Архив   Авторы  
Планы догнать Америку в деле создания глобальной навигационной системы уже в этом году России пришлось временно отложить. Космический аппарат системы ГЛОНАСС

А у нас — упал ГЛОНАСС
Политика и экономикаВ России

Сколько денег утонуло в Тихом океане на самом деле?

 

Неладно что-то в нашей ракетно-космической отрасли. О серьезности проблем свидетельствует тот факт, что после аварии ракеты-носителя «Протон-М» с тремя спутниками системы ГЛОНАСС на борту стандартным в таких случаях разбором полетов дело не обошлось. Помимо межведомственной комиссии, которая займется выяснением технической подоплеки инцидента, Генпрокуратура и Контрольное управление президента получили распоряжение от Дмитрия Медведева проверить, насколько эффективно расходуются бюджетные деньги, отпущенные на создание российской навигационной системы. Между тем стандартный критерий эффективности, применяемый к обычным бизнес-проектам, здесь не подходит. Да, можно говорить о рентабельности и окупаемости наземной составляющей ГЛОНАСС. Что же касается орбитальной группировки, то она во многом выполняет оборонные задачи. В этом смысле рассуждать об эффективности расходования средств не принято, да и, по большому счету, бесполезно. России просто необходим ГЛОНАСС — и из соображений нацбезопасности, и для того, чтобы не оказаться на глобальной информационной обочине.

Временные трудности

Как рассказали «Итогам» источники в ракетостроительной отрасли, даже хронические «косяки» с «Булавой» были восприняты руководством страны менее болезненно, нежели утопление навигационных спутников. Но здесь действительно случай особый. Во-первых, на сегодняшний день ГЛОНАСС — самый дорогостоящий проект Роскосмоса, на который за последние восемь лет было истрачено более 140 миллиардов рублей, а сколько еще потребуется, даже Минфину не известно. Во-вторых, нанесен урон технологическому имиджу России, которая во всеуслышание заявила, что именно в 2010 году ГЛОНАСС станет второй в мире глобальной навигационной системой после американской GPS.

Под это событие, которое собирались помпезно отметить в конце декабря, разрабатывались грандиозные прожекты. Например, вице-премьер Сергей Иванов высказывал от имени правительства намерение ввести с 1 января будущего года 25-процентную таможенную пошлину на все импортные гаджеты, в которых не будет установлен специальный чип под ГЛОНАСС. Теперь это предложение кажется не совсем «в кассу», поскольку ГЛОНАСС пока что видит только 96 процентов поверхности земного шара, да и то нечетко. Год назад точность навигационного сигнала ГЛОНАСС составляла около плюс-минус 10 метров, то есть не вписывалась ни в какие современные требования. А вот если бы аварии не произошло, то к концу года мы могли бы выйти на отметку 5,5 метра, что позволило бы заметно приблизиться к точности GPS — 2,8 метра. Хотя даже погрешность в пять с лишним метров чрезмерна, а потому и неконкурентоспособна.

Государству придется тратить деньги на доведение ГЛОНАСС до ума, и никакие аварии и финансовые потери этому не помеха. По словам Владимира Климова, исполнительного директора Ассоциации ГЛОНАСС/ГНСС — Форум, «чрезвычайности в этом происшествии нет — да, качество орбитальной группировки будет несколько ниже, чем могло бы быть, но только в отношении глобального охвата, потому что точностные характеристики системы зависят не только от количества спутников». Бизнес вообще не склонен драматизировать ситуацию. Так, Ольга Антонова, представитель компании «Навигационно-информационные системы», отмечает, что «действующая на сегодняшний момент орбитальная группировка ГЛОНАСС-спутников уже стопроцентно покрывает территорию РФ и большую часть поверхности планеты». По ее мнению, коммерческие проекты, осуществляемые на основе ГЛОНАСС, уже реализуются и будут развиваться в дальнейшем. Интерес к российским навигационным услугам проявляют страны СНГ, Латинской Америки, Ближнего Востока и ряд других. Россия просто не может позволить себе потерять этот рынок.

А потерять его, кстати, можно запросто. Уже в 2014 году начнется опытная, а в 2015-м — полномасштабная эксплуатация европейской системы Galileo. В 2020 году Китай развернет свою группировку глобальной спутниковой навигации «Компас», которому в затылок уже дышат Япония, Индия и т. д. Все они наши потенциальные конкуренты на рынке навигационных услуг и навигационного оборудования, который сейчас оценивается в 60—70 миллиардов долларов в год. Доля России пока что около одного процента. Но у нас есть фора перед всеми конкурентами за исключением американцев. Российской системе до полного развертывания остается всего ничего.

Поэтому авария «Протона‑М», которая, по разным экспертным оценкам, обошлась бюджету в полмиллиарда долларов, лишь притормозит, но не остановит реализацию проекта ГЛОНАСС.

Глобус России

Сейчас на орбите находятся 26 космических аппаратов системы ГЛОНАСС, из которых 20 в строю, 2 в резерве и 4 на техническом обслуживании. Последние теоретически можно использовать, чтобы восполнить сгинувшие в океане потери. Хотя совсем заменить новые спутники они, конечно, не смогут. При этом 18 спутников достаточно, чтобы охватить всю российскую территорию, а 24 действующих аппарата необходимы для покрытия всего земного шара. В результате аварии, по словам Владимира Климова, «ситуация останется прежней — в зоне экватора могут наблюдаться перерывы в обслуживании на 18—24 минуты», что не позволяет ГЛОНАСС сравняться по охвату территории с GPS.

Очевидно, что отставание от Америки будет лихорадочно ликвидироваться в следующем году. Прежде, правда, придется разобраться с причинами неудачи запуска «Протона». Кстати, последняя авария стала тридцать первой за все годы эксплуатации этих ракета-носителей. Но в целом коэффициент надежности «Протона» остается весьма высоким — 0,96 (всего было произведено более 700 запусков).

Версий о причинах последней неудачи высказано несколько. Но, по информации «Итогов», специалисты более всего склоняются к варианту конструктивной недоработки. Все дело, возможно, в новом разгонном блоке ДМ-3. Согласно одной из версий, поскольку объем топливных баков у нового блока больше, чем у предыдущей версии, в них залили «лишнего» горючего. В результате увеличения массы головной части «Протон-М» не набрал необходимую скорость и доставил разгонный блок со спутниками не на низкую околоземную орбиту, а на суборбитальную траекторию, откуда все это хозяйство и свалилось по закону всемирного тяготения. Хотя, как говорят эксперты, не исключена и неисправность двигательной системы.

В любом случае проверка эффективности расходования средств на ГЛОНАСС необходима. Кстати, большая часть денег по разрабатываемой сейчас федеральной целевой программе пойдет вовсе не на космос, а на создание наземной инфраструктуры и электронное картографирование. Конкретные суммы в проекте ФЦП еще не прописаны, однако не приходится сомневаться, что они значительно превзойдут 140 миллиардов рублей, уже потраченных на ГЛОНАСС, которые в основном шли на строительство спутников и космические запуски.

Дело в том, что на сегодня мы располагаем цифровыми навигационными картами только 168 российских городов. Для сравнения: в базе ведущего мирового поставщика карт и систем навигации — американской компании NAVTEQ — значатся 618 городов России и свыше двух миллионов километров наших дорог. Электронные карты NAVTEQ охватывают 54 процента территории РФ с населением более 77 миллионов человек. Стоимость всемирной картографической базы оценивается в миллиарды долларов. Между тем в рамках программы ГЛОНАСС на создание карт выделено пока всего лишь 6,6 миллиарда рублей. В новой ФЦП порядок цифр будет совсем иным, и хорошо бы, чтобы и контроль за расходованием куда более крупных сумм был на должной высоте.

Бизнес

Догнать и перегнать

Сможет ли ГЛОНАСС стать коммерчески успешным проектом и окупить затраченные на него бюджетные деньги? Об этом «Итогам» рассказал заместитель исполнительного директора по развитию бизнеса компании «Русские Навигационные Технологии» Олег Краус:

— ГЛОНАСС — это система, схожая с американской NAVSTAR, и на важнейшие вопросы коммерциализации в принципе уже ответили США, создав успешный коммерческий проект GPS. ГЛОНАСС «всего лишь» нужно прорваться к тем же категориям потребителей, постепенно улучшая технические характеристики модулей и объемы распространения.

При оценке экономического эффекта наземной части ГЛОНАСС принципиально важны два момента. С одной стороны, на навигационную систему опираются проекты, стимулирующие развитие различных отраслей экономики (например, логистический бизнес), а бизнес, в свою очередь, создает новые рабочие места, больше зарабатывает и через налоги компенсирует начальные затраты государства. С другой стороны, с помощью таких проектов государство может гораздо эффективнее решить множество неподъемных задач — например, оценивать реальную пропускную способность дорожной сети и планировать ее развитие, исходя из точных объективных данных.

Что же до запуска космических аппаратов и развертывания орбитальной группировки, то здесь, наверное, сложно говорить о рентабельности, так как большая часть этих систем поддерживает безопасность и обороноспособность. Однако по наземной части можно однозначно утверждать, что чем быстрее весь транспорт будет оборудован системой ГЛОНАСС и подключен к профессиональным диспетчерским центрам, тем раньше мы снизим затраты на транспорт как инфраструктуру.


Елена Покатаева
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера