Архив   Авторы  
Тюменцы считают, что их город — лучший. И он действительно сильно изменился за последние годы

Собянин-бург
Политика и экономикаВ России

Для того чтобы понять, какой станет Москва при Сергее Собянине, достаточно прогуляться по собянинской Тюмени





 

Во времена оные Тюмень дразнили столицей всех деревень — уж больно была она заскорузла, провинциальна и немудряща. Но в один прекрасный момент в городе открыли первый восхитительной красоты фонтан. Красную ленточку перерезал не слишком известный в те времена губернский начальник по фамилии Собянин. С тех пор в том самом фонтане немало воды утекло. Тюмень из былой неприбранной «тетки» превратилась в элегантную, вполне себе европейскую «мадам», а сам Сергей Семенович уже вовсю обустраивает Первопрестольную. Репортеры «Итогов» прогулялись по похорошевшей Тюмени, чтобы понять, какой вскоре может стать она, Москва собянинская.

Нам любые дороги дороги

Фонтанов в Тюмени множество. Именно Собянин завел в городе моду на них — каждое самоуправление посчитало необходимым установить у себя на территории хоть маленький, но свой «водомет». Любовь Собянина к воде вполне понятна — она хорошо отмывает. «Можно сказать, что главное дело, за которое взялся Собянин в Тюменской области, — это ликвидация всякого рода нечистоты. Начиная с органов управления (он не терпит коррупцию и бюрократизм) и кончая обыкновенной грязью на улице, — рассказывает Светлана Ярославова, директор местного центра по изучению гражданских инициатив. — Он любит, чтобы все было аккуратно, чисто и законно».

Начал Собянин, как и сейчас в Москве, с дорог. До сих пор его главной заслугой тюменцы считают идеальное состояние трасс и тротуаров. Причем все, кого ни спроси про достижения бывшего губернатора, говорят многозначительно, с придыханием: «Дороги!..» Между Тюменской областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами была достигнута договоренность, что строительство, реконструкция и ремонт дорог — это зона совместного ведения. В итоге, как утверждают автомобилисты, тюменские автотрассы разительно отличаются от соседских — стоит доехать до границы, например, со Свердловской областью, чтобы почувствовать разницу. А еще с подачи Собянина вокруг Тюмени была построена объездная дорога — аналог МКАД.

Любовь местных властей к дорожному делу особенно заметна зимой. Снегоуборочная техника по дорогам бродит стадами. Проезжая часть сухая, обочины чистые, на тротуарах сугробов нет. Правда, центральную часть города в свое время замостили какой-то неудачной брусчаткой — горожане жалуются, дескать очень скользкая. Старушки по ней летали, почти как у Даниила Хармса. На этой почве даже расцвел маленький бизнес — в центре появился частный травмопункт, где предлагали первую медицинскую помощь. Несложный перелом конечности обходился пострадавшему примерно в 6—7 тысяч рублей. Дело пошло, медпункт неплохо зарабатывает… Злосчастную плитку меняют, правда, как рассказывают горожане, не везде. А еще в пору собянинского губернаторства тротуары украсили роскошными бордюрами — говорят, дорогущими. Если верить городскому фольклору, подряд на их установку получила некая фирма, аффилированная с супругой бывшего губернатора.

Когда Собянин уехал на повышение в Москву, в Тюменской области появился новый губернатор. И жителям сразу показалось, что дороги вдруг стали куда хуже, и снегоуборочной техники меньше, и шуршит она вроде не так резво. Городские власти оправдываются: последняя зима выдалась каверзной — то плюсовая температура, то минусовая, и на дорогах моментально образовывалась корка, которую скалывали техникой, снабженной специальными ножами-ледорубами. Ножи от усердия ломались десятками. Но горожане все равно ворчат.

Последним поводом для фи стали планы городских властей построить в Тюмени новый подземный пешеходный переход. Вообще-то и первым, спроектированным еще при Собянине, а построенным в прошлом году, общественность недовольна — он выполнен в граните и обошелся, по разным данным, от 500 миллионов до миллиарда рублей. Местные «пикейные жилеты» утверждают, что это чуть ли не самый дорогой подземный переход в мире. Впрочем, что касается цены стройки, то она обусловлена не помпезностью (никаких статуй и барельефов там нет — тоннель как тоннель), но еще и тем, что Тюмень стоит на болоте, мешающем любому проникновению в недра.

У городской администрации на сей счет имеются свои соображения. «Подземный переход в этом месте необходим для удобства жителей. У нас планируется расширение дороги с четырех полос до шести, — рассказывает пресс-секретарь администрации Тюмени Гульнара Сидоркина. — В этом месте дорогу переходит примерно 21 тысяча человек в сутки. А светофор будет работать дольше — 1,5 минуты вместо 40 секунд. То есть, если все оставить по-прежнему, неизбежно будут возникать пробки».

Увы, но за время губернаторства Собянина справиться с пробками в Тюмени так и не удалось — застрять можно всерьез и надолго. Мы, к примеру, будучи в центре города, вызвали такси, полчаса его ждали, но так и не дождались — машина застряла где-то на подъезде. Есть на это и объективные причины — плотность автомобилей в Тюмени больше, чем московская: зарегистрировано около 300 тысяч единиц автотранспорта, и это при том, что население составляет около 600 тысяч человек! Собянин, предчувствуя коллапс, бросил все силы на общественный транспорт — в какой-то момент по Тюмени забегали троллейбусы с надписью «Губернатор — тюменцам». Однако проект, как говорится, не пошел, и троллейбусы сейчас пылятся где-то в отстойниках.

Лампочка Семеныча

Сейчас городская общественность активно обсуждает очередную новостройку. На этот раз — памятник основателям города. Народное голосование за тех или иных исторических персонажей уже началось (среди них Василий Сукин и Иван Мясной, в самом деле основавшие поселение в 1586 году, и даже Ермак, отношение к городу имеющий косвенное). Стоит отметить, что недостатка скульптурных форм в городе не ощущается. Например, в одном их городских скверов резвится монументальное семейство кошек. Таким образом увековечена память о сибирских котах, которые спасли от грызунов питерский Эрмитаж. Напротив — площадь Солнца, на которой постоянно прогуливаются голуби, подкармливаемые заботливыми горожанами. Связь между птицами и площадью объяснила пенсионерка: раньше неподалеку был магазин, в котором горожане покупали пшено и другие крупы, а выходя, почти всегда бросали корм птицам. И те привыкли к этому «хлебному месту». Ни одного колосса, подобного Петру Великому в Москве, корреспондентам «Итогов» в городе обнаружить не удалось. Видимо, Сергей Собянин не обзавелся любимым скульптором…

Еще одно из знаковых мест города — набережная. Она начала строиться при Собянине и все еще не закончена. Возводится эта красотень ценой неимоверных усилий — сползающие в реку берега укрепляют сваями. Набережная, как рассчитывают власти, должна стать излюбленным местом для прогулок. Есть тут популярный Мост влюбленных. Понятно, что все молодожены первым делом едут сюда. Рядом светится симпатичными фонариками площадь Единения и согласия. Кстати, моду на современную подсветку города тоже ввел Собянин. Раньше тюменцы страшно завидовали богатому нефтью Ханты-Мансийску, который светился от счастья и благополучия всеми оттенками электрических лампочек. Теперь и сама Тюмень вполне себе сияет. Особенно перед Новым годом, когда чуть ли не каждая елка или береза украшена электрогирляндой.

Если честно, город кажется уютным. Много свежеотремонтированных фасадов, встречаются ухоженные дореволюционные купеческие особняки с табличками «Памятник федерального значения». Ощущение не портят даже офисные здания — стеклобетонные монстры, как и в Москве, втиснутые в любой зазор между домами.

Театр турецкой драмы

Как бы то ни было, но общественность нещадно критикует градостроительную политику властей. Самый главный объект недовольства — местный драмтеатр. Как утверждают критики, на его строительство власти объявили конкурс — но не как на лучший архитектурный проект, а как тендер для подрядчиков. Самый дешевый вариант предложила турецкая фирма, она и победила. В результате, как считают ценители ваяния и зодчества, получился не театр, а его декорация — с полыми колоннами, рисунком под мрамор и другими дешевыми имитациями архитектурных изысков.

Есть еще филармония — к ней тоже имеются претензии горожан, но, как говорят специалисты, она хотя бы «звучит». В общем, как и в Москве, архитектура — это главный повод для жарких споров. Туристы, к примеру, могут умиляться симпатичному деревянному особнячку, в котором расположилась чайная «У Раневской». Но в свое время защитники старины чуть ли не выходили на баррикады, пытаясь спасти винтажные оконные наличники на доме. Немало критических стрел пущено и вдоль центральной артерии города — бульвара. «Он у нас называется Цветным: махровый провинциализм. Мы назвали бульвар Цветным, потому что в Москве Цветной. Дескать, у нас так же, как в столице. Помните, когда-то во всех городах и весях были свои Черемушки, потому что в Москве они были. А теперь вот Цветной бульвар…» — поражается заслуженный архитектор РФ Виктор Станкевский.

Одно из популярных у тюменцев мест встречи — возле клоунов на Цветном. Это фигуры Никулина, Попова и Карандаша. И цирк тоже имеется — как и в Москве. На этом топографические совпадения не заканчиваются: если взглянуть на карту Тюмени, можно обнаружить на ней чуть ли не копии столичных кварталов — есть и свои «черемушки», и «войковская» с идентичными названиями улиц. Имеется и Сити — строящийся деловой центр. Есть даже «кремль» — здание торгового центра «Москва» украшает панно с изображением Спасской башни.

«Я не считаю, что нужно превращать Тюмень в город-миллионник. По моему убеждению, идея укрупнять города, делать их точкой притяжения не самая удачная. От того, что подавляющее большинство населения будет рваться в город, потому что только там можно достойно жить и работать, проблемы лишь нарастают в геометрической прогрессии, — говорит заведующий кафедрой архитектуры и дизайна Тюменского государственного архитектурно-строительного университета Борис Жученко. — Стоит, наоборот, стремиться к тому, чтобы выравнять качество жизни — чтобы и в небольших городах, и в мегаполисах жители получали примерно одинаково комфортные условия. Знаете, от палки колбасы можно отрезать толстый кусок, а можно — тонкий, но это будет та же колбаса… В конце XIX — начале XX века англичане проводили политику расселения больших городов, появилось множество небольших уютных мест проживания — так называемых городов-садов. В советское время это называлось города-спутники. В результате и Лондон прекрасно функционирует (растет вширь, а застройка — не выше семи этажей), и в любом небольшом городке можно получить все, что нужно для жизни...»

...Тюменской областью Сергей Собянин правил менее пяти лет. Горожане сетуют: слишком стремительно взлетел и быстро перерос областной уровень. «Королевство маловато!» — шутят они. Но нынешняя Тюмень, пусть внешне неуловимо напоминающая лужковскую Москву в миниатюре, — она очень даже собянинская. Такая неброская, неторопливая, чуть застенчивая, как и сам Сергей Семенович. Интересно, такой ли станет собянинская Москва?..

Тюмень — Москва

Точка отсчета

Как все начиналось

Административный старт Сергея Собянина начался с Когалыма — небольшого городка в Ханты-Мансийском автономном округе. Когда ССС (как называют Собянина) возглавил администрацию города, там был полный мрак — и в прямом, и переносном смысле. Рассказывают, что некому было возить хлеб в магазины, потому что водители бастовали. В городском бюджете не было денег. На улицах росли горы мусора, плюс ко всему город сотрясали беспрерывные забастовки. Власть не могла договориться с руководителями предприятий — она требовала от нефтяников увеличить поступления в казну, те сопротивлялись. Однако новому мэру Собянину удалось невозможное. Во-первых, он уломал руководителей градообразующего предприятия. А во-вторых — возобновил в городе строительство, перераспределил бюджетные деньги, стал вкладываться в социальную сферу. Изменения заметили все жители Когалыма: власти отремонтировали главную улицу, установили освещение, стали украшать город к Новому году. Разительное преображение «медвежьего угла» не осталось незамеченным и в Москве. Ракета ССС полетела выше...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера