Украине вряд ли по силам в одиночку выбраться из экономического коллапса, а Евросоюзу сейчас явно не до нее: своих неприятностей - и с Грецией, и с новобранцами ЕС - по горло. К тому же Запад, похоже, вообще утратил интерес к "оранжевым" проектам близ российских границ: Вашингтон по сути не заметил схлопывания таковых на Украине и в Киргизии, в НАТО спокойно отнеслись к продлению срока аренды Черноморским флотом базы в Севастополе, де-факто торпедирующему вступление украинцев в альянс.

Словом, Россия, готовая щедро кредитовать и инвестировать Украину, - едва ли не единственный спасательный круг как для украинской экономики, так и для новой власти в Киеве.

Интеграционные резоны Москвы - самого широкого свойства, от геополитических до военно-стратегических, при этом они во многом совпадают с киевскими. Прежде всего Россию ничуть не радует перспектива обрести экономический и политический Чернобыль у себя под боком, но греет идея повысить качество, капитализацию и удельный вес в мире собственной экономики за счет интеграции с украинской.

Одна из самых горячих тем - возможное объединение "Газпрома" и "Нафтогаза". Речь скорее всего пойдет не о слиянии двух, мягко говоря, разновеликих компаний, но о создании СП на основе поэтапного обмена активами. В экономическом смысле проект безусловно выгоден обеим сторонам. Для "Газпрома" это прежде всего прямой выход на украинских потребителей, к тому же в обмен на долю в каком-нибудь из газовых месторождений он мог бы получить некоторые украинские подземные газохранилища. На этом фоне затраты на финансовую помощь "Нафтогазу" выглядят скромно, хотя долги компании оцениваются в 4 миллиарда долларов, а на ремонт труб требуется 2,5 миллиарда. Сделка весьма привлекательна и для "Нафтогаза": украинская транзитная труба будет не только модернизирована, но и гарантированно загружена. К тому же Москва вполне может предоставить партнерам доступ к российским месторождениям, что снизит для украинских потребителей цену на энергоносители. Не говоря уже о том, что такой шаг, гарантировав Европе безопасность газовых поставок, сулит обеим сторонам изрядные имиджевые дивиденды.

Украина, вне всякого сомнения, будет рассматривать это предложение - ее нынешнее экономическое положение практически не оставляет ей выбора. Но оно, безусловно, сулит и стратегические потери, ограничивая маневр в отношениях с ЕС. Так что это предложение обречено на яростное сопротивление оппозиции и вряд ли будет скоро принято. Но, как говорится, лиха беда начало.

Национальная гордость малороссов

По мнению экспертов, размер российских вливаний, на которые сможет рассчитывать Киев, будет напрямую зависеть от формы и условий предоставления финансирования. Если Украина сможет предложить привлекательные пакеты собственности в интересующих Россию предприятиях, то инвестиции могут исчисляться десятками миллиардов долларов. Если же это будет просто долговое финансирование, то суммы окажутся значительно меньше.

Но, собственно, стоит ли игра свеч, если возможный приход к власти украинской оппозиции может означать и пересмотр договоренностей по ЧФ (выход из договора, по Венской конвенции, возможен при каких-то форс-мажорных обстоятельствах), и разворот всей политики Киева на сто восемьдесят градусов? Риск, конечно, есть. Но кто не рискует... Застраховать от такого сценария может лишь успешное бизнес-сотрудничество, результаты которого почувствуют все украинцы - и на западе, и на востоке.

Впрочем, нынешний лидер оппозиции Юлия Тимошенко в бытность премьером, по не опровергнутой ею информации, тоже вела переговоры о продлении пребывания ЧФ в Крыму. Юлия Владимировна вообще политик крайне прагматичный, и если на следующих выборах ее партии вдруг удастся получить большинство, она вряд ли решится на пересмотр безусловно выгодных соглашений с Москвой. Так что риск тут невелик.

Но времени на раскачку не так уж много: выборы в Верховную раду пройдут максимум через два года. "Нужно вести переговоры на всех этажах общественно-государственного здания, включать парламент, гражданское общество", - говорит в интервью "Итогам" директор Института стран СНГ, депутат Госдумы Константин Затулин (он же - крестный отец идеи особых отношений между Москвой и Киевом).

Партия регионов чрезвычайно неоднородна и оттого очень податлива к аргументации, отмечает депутат. В ее рядах немало тех, кто предлагает поспешать медленно в восстановлении отношений с Россией. Иначе, мол, всех перепугаем, расколем Украину и так далее. Эффект от этой аргументации усиливается тем, что политическая элита в отличие от населения гораздо более зашорена антироссийскими страхами. Депутаты же там весят значительно больше, нежели у нас, они многое решают, и с ними обязательно надо вести диалог, подчеркивает Затулин. При этом наши власти, по его мнению, впадают в тот же грех, что и в 2004-2005 годах: думают, что достаточно договариваться на уровне премьеров и президентов.

Что ж, интеграция с Украиной - дело вообще непростое и чрезвычайно хлопотное, не только в силу фактического раскола страны, но и оттого, что она уже сильно оторвалась от российских правил игры в экономике, в частности вступила в ВТО. Эти обстоятельства, а также удельный вес Украины в международной политике и "особенности национального характера" диктуют необходимость строительства с ней совершенно особенных отношений, используя все возможности и инструменты.

Момент для этого удачный, если не уникальный. Это пока нам вместе еще тесно, но врозь уже скучно...

мнение

Пятилетку за месяц

О перспективах экономической интеграции России и Украины в интервью "Итогам" рассказал вице-премьер украинского правительства Сергей Тигипко.

- Сергей Леонидович, имеются ли, на ваш взгляд, экономические резоны против интеграции Украины с Россией?

- Я считаю разрыв взаимовыгодной кооперации между украинскими и российскими предприятиями ошибкой предыдущей власти, продиктованной политической конъюнктурой. Огромный потенциал для сотрудничества есть в энергетике, авиастроении, оборонной промышленности, машиностроении, в том числе транспортном. Сегодня экономическое партнерство с Россией выходит на новый уровень. Договоренностей о сотрудничестве в различных областях только за последний месяц достигнуто больше, чем за предыдущие пять лет. На фоне мирового кризиса заметно возрастает значение российского инвестиционного капитала для украинской экономики. Украинский бизнес давно и успешно сотрудничает с российским. С приходом нового президента очень мотивирована на сотрудничество и власть. Говорить с российскими партнерами нужно с позиций здорового прагматизма, и я уверен, что мы найдем множество конструктивных решений.

- Какие вы видите аргументы за и против создания крупных российско-украинских компаний путем обмена активами?

- Создание совместных предприятий имеет смысл тогда, когда от этого выигрывают обе стороны. В частности, очень интересным может быть сотрудничество в области авиастроения. Для нас это и новые рынки, и оборотные средства, которых не хватает сейчас нашим заводам. Безусловно, наряду с плюсами нужно не забывать и о возможных минусах, которые необходимо учитывать при принятии решений. Нельзя допустить, чтобы вместо взаимовыгодного сотрудничества произошло поглощение более слабого в финансовом отношении предприятия крупным партнером. Поэтому все решения, принимаемые в этом направлении, должны очень тщательно готовиться.

- Возможно ли в перспективе вступление Украины в Таможенный союз и Единое экономическое пространство?

- На данный момент я не считаю актуальным вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. Украина ведет переговоры об ассоциированном членстве в ЕС и создании зоны свободной торговли с Евросоюзом. Это направление определено как приоритетное. Таможенный союз пока не является устоявшимся образованием, и разговоры о перспективе вступления в него Украины пока, на мой взгляд, являются преждевременными.

- Учитывают ли на Украине факт того, что Евросоюзу при его собственных нынешних проблемах сейчас недосуг всерьез заниматься украинскими?

- Украинскими проблемами должны заниматься в первую очередь мы сами. Евросоюз проходит и будет проходить через серьезные трансформации, которые подстегиваются мировым кризисом и финансовыми проблемами в некоторых странах Европы. Украинская власть, безусловно, учитывает эти обстоятельства при формировании внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера