Архив   Авторы  
Советы директоров госкомпаний, которые покидают высокопоставленные чиновники, не останутся без правительственного присмотра

Доверяй, но поверяй
Политика и экономикаВ России

На смену министрам в госкомпании придут не столь заметные, но не менее влиятельные государевы люди — профессиональные поверенные







 

С опережением графика чиновники бросились освобождать кресла в советах директоров госкомпаний. Президент, напомним, дал профильным членам правительства срок до 1 июля, прочим министрам, руководителям ведомств и представителям своей администрации — до 1 октября. В ходе первого этапа реформы из-под ока государева выведут 17 крупных компаний с госучастием. Но, как выяснили «Итоги», министров попросту заменят другие государевы люди — профессиональные поверенные. И не факт, что при этом в госкомпаниях будет меньше государства.

С полномочиями — на выход

Первым свой директорский пост в «Роснефти» покинул вице-премьер Игорь Сечин (он также уходит из «ИНТЕР РАО ЕЭС» и «Роснефтегаза»). Места в наблюдательных советах ВТБ и «АЛРОСА» освобождает Алексей Кудрин. Эльвира Набиуллина и Аркадий Дворкович покидают Сбербанк. Не станут, надо полагать, мешкать первый вице-премьер Виктор Зубков (Россельхозбанк, «Росспиртпром», «Росагролизинг»), глава Минобороны Анатолий Сердюков («Оборонсервис»), министр энергетики Сергей Шматко («РусГидро», «Зарубежнефть»), министр транспорта Игорь Левитин (Международный аэропорт Шереметьево, «Аэрофлот — российские авиалинии»), глава Минсельхоза Елена Скрынник (Объединенная зерновая компания) и министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев (Инвестиционная компания связи и Первый канал).

На первый взгляд, инициатива заменить государственных директоров на независимых едва ли не революционная. Да и цель обозначена более чем благая — улучшение инвестиционного климата. «Замена членов правительства на независимых директоров может сказаться на качестве корпоративного управления, исключить необоснованные преференции на конкурентном рынке», — говорит помощник президента Аркадий Дворкович. Речь, понятно, идет о тех случаях, когда представители регулирующих ведомств работают в профильных компаниях и могут с особым вниманием порадеть за «своих» в ущерб конкуренции в отрасли. Конфликт интересов в таких случаях вполне предсказуем.

Словом, интрига закрутилась лихая. В прессе даже появились некие списки граждан, которые должны заменить министров. Хотя, как сообщил «Итогам» источник в правительстве, утечка, видимо, была пробным шаром, дабы прощупать реакцию всех этажей власти и бизнеса, и к действительности отношения не имела. Кстати, идея заменить чиновников в госкомпаниях на независимых директоров впервые была высказана еще во времена президентства Владимира Путина. Соответствующее предложение было разработано в правительстве в 2004 году в рамках готовившейся административной реформы. Через четыре года эта инициатива стала пунктом предвыборной президентской кампании Дмитрия Медведева. А в январе этого года, готовясь к предстоящей «рокировочке», правительство даже ужесточило требования по отбору независимых директоров.

Предлагалось, в частности, следующее: директор, представляющий государство, не может быть не только чиновником, но даже служащим Центрального банка. Он не должен входить в советы директоров более чем трех компаний и быть аффилированным со структурой, которой управляет в качестве директора. Независимому возбраняется участвовать в опционной программе и работать на своей должности более пяти лет. Все эти положения остаются в силе и теперь.

Но куда интереснее другое: чьим мнением будут руководствоваться независимые директора, работая в госкомпаниях, и будут ли их независимые интересы отличаться от чиновничьих?

Государево око

По идее независимый директор тем и отличается от представителя государства, что его заботит в первую очередь выгода самой компании, а не государства. Иными словами, в случае возникновения спорной ситуации независимый управленец основывает свою позицию на равном отношении ко всем акционерам. Так по крайней мере гласит Кодекс независимого директора, принятый Ассоциацией независимых директоров. Отметим, что по сути это единственный документ, где подробно описываются статус и прерогативы этого института. В законе «Об акционерных обществах» лишь упоминается, что в советах директоров могут заседать независимые директора.

Общее число независимых в советах директоров также не квотировано. В «Аэрофлоте» таковых сегодня трое из одиннадцати, в «РЖД» — пять из десяти, в ВТБ — пять из одиннадцати. А теперь их еще прибудет. Так что в отсутствие чуткого правительственного руководства эксперимент может оказаться рискованным.

Интересная ситуация, например, сложилась в компании «Роснефть» после ухода из нее вице-премьера Игоря Сечина. И. о. председателя совета директоров стал вице-президент РАН Александр Некипелов. На днях на заседании решался вопрос о выплате дивидендов за прошлый год. Независимые директора единогласно проголосовали за то решение, которое внес основной акционер — государство. Но, следуя кодексу, вполне могли бы его не поддержать! И правительство рисковало не получить в бюджет те деньги, на которые рассчитывало.

Как пояснил «Итогам» сам Александр Некипелов, ситуация для него самого сложилась довольно двусмысленная. «Никакими директивами и указаниями от органов исполнительной власти мои действия сегодня не регламентированы. И я не считаю эту ситуацию правильной. Ведь не учитывать интересы государства я не могу», — разводит руками Александр Дмитриевич.

Помощник президента Аркадий Дворкович заверил, что соответствующие директивы уже готовятся. Как говорят специалисты, в этих «указивках» — по каждой компании индивидуально — должны содержаться ответы на такие вопросы, как распределение прибыли, возможность покупки или продажи активов, в том числе непрофильных, заключение крупных сделок. То есть директивы, которые придется писать перед каждым заседанием советов директоров, должны прояснять позицию государства как основного акционера. Но и эти сигналы из Центра не могут касаться, например, таких деликатных вопросов, как ценовая политика компании.

Скажем, нелогично главному акционеру указывать той же «Роснефти», какой должна быть стоимость бензина на заправках. А ведь приходится! «В этом смысле очень сложно отделить интересы государства как акционера компании от его интересов как института власти», — говорит генеральный директор центра корпоративного развития Ассоциации независимых директоров Михаил Кузнецов. Вот и получается, что правительственные чиновники по объективным причинам нашего бытия должны сохранить влияние на госкомпании. Вопрос, через кого? Через независимых директоров? Совсем не факт.

Оком государевым вместо отозванных министров станут так называемые профессиональные поверенные. По сути это физические лица, работающие по контракту с правительством, но не являющиеся госслужащими. В некоторых компаниях они уже есть. К примеру, в июне 2009 года в наблюдательный совет «АЛРОСА» в качестве таковых вошли целых пять представителей, среди которых, например, член совета директоров «ВТБ Капитал» и экс-глава ЦБ РФ Сергей Дубинин.

Разница между независимыми директорами и профессиональными поверенными принципиальная: первые будут работать без директив, как бы сообразно своему представлению о прекрасном, а вторым как раз и будут выдаваться упомянутые «указивки». Так что хотя поверенные чиновниками и не являются, суть от этого не меняется. Их миссия — улавливать сигналы сверху: как формальные, так и неформальные, доводить их до коллег по совету директоров и голосовать соответствующим образом.

Новый расклад сил в советах директоров будет выглядеть так. С одной стороны, профессиональные представители государства, с другой — представители миноритариев, которые в наших реалиях мало что решают, и независимые директора, в принципе остающиеся свободными в своем выборе. Как последние поведут себя в этом довольно жестком треугольнике — вопрос.

Ясно же одно: сама по себе замена правительственных директоров на независимых главной задачи — повышения инвестиционной активности — не решает. «Ведь проблема в том, каков контекст, — замечает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. — Если власти действительно пойдут по такому пути, чтобы руководители разных ведомств оказывали меньше влияния на предприятия, где они являлись членами советов директоров, если руководители ведомств не будут рассматривать эти предприятия как свои, как подведомственные, тогда позитивные изменения произойдут. Если же мера будет иметь лишь декоративный характер, то, конечно, никаких серьезных улучшений ждать не приходится».

Как пояснил «Итогам» один из сотрудников аппарата правительства, «для стимулирования экономического роста надо уменьшить долю государства в экономике, но делать это приходится осторожно, памятуя негативный опыт массовой приватизации 90-х». Иными словами, речь должна идти не о продаже мелких пакетов акций, а о приватизации самих госкомпаний стратегическими инвесторами. Пусть даже и зарубежными.

Наше все

«Присутствие государства в экономике значительно. Мы оцениваем госдолю в ВВП в пределах 45—50 процентов», — говорит замминистра экономического развития Андрей Клепач. Речь идет не только о госкорпорациях, но и о долях в таких компаниях, как «Газпром», Сбербанк, ВТБ и другие. При этом участие федерального правительства в экономике замминистра оценивает в 25 процентов. Остальное принадлежит властям регионов. Более того, государство сегодня обеспечивает более 40 процентов всех инвестиций. То есть примерно каждый второй рубль зарабатывается государственным предприятием под приглядом чиновника.

Для сравнения: в Германии удельный вес государства в экономике не превышает 10 процентов, в Австрии — 30 процентов, в Греции и Франции — по 25 процентов. При этом, как еще два года назад признавался министр финансов Алексей Кудрин, снизить госдолю хотя бы до сорока процентов удастся не ранее 2014 года. Впрочем, теперь президент дает указание этот процесс ускорить. Во всяком случае на совещании в Магнитогорске Дмитрий Медведев потребовал от профильных ведомств уже к 15 мая подготовить график приватизации крупных пакетов госкомпаний. Какие структуры в него войдут, пока неясно. Во всяком случае в Росимуществе «Итогам» сообщили, что давать какую-либо информацию по этому поводу до полного согласования списка не будут. А значит, остается только предполагать. Хотя некоторые подсказки имеются. «Уже в этом году необходимо реализовать доли государства в крупных банках и инфраструктурных компаниях», — объявил Дмитрий Медведев.

Аналитики говорят о том, что на продажу могут быть выставлены крупные пакеты акций «АЛРОСА», ВТБ, Сбербанка. Герман Греф, например, предрекал, что продажа части госпакета «Сбера» — 7,58 процента — может состояться уже во второй половине этого года. В денежном выражении — сумма грандиозная. Не исключена и приватизация «Роснефти».

Утвержденный правительством в прошлом году план приватизации на 2011—2013 годы предусматривал продажу сразу 10 крупных пакетов госкомпаний. При этом выручка должна составить не менее триллиона рублей. Есть предположение, что после магнитогорских инициатив президента приватизационный список будет несколько расширен. И передадут эти предприятия в частные руки куда быстрее.

Так что революционных перемен от перемены мест слагаемых в советах директоров можно ожидать только в одном случае: если у госкомпаний поменяются реальные собственники. Вот тогда и независимые директора по-настоящему смогут ощутить себя незаменимыми и честно исполнять свои обязанности: вносить вклад в развитие компании, улучшение ее имиджа и повышение акционерной стоимости.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера