Архив   Авторы  
Без воды человек может продержаться самое большее несколько дней. Как долго можно обходиться без госпрограммы «Чистая вода», пока неизвестно. Но, по некоторым данным, она будет утверждена уже этой осенью

Политика чистой воды
Политика и экономикаВ России

Реформа водоснабжения не обещает замены ржавых труб, но гарантирует рост тарифов


 

Доказано: без питьевой воды человек может продержаться самое большее 10 дней. Нынешняя жара сокращает этот срок максимум до двух суток. Как долго можно обойтись без госпрограммы «Чистая вода», пока неизвестно. Но, судя по всему, срок воздержания подходит к концу. Проект документа, декларирующего своими целями «бесперебойное обеспечение граждан страны чистой водой» и «модернизацию сектора водоснабжения и водоотведения», внесен в правительство. По оптимистическим прогнозам программа может быть утверждена осенью. Но есть и другие мнения. Оппонентов смущает в числе прочего несоразмерная предложению цена вопроса.

Программа минимум и максимум

Точная стоимость программы — одна из главных загадок «Чистой воды». Причина в том, что окончательной версии проекта пока нет. Тем не менее о масштабе предполагаемых трат можно судить по варианту от 20 апреля 2010 года (дата внесения документа в правительство). Согласно паспорту программы «среднегодовой объем финансирования из средств федерального бюджета составит 20 миллиардов рублей в базовом варианте, 40 миллиардов рублей в инновационном варианте». Последний — обеспечит «существенное улучшение качественных и количественных характеристик сектора водоснабжения и водоотведения». Сроки реализации определяются следующим образом: первый этап — 2009—2012 годы, второй — 2012—2017. Понятно, что временные рамки уже устарели. Но если общая продолжительность действия программы — девять лет — и обозначенные суммы останутся неизменными, то ее цена составит от 180 (базовый сценарий) до 360 миллиардов рублей.

На первом этапе предполагалось потратить 120,2 миллиарда в максимальном, инновационном варианте и 60,1 миллиарда — в базовом. Статьи расходов следующие: 1) софинансирование региональных программ (54 миллиарда — инновационный сценарий, 27 — базовый); 2) образование российского фонда развития систем водоснабжения и водоотведения (соответственно 45 и 22,5 миллиарда); 3) стимулирование инновационных отечественных разработок и производства оборудования и материалов (21 и 10,5 миллиарда); 4) реализация пилотных проектов (8 миллиардов); 5) создание информационно-аналитической базы и мониторинг госпрограммы (200 и 100 миллионов рублей).

Программа устанавливает ряд конкретных целевых показателей. В частности, через 9 лет доля населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению, должна увеличиться до 95 процентов в инновационном и до 90 — в базовом варианте (сегодня — 78). При этом счастливцы, потребляющие питьевую воду надлежащего качества, составят соответственно 92 и 83,2 процента (сегодня этого лишен каждый второй житель России). Наконец, объем частного капитала, привлеченного в сектор водоснабжения, водоотведения и смежные отрасли, составит в «продвинутой» версии 449,1 миллиарда и 224,6 — в базовой.

Кстати, заманивание в отрасль частного капитала — пожалуй, главный конек проекта. В перечне основных задач первым номером идет «создание эффективной бизнес-среды и условий для привлечения частных инвестиций». Одним из главных элементов новой системы должны стать концессионные соглашения. В частности, предполагается сделать возможным передачу в концессию водохозяйственного имущества, находящегося в собственности муниципалитетов.

Речь также идет о переходе на новую систему тарифообразования. В какую сторону и как сильно изменится при этом плата за воду, авторы проекта благоразумно умалчивают. Но вполне достаточно и косвенных указаний. «Тот доход, который инвесторы будут получать на вложенные средства, должен быть сопоставим с рисками, которые они несут». Кроме того, в программе недвусмысленно сообщается, что тарифы на «водные» услуги в России приблизительно в три раза меньше, чем в странах Западной Европы.

Есть у «Чистой воды» и другая весьма примечательная особенность. По словам депутата Госдумы Руслана Кондратова, «программа не предусматривает замены ржавых труб и коммуникаций ЖКХ. Наша задача — при минимальных вложениях обеспечить население качественной питьевой водой. Для этого новые технологии по фильтрации воды будут устанавливаться в домах и квартирах».

Разработчик программы, гендиректор Института микроэкономики Сергей Гальперин «всецело согласен» с этой оценкой. По его словам, выбор в пользу данной стратегии дался непросто. Когда институт взялся за разработку программы, «некоторые люди» предлагали «вкладывать в трубы, в ЖКХ». Но, по мнению гендиректора, в этом случае «мы, как всегда, зарыли бы деньги в землю» — без каких-либо видимых результатов. Разработчики настояли на ином, инновационном подходе — «с новыми технологическими решениями и механизмами финансирования». Конечно, ржавые трубы тоже нуждаются в обновлении, признает Гальперин. Но это задача уже другой госпрограммы, посвященной сугубо модернизации ЖКХ. По его информации, проект этого документа также вот-вот сойдет со стапелей.

Что же касается «фильтрации всей страны», то подход, убежден Гальперин, должен быть дифференцированным: «Где-то будет выгодно установить фильтр в квартире, где-то — в доме, какие-то будут обслуживать группу домов». Решения в каждом конкретном случае должны принимать местные власти и население.

Где гарантия, что госпрограмма не превратится в кормушку для конкретных производителей фильтров? По словам Гальперина, опасения беспочвенны: «Будут проводиться открытые, гласные конкурсы по отбору проектов». И там — пусть победит сильнейший.

Истоки и смысл

О существовании проекта страна впервые узнала из выступления спикера Госдумы Бориса Грызлова на съезде «Единой России» 2 декабря 2006 года. Но уже скоро «Чистая вода» начала переливаться за партийные края. Процесс выхода в свет стартовал в начале 2008 года. Сперва программой (на тот момент она называлась федеральной целевой) озаботилось Министерство регионального развития. Но практически сразу проект обрел более высокий статус госпрограммы и более представительный авторский коллектив. Была образована межведомственная рабочая группа, которую возглавил вице-премьер Александр Жуков. Ну а непосредственным исполнителем стало Минэкономразвития. Которое, в свою очередь, подрядило в качестве научного разработчика Институт микроэкономики.

В ноябре 2009-го, выступая на форуме «Чистая вода-2009», Борис Грызлов объявил, что госпрограмма готова, согласована и будет утверждена уже в декабре. Но прошел декабрь, январь, еще полгода — программа не принята. Информация из коридоров власти довольно скупа. Известно, что 20 апреля Минэкономразвития внесло проект в правительство. После короткого рассмотрения он был отправлен на доработку, а в июне вновь вернулся в белодомовский аппарат и сейчас пребывает в стадии согласования.

Кстати, хотя госпрограмма и затрагивает тему внедрения фильтров отечественного производства, ни известный изобретатель-самородок Виктор Петрик, ни его ноу-хау в тексте не упоминаются. Да и «ЕР» пришлось сдать назад: на имя Петрика здесь сегодня наложено табу. Но негативный информационный шлейф, видимо, пока далеко не рассеялся.

Впрочем, есть еще и другая причина не торопиться с принятием «Чистой воды». По версии, например, Евгения Федорова, главы Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, «такого понятия, как госпрограмма, в принципе юридически не существует». «Чистая вода», по его словам, будет принята не раньше, чем пройдет реформа бюджетного финансирования: «Она была запланирована на этот год, но, видимо, Минфин не успел подготовить соответствующие поправки».

Да и сама программа, по мнению депутата, это далеко не единственный метод решения проблемы. В Думе разрабатывается технический регламент «О безопасности питьевой воды», он будет готов к осенней сессии. Ну а пока, по мнению парламентария, усилия следует сосредоточить на выполнении уже действующих ФЦП, в которых затрагивается проблема водоснабжения. Таковых семь. В том числе, например, программа «Жилище» (с подпрограммой «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»).

Кстати, расходы государства на решение проблемы и сегодня отнюдь не маленькие. По подсчетам Федорова, на эти цели выделяется — через те же ФЦП — 30 миллиардов рублей в год.

Во что это выльется

Это мнение законодателя. А что говорят эксперты? «В тексте программы нет никаких указаний на то, откуда взялись цифры расходов, — объясняет свою позицию один из наиболее активных оппонентов проекта, гендиректор НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды Артем Гнипов. — Что такое «базовый» и «инновационный» варианты? Хотя бы на уровне методологии это должно быть изложено. Экономический раздел занимает почти 100 процентов содержания программы, но конкретика практически отсутствует, экономика размыта в общих фразах». Это далеко не единственная претензия. Центральное возражение касается самого механизма разработки программы. «Не были привлечены ни научные, ни производственные, ни коммерческие структуры, профессионально занимающиеся вопросами коммунального водного хозяйства», — указывает Артем Гнипов. Кроме того, многие положения проекта можно воспринимать как уход государства из сферы питьевого водоснабжения: «Все надежды возлагаются в основном на потенциальных инвесторов и кредитные организации. В этом смысле не очень понятно само назначение госпрограммы». И так далее и тому подобное: список выявленных экспертами узких мест сравним по объему с самой программой.

Разработчик программы Сергей Гальперин возражает: по его мнению, дело в непонимании критиками самой философии программы: «Упор сделан на государственно-частное партнерство. Основная тяжесть финансирования ляжет на бизнес». Государство же займется, во-первых, подготовкой законодательной и нормативной базы. Во-вторых, отбором новых перспективных технологий, чтобы рекомендовать их потом бизнесу. В-третьих, поддержит бизнес в реализации инновационных проектов — субсидируя, например, процентные ставки по кредитам...

Так или иначе, вопросов к «Чистой воде» пока больше, чем имеется ответов. Но вряд ли стоит винить в том научный коллектив проекта. Эти счета должен по справедливости оплачивать тот, кто «заказывает музыку». Как ни парадоксально, плюсом «Чистой воды» как раз является то, что проект прочно ассоциируется с конкретной политической силой. В случае принятия госпрограммы станет наконец ясно, к кому обращаться, если в кране вдруг не окажется пригодной для питья воды, а в платежках появятся не соответствующие здравому смыслу суммы.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера