Архив   Авторы  

Отнять и поделить
Политика и экономикаВ России

Накопительную часть пенсии россиян предложено национализировать

 

Очередной этап пенсионной реформы закончился скандалом. Минздравсоцразвития подготовило доклад с длинным названием «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы в Российской Федерации с учетом мирового финансового кризиса». Читавшие документ эксперты расценили его не иначе как предложение сдать в утиль накопительный пенсионный механизм, запущенный восемь лет назад. И вернуться к распределительной системе. Замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин этот вывод опроверг. Однако доклад, оказавшийся в распоряжении «Итогов», подтверждает, что чиновники, пусть и между строк, но достаточно внятно говорят о необходимости накопительную часть пенсии, так сказать, национализировать.

Причина проста: 400 миллиардов рублей, которые работодатели ежегодно вносят на счета будущих пенсионеров, могут покрыть заметную часть дефицита Пенсионного фонда. Правда, в этом случае придется забыть о приведении нашей пенсии в соответствие с уровнем развитых стран. Эксперты предлагают другое решение: наоборот, развивать накопительную систему, изыскав для покрытия дефицита ПФР иные источники.

25-й кадр

Доклад, который Минздравсоцразвития подготовило по поручению премьера Владимира Путина, получился таким эпатажным, что президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев даже назвал его провокацией. Если бы на эту тему снимали кино, в ленту в обязательном порядке вставили бы 25-й кадр с одной надписью: «Накопительная система — это плохо». В 83-страничных «Итогах пенсионной реформы...» доказательство этой максимы занимает не менее 30 страниц. При этом недостатки накопительной системы противопоставляются достоинствам существовавшей в СССР и в России 90-х годов — распределительной. Процитируем лишь некоторые пассажи доклада.

«Глобальный финансовый кризис расставил последние точки и наглядно показал большую уязвимость накопительного механизма (относительного распределительного механизма) финансирования пенсий». О том, что в случае отмены накопительной системы отношение средней пенсии к средней зарплате к 2030 году упадет в два раза с нынешних 38 процентов, в документе нет ни слова. Хотя это тоже расчеты того же ведомства. Только они делались раньше. Но вернемся к документу.

«Главный и единственный недостаток распределительного механизма — его незащищенность от демографического кризиса — не может быть устранен путем усиления накопительного механизма пенсионного обеспечения». При этом цитируется высказывание известного экономиста Николаса Барра, заявлявшего в конце прошлого века, что накопительная система также подвержена влиянию демографических кризисов. Но с тех пор мир изменился, и финансовые рынки предоставляют больше возможностей для приумножения доходов будущих пенсионеров. «В распределительной пенсионной системе сегодня просто нет ресурсов», — сказал «Итогам» Михаил Дмитриев.

Непонятно, почему чиновники не решились предложить отменить накопительную систему, что называется, в лоб. Ведь в России уже был подобный опыт, когда из нее были исключены граждане, родившиеся до 1967 года. Что произойдет, если накопительную систему ликвидируют вовсе?

Пенсии не по карману

Первое и главное. Сворачивание реформы вернет в общую копилку ежегодные 400 миллиардов рублей, которые ныне поступают на персональные накопительные счета работающих россиян и не используются для выплат сегодняшним пенсионерам. Скажется ли это на решении острой, но локальной проблемы — текущем дефиците Пенсионного фонда?

Попробуем разобраться. До начала реформы бюджет ПФР был бездефицитным. В 2005 году для финансирования базовой составляющей не хватало 172 миллиардов рублей. Через четыре года — уже 469 миллиардов. На выплату страховой части в том же 2009 году — 465 миллиардов рублей. А вот в этом году, по оценкам министра финансов Алексея Кудрина, дыра в бюджете ПФР превысит триллион рублей. Правда, из-за повышения с 1 января следующего года страховых выплат с фонда зарплаты дефицит может сократиться. Однако уже в 2013 году, по расчетам Минфина, он вновь вернется к отметке 1,1 триллиона. Причина — повышение размера пенсий, которое проводится, похоже, без учета наличных финансовых ресурсов.

Эксперты, опрошенные «Итогами», указывают на то, что в расчеты правительства вкралась ошибка. При проведении валоризации пенсий — их пересчета для нынешних пенсионеров в сторону повышения — в 2008 году чиновники выдали неверный прогноз этого самого дефицита. Он оказался намного выше, чем предполагали в правительстве. «Минздрав посчитал, что дефицит равен тем самым 6 процентным пунктам социальных взносов, идущих на накопительную систему, но это не так — только половине», — провел свои подсчеты руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Но даже перечисление этих денег в ПФР закроет дыру только на бумаге. Ведь основная часть пенсионных накоплений находится под управлением ВЭБа, который вкладывает их в облигации госзайма. Так что отмена накопительной системы будет означать лишь перекладывание денег из одного государственного кармана в другой.

Впрочем, из доклада можно сделать вывод и о других мерах экономии. Таких, например, как отмена досрочного выхода на пенсию для работников, занятых на вредных производствах или работающих в условиях Крайнего Севера. Включение в страховую систему военных и сотрудников МВД, которым сейчас пенсии выплачиваются напрямую из бюджета. «В целом в настоящее время 15,8 миллиона получателей трудовых пенсий составляют лица, на назначение пенсий которым пенсионный возраст не влияет», — констатируют авторы документа. В докладе также предлагается направлять на покрытие пенсионного дефицита часть доходов, получаемых государством от НДС.

И наконец самое неприятное — повышение возраста выхода на пенсию. Справедливости ради стоит сказать, что пока из официальных лиц на эту тему рискует высказываться, пожалуй, лишь глава Минфина. В докладе Минздравсоцразвития сказано, что повышение пенсионного возраста проблему нехватки средств на выплату пенсий не решит. На этот раз подчиненные Татьяны Голиковой правы. Дело в том, что увеличение сбора страховых взносов означает соответствующее увеличение обязательств перед пенсионерами. Представим, что нам придется работать до 65 лет — то есть на 5 лет больше, чем сейчас для мужчин, и на 10 лет — для женщин. Это лишь отсрочит увеличение числа пенсионеров, с которыми все равно придется расплачиваться. Если, конечно, не руководствоваться циничным расчетом на то, что при увеличении пенсионного возраста до пенсии многие попросту не доживут. Судя по нынешним демографическим показателям, для российских мужчин 65 лет — более чем солидный возраст. Средняя продолжительность жизни сильного пола даже меньше этого показателя.

Копите деньги

Выход из тупика предлагает Михаил Дмитриев — финансировать дефицит пенсионной системы за счет доходов от приватизации госпакетов акций в крупных компаниях. Это было бы справедливо. Ведь эти активы создавались как раз трудом тех людей, которые сегодня выходят на пенсию.

Предложения экспертов сводятся к тому, что нужно не число пенсионеров сокращать, увеличивая пенсионный возраст, или снижать пенсионные обязательства, отменяя накопительную систему, а энергично наращивать доходы. Все почему-то забыли, что Фонд национального благосостояния создавался в свое время как раз для покрытия пенсионного дефицита. Правда, во время кризиса он был задействован в программе спасения так называемых стратегических предприятий и отдельных олигархов. Между тем опыт пенсионного фонда Норвегии показывает, что нефтегазовые доходы страны вполне могут обеспечить безбедную старость ее гражданам.

Если ситуация не изменится, нынешнее поколение молодых россиян при выходе на пенсию будет получать пособие в разы меньшее, чем сегодняшние пенсионеры. Вот только некоторые выкладки, сделанные все тем же Минздравсоцразвития.

По данным ведомства, если ситуация с доходностью пенсионных накоплений сохранится, то у тех, кто родился после 1967 года, размер накопительной части пенсии в среднем составит лишь 1007 рублей. Граждане, чей трудовой стаж к моменту выхода на пенсию превысит 30 лет, правда, будут получать в пять раз больше — 5456 рублей. Но разве это деньги?

Проблема в том, что ограниченное число инструментов для инвестирования не позволяет получать высокий доход от пенсионных накоплений. Особенно это касается денег под управлением ВЭБа, где их держит большинство участников накопительной системы. Государственная управляющая компания, как правило, показывает доходность ниже инфляции.

Центр стратегического развития предлагает создать еще один пенсионный фонд — с участием государства. Он получит право работать на спекулятивных рынках, в том числе иностранных — например, вкладывая средства будущих пенсионеров в золото, фьючерсы на нефть или недвижимость, что позволит получить высокую доходность. Для минимизации рисков предлагается ввести систему обязательного страхования пенсионных накоплений по аналогии со страхованием банковских вкладов. Возможно, именно такие меры позволят приблизить размер пенсий в России к западным стандартам.

Увы, но в докладе Минздравсоцразвития об этом нет ни слова.

Франция

Солидарность поколений

Французская система пенсионного страхования считается одной из самых сложных. Она основывается на двух базовых принципах. Во-первых, есть фонд капитализации, где каждый копит для себя — регулярно отчисляет с личного дохода столько, сколько хочет. А во-вторых, действует так называемая солидарность поколений. Отчисления, которые платят работающие французы, идут на выплату пособий сегодняшним пенсионерам. В этом и проблема. «Еще двадцать лет назад на одного пенсионера приходилось двое работающих, — говорил, выступая перед промышленниками и профсоюзными лидерами, президент Франции Николя Саркози. — Но в ближайшие годы это соотношение, к сожалению, будет один на одну целую две десятых. Уже сегодня дефицит нашей пенсионной системы составляет примерно 30 миллиардов евро». Выход из тупика или в повышении пенсионного возраста с нынешних 60 лет до 65 или даже 67, как в других европейских странах, или в увеличении трудового стажа. Уже сейчас на рассмотрении Конституционного совета Франции находится законопроект о повышении пенсионного возраста с 60 до 62 лет с 2018 года.

Пока для получения полной пенсии в Пятой республике необходимо иметь общий трудовой стаж не менее 160 кварталов, что равно 40 годам работы. Если трудового стажа не хватает, размер пенсии уменьшается на 1,25 процента за каждый недостающий квартал. Такой «штрафной коэффициент» не может превышать 25 процентов размера пенсии. При достижении человеком 65 лет получение полной трудовой пенсии уже не зависит от трудового стажа.

Для лиц свободных профессий и предпринимателей выплаты в пенсионный фонд составляют 16,35 процента от дохода. Большинство наемных работников платят столько же, но за них половину суммы отчисляет работодатель. В среднем пенсионер получает, таким образом, пособие из трех — как минимум — касс. Бывает и больше, если карьера была многопрофильной. Участие и в базовом, и в накопительном страховании является обязательным.

Пенсия во Франции рассчитывается за последние одиннадцать трудовых лет и составляет как минимум половину от средней зарплаты. Особенность многоступенчатой пенсионной системы в Пятой республике, где действуют более 100 базовых и свыше 300 дополнительных режимов пенсионного обеспечения, состоит в высокой норме замещения, иными словами — в большом размере пособия по сравнению с прежней зарплатой. В среднем для мужчин это 78 процентов, а для женщин — 72. Вот и получается, что сегодня даже минимальная пенсия составляет во Франции около 500 евро в месяц. Но французам кажется, что это очень мало.

Кирилл Борисов

Германия

Железная канцелярия

«Если вы хотите построить социализм, выберите страну, которую не жалко», — сказал однажды Отто фон Бисмарк и, противореча самому себе, принялся строить социализм в той стране, которую, собственно, и создал. Правда, в отличие от своих оппонентов сумел придать новой исторической формации человеческое обличье. После объединения Германии вторым по значимости деянием «железного канцлера» считаются социальные реформы и прежде всего — создание первой в мире общегосударственной системы пенсионного обеспечения (1891 год). С тех пор она претерпела значительные изменения. Но в основе своей осталась все той же знаменитой «бисмарковской», или «континентальной моделью», прародительницей большинства европейских и очень многих мировых пенсионных институтов.

Краеугольным камнем этой конструкции является «договор между поколениями»: молодые и работоспособные обеспечивают старикам комфортную жизнь, а когда приходит их черед — сами наслаждаются плодами «дедовщины». Накопительная часть в такой солидарной системе отсутствует: все, что вычитается из зарплат в рамках соответствующих платежей, немедленно распределяется между ушедшими на заслуженный отдых. Первые сто лет своего существования механизм работал как часы, предоставляя бундесбюргерам помимо очевидных благ еще и законный повод для гордости: немецкое «социальное государство» было ничуть не менее «раскрученным» брендом, чем немецкие автомобильные марки. Но старение населения заставило власти страны пойти на серьезную модернизацию своего социального «мерседеса». Речь в первую очередь идет о повышении пенсионного возраста с 65 (и для мужчин, и для женщин) до 67 лет. Но процесс растянется на два десятилетия. Первыми на себе почувствуют реформу те, кому в 2012-м стукнет 65: они уйдут на пенсию на месяц позже. Сколь-нибудь заметных протестов против реформы не было. Выбирая между сокращением — или по меньшей мере «замораживанием» — пенсий и плавным повышением пенсионного возраста, немцы предпочли последнее. Правда, ворчат бюргеры, пенсии все равно растут не так быстро, как хотелось бы. Но — у богатых свои причуды.

Средний размер «стандартной» пенсии по старости составляет сегодня 1 тысячу 103 евро в «старых» землях и 978 — в «новых» (бывшей ГДР). Помимо обязательных пенсий есть еще корпоративные (плюс 300—400 евро) — ими охвачена примерно половина занятых. Но и это еще не все. Перечислить все возможные надбавки, пособия и льготы не в силах, пожалуй, даже сами чиновники. Чего стоит, например, одна только жилищная дотация: государство полностью компенсирует малообеспеченным (по немецким меркам) расходы по найму квартиры и коммунальным платежам. Или доплата за инвалидность, или «компенсации расходов на диетическое питание в связи с хроническими заболеваниями»... Словом, есть пока порох в пороховницах, старая бисмарковская машина, пожалуй, еще поскрипит. Как минимум до своего 200-летия.

Андрей Владимиров
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера