Архив   Авторы  
По приблизительным подсчетам, освоение присоединенных к Москве территорий займет около 20 лет, но госорганы власти могут переехать на новое место гораздо быстрее — в течение 5 лет

Город, которого нет
Политика и экономикаВ России

«Итоги» прогулялись по улицам, скверам, присутственным местам и бутикам еще не построенного столичного Бюрограда

 

Амбициозный проект по созданию столичного федерального округа принят к рассмотрению. Фаворитом гонки за право носить почетное звание «Москва-2» сегодня является огромный «кусок пирога» площадью 144 тысячи гектаров, зажатый между Варшавским и Киевским шоссе. На карте эта замысловатая конфигурация выглядит весьма экзотично. Но если рассуждать градостроительными категориями, все это означает окончательный отказ от моноцентрической концепции развития и переход к полицентрической «парадигме больших квадратов». Это когда в агломерации единого центра нет, а имеется несколько административных, деловых и культурных «центров притяжения», плавно перераспределяющих между собой транспортную, коммунальную и социальную нагрузку.

«Итоги» решили разобраться, по каким сценариям может быть решена эта сложнейшая градостроительная проблема и каким окажется лицо столичного мегаполиса в недалеком будущем. С этими вопросами мы обратились к архитекторам и урбанистам, которым, не скроем, пришлось приложить фантазию, чтобы нарисовать свой «город будущего». Как только они не называют «Москву-2» — и городское образование, и округ, и квартал. Никто не произносит слово «город». Неужели пугают масштабы задуманного?

Городок или городище?

Любой градостроительный проект начинается с технического задания. Оно должно учитывать два основных параметра: функциональный и количественный. С функциями вроде бы все понятно: на новом пространстве должны расположиться структуры политического и административного управления страной. Теперь — о количестве. По данным Росстата, численность работников федеральных органов власти составляет сегодня 47,5 тысячи человек. И почти все они трудятся в Москве. Но ведь есть еще члены их семей, работники коммунальных служб, торговли, сферы обслуживания. Так, например, по расчетам специалистов, формат столичного городского образования потребует порядка 300 тысяч мест в гостиницах уровня трех звезд и еще порядка 50 тысяч мест в пятизвездочных отелях. В последних на одного постояльца, согласно нормативам, должно приходиться 5 человек обслуги. По предварительным расчетам, на прирезанной к столице территории всего нужно будет построить более 100 миллионов квадратных метров недвижимости при населении в два миллиона человек.

Понятно, что это полноценный город, которому нужны современные коммуникации. Но достаточно ли, например, сейчас в Подмосковье энергетических мощностей? Специалисты уверены, с электричеством на первых порах точно проблем не будет. «Юго-запад Московской области не относится к дефицитным районам с точки зрения обеспечения энергомощностями, — сообщили «Итогам» в департаменте по транспорту и электроэнергии компании МОЭСК. — Планы по созданию нового городского образования можно сравнить с возведением города, аналогичного Мытищам или Одинцову. Похожим будет и количество потребляемой электроэнергии». Для примера: за июнь 2011 года Мытищи потребили 44 миллиона кВт.ч электроэнергии, а за год эта цифра составила 613 миллионов кВт.ч, в Одинцове — 783 миллиона кВт.ч. Вполне достаточно для жизнедеятельности бюрократической столицы.

Квартал или базар?

«Строительство города-спутника даст толчок для развития прилегающих районов Подмосковья, — считает генеральный партнер компании S.A. Ricci Владимир Авдеев. — Если деловая активность скорее всего сосредоточится в административном центре, то свободное время обитатели города будут проводить в соседних поселках и городках, состоящих из таунхаусов и кондоминиумов для сотрудников госорганов». Не стоит сомневаться, что в Бюрограде откроются бутики всей мировой luxury-линейки, сюда придут рестораторы с новыми проектами, появится своя ночная жизнь.

Ну а как насчет парков и скверов? «Для административного ландшафта подойдет строгий стиль: газоны, фонтаны, гравийные композиции, цветники, — делится соображениями руководитель компании «ДеНастия Групп» Вадим Леонов, один из проектировщиков Астаны, новой столицы Казахстана. — В некоторых местах можно использовать малые архитектурные формы, те же альпинарии (альпийские горки) или рокарии (сады камней)».

Кто сказал, что для госорганов необходимо строить нечто масштабное? Вовсе нет. «Я бы рассматривал вариант правительственного городка как некой удаленной части города, — высказывает свое мнение архитектор Игорь Филатов. — По размеру такой городок может быть небольшим — две, три улицы, а инфраструктура должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы на этой территории комфортно работалось. Зданий столько же, сколько сейчас занимают органы власти, плюс несколько домов со служебными квартирами для сотрудников и обслуживающего персонала, десять—двенадцать ресторанов, пара-тройка салонов красоты, кинотеатр и два-три продуктовых супермаркета».

По мнению архитектурного сообщества, планировать чиновничий городок необходимо с учетом его дальнейшего развития, поскольку жизнь не стоит на месте. «Административные офисы, бизнес-центры, здания министерств обрастут жилыми кварталами и социальными объектами. Необходимо всю эту среду спроектировать с учетом естественного прироста населения и увеличения нагрузки. Срок реализации такого плана должен составлять от 25 до 50 лет, чтобы ботинок не стал мал через неделю», — говорит архитектор, руководитель мастерской № 14 «Моспроект-2» Павел Андреев.

Стоять или ехать?

«Город чиновников», как считают архитекторы, правильнее всего было бы возвести по симметрично-осевому принципу. Именно так, например, строили Астану — новую столицу Казахстана. Этот принцип подразумевает наличие одной или нескольких осей, от которых в стороны расходятся административные или жилые кварталы. В нашем случае осевой линией могло бы стать Калужское шоссе. «И это был бы грандиозный урбанистический проект, — рассуждает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. — Огромная территория может получить не традиционное для столичного региона радиусно-кольцевое планирование, а сетку из параллельных и перпендикулярных дорог». И тогда, например, чтобы добраться от Варшавского до Киевского шоссе, не потребуется ехать до МКАД, а можно будет использовать множество дублирующих друг друга дорог. Вообще мы не ошибемся, если скажем, что для транспортников грядет горячая пора, ведь им предстоит решить сложнейшую задачу — сделать так, чтобы новая территориальная единица не оказалась парализованной дорожными заторами. Интересные наработки уже есть. Предлагается сделать так, чтобы в новом «сити» повсеместно использовалась технология kiss-and-ride, когда остановка разрешается только для высадки пассажиров, а стоянка на тротуарах блокируется либо инженерными сооружениями, либо административными, драконовскими по своим размерам, штрафами. Добравшись до центра, можно будет арендовать на условиях почасовой оплаты или месячного абонемента парковочные места на многоэтажных подземных или надземных стоянках. Сколько это будет стоить, пока можно только предполагать. Например, на Манхэттене месячный парковочный билет, не имея которого вы не найдете свободного места, стоит от 800 до 1500 долларов.

Кроме того, все объекты малоэтажной застройки нужно будет возводить и продавать исключительно со встроенными гаражами на 1—2 машино-места. В многоэтажках в свою очередь обязательно следует предусмотреть парковки на заведомо избыточное количество мест, допустим, 250 парковок на 100 квартир. А возле зданий министерств расчет должен быть такой — две парковки на одного сотрудника.

А еще, мечтают архитекторы, в новом городе должен реализовываться новый принцип — едущий автомобиль важнее припаркованного: первый выполняет полезную функцию, второй — нет. По всей видимости, для нормального движения придется создать два контура дорожной сети. Первый, базовый — это улица, где движение ограничено знаками и светофорами. Этот контур будет представлять собой многослойную сеть, где из точки А в точку Б можно добраться разными маршрутами. Второй контур — это высокоскоростные freeway, по которым станет возможным быстро доехать до аэропортов — Внуково и Остафьево.

Центр или окраина?

В развитии каждого города присутствует своя логика. Во многом она зависит от политических традиций, менталитета и даже национальных особенностей. Уже сейчас урбанисты говорят о том, что для создания параллельной российской столицы потребуются миллиарды долларов и десятилетия. «Конечно же, власть может проявить волю, и все пойдет по ускоренному сценарию. В таком случае будущим поколениям придется исправлять допущенные сегодня ошибки, как это мы видим на примере Москвы», — считает архитектор Павел Андреев. И самая главная — это моноцентризм. Предположим, что у каждого ведомства будет свой личный небоскреб с отдельным паркингом. «Как правило, создатели крупных жилых комплексов с развитой инфраструктурой совершают большую ошибку, стараясь запихнуть туда весь спектр услуг», — предостерегает от ошибок профессор МАРХИ Вячеслав Глазычев. Во всем мире инфраструктура, работающая по принципу самодостаточности, становится убыточной. А потом происходит следующее. Город за счет своей административной функции начнет выворачиваться наизнанку. Чиновничий центр вытеснит торговую инфраструктуру на периферию. Под боком останутся разве что дорогие бутики. Например, в Вашингтоне в короткий срок из пяти универмагов остался один. Жилье и работа сместятся на внешний контур. И тогда есть риск опять вернуться к пресловутому моноцентризму, от которого мы так пытаемся уйти.

Дешевле или дороже?

Идея переезда столицы начинает будоражить рынок. Эксперты едины во мнении: новые границы Москвы сократят разрыв между стоимостью столичной и подмосковной недвижимости до минимума. На новых московских территориях неизбежен рост цен на квадратные метры на 20—30 процентов. «Сначала цены могут повыситься примерно на 10 процентов на фоне ажиотажа, как это было в Сочи, — считает руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко. — Но если власти не начнут какое-либо капитальное строительство в этом районе — например, линии легкого метро, широких трасс, то ажиотаж быстро спадет. Спекулятивные цены продержатся не больше года, и стоимость жилья окажется на уровне московских районов за МКАД — Бутова и Переделкина». Люди с готовностью будут платить не за то, чтобы жить рядом с министерствами, а за то, чтобы жить со всеми удобствами, и не важно, как будет называться место их проживания — Москва, Подмосковье или столичный федеральный округ.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера