Архив   Авторы  

Дайте почитать!
Политика и экономикаВ России

Печатные СМИ предложено считать социально значимым товаром

 

Общественная палата призвала исполнительную власть поддержать наконец власть четвертую. А конкретно — печатную отрасль. Причем все звенья этой индустрии: от производителей и экспортеров бумаги до создателей контента, издателей и распространителей СМИ. Прессу предложено признать социально значимым товаром, а услуги по производству, выпуску и распространению печатной продукции — «социально значимыми услугами». По сути, предложен пакет мер по государственной поддержке печатных СМИ.

Слово и дело

В споре, какие источники информации наиболее востребованы в цифровую эпоху — печатные издания или Интернет, чаша весов склонилась, как ни парадоксально, в пользу газет и журналов. По крайней мере, к такому выводу пришли участники дискуссии «Проблемы российских СМИ: ожидания общества и реальность», состоявшейся в Общественной палате РФ.

Телевидение, конечно, вне конкуренции: по данным ВЦИОМ, им пользуются 98 процентов потребителей информации — центральное ТВ и 87 процентов — региональное ТВ. Зато второе место прочно занимают печатные региональные и центральные СМИ (71 и 70 процентов соответственно).

Так что рано оплакивать печатное слово — ресурс этот по-прежнему востребованный и, главное, как подтверждают опросы, внушающий доверие. Хотя проблем у издателей российских газет и журналов остается немало.

По словам Павла Гусева, главного редактора «МК», главы комиссии ОП по коммуникациям, информполитике и свободе слова в СМИ, власть проявляет необъяснимое равнодушие к экономике медиаотрасли. Налоговая нагрузка на СМИ и книги у нас самая высокая в мире. В той же Германии, к примеру, НДС на газеты, журналы и книги составляет 7 процентов. В Англии установлен нулевой НДС на прессу. Во Франции государство поддерживает льготными налогами печатные СМИ, книги и систему их распространения.

Впрочем, говорить, что государство на свою четвертую власть совсем внимания не обращает, было бы неправильно. По подсчетам Минфина, из госбюджета в 2011—2013 годах на СМИ будет потрачено 174 миллиарда рублей. Деньги внушительные. И все они пойдут, понятно, на поддержку государственных СМИ. Без ответа остается вопрос: как при этом жить негосударственным редакциям и издательствам? И как быть с революционным заявлением президента Дмитрия Медведева о необходимости разгосударствления средств массовой информации? Ведь расходуются эти деньги зачастую неэффективно. Как отмечали участники слушаний, примерно 70 процентов дотируемых средств фактически выбрасывается на ветер.

Что в таком случае предлагает предпринять издательское сообщество?

Что делать?

Деньги, конечно, решают не все. Но когда речь идет о СМИ, господдержка становится делом не только экономики, но и большой политики. Общественная палата накануне слушаний провела свой экспертный опрос. 76 процентов опрошенных назвали отсутствие экономических условий главной причиной, ограничивающей СМИ в исполнении ими своей главной функции — доведения до аудитории достоверной и актуальной информации. Руководствуясь этим, Общественная палата рекомендовала властям предпринять ряд неотложных шагов.

Правительству — создать комиссию с участием представителей Минсвязи, Минфина, Налоговой, Таможенной служб и Минэкономразвития для обсуждения «Стратегической программы развития прессы до 2015 года». Кроме того, разработать и опробовать в ряде регионов различные модели разгосударствления региональных и муниципальных СМИ, а по результатам эксперимента принять соответствующий федеральный закон.

В качестве одной из мер предлагается ввести запрет для государственных СМИ публиковать рекламу на коммерческой основе. И это не все. К примеру, рекомендовано установить единую ставку налога на добавленную стоимость для всех предприятий отрасли печатных СМИ в размере 10 процентов.

Внести изменения в таможенно-тарифное регулирование, предусматривающее снижение пошлин на отдельные виды бумаги для полиграфических нужд. Идет речь и об установлении пониженных тарифов страховых взносов как для издателей, так и для распространителей.

Предложено ввести льготный режим налогообложения для редакций и поддержать дышащую на ладан систему подписки на газеты и журналы. Сохранить в ближайшие 2—3 года почтовые тарифы на уровне 2010 года, запретив «Почте России» взимать с редакций дополнительную плату за доставку изданий до газетных узлов.

Что примечательно: во всех указанных рекомендациях упоминается термин «отрасль печатных СМИ», что подразумевает четкую вертикальную интеграцию всей производственной цепочки — от производителей бумаги и типографий до издателей и распространителей. И над проработкой этой схемы заинтересованным сторонам еще предстоит потрудиться.

Хотя уже сегодня пресса должна стать продуктом, распространяющимся в шаговой доступности от любого потребителя. Органам государственной и муниципальной власти Общественная палата рекомендует принять меры по укреплению киосковой сети (по формуле «один киоск на тысячу жителей»), а также установить нормативы наличия в них непосредственно самой прессы (не менее 50 процентов ассортимента). Для торговых сетей предлагается определить предельные сроки оплаты печатной продукции, взятой на реализацию.

Кредит доверия

Не обойдены вниманием и права журналистов. В этом плане России особо нечем гордиться. По данным Павла Гусева, с начала этого года в нашей стране зафиксировано более 150 случаев воспрепятствования журналистской деятельности и угроз. Но при этом не заведено практически ни одного уголовного дела.

Следует, видимо, отреагировать государству и на данные опроса ОП. На вопрос: «Вызывают ли публикации в СМИ реакцию власти на проблему?» — только 38 процентов опрошенных посчитали, что власть реагирует.

А для реагирования есть основания. Печатное слово пользуется высоким доверием у читательской аудитории. В рейтинге доверия (вопрос: «Насколько вы доверяете тем или иным СМИ?») Интернет оказался на предпоследнем месте — ответ «Вполне доверяю» дали всего 35 процентов респондентов. Печатному слову веры больше — 42 процента.

Тягаться с Интернетом газетам и журналам действительно непросто. Хотя этому соревнованию, скорее всего, уготована судьба жарких дискуссий начала XX века о неизбежной гибели живописи с появлением фотографии и более поздних споров о тотальной победе телевидения над театром. Кстати, вошедшие было в моду электронные книги читают сейчас только 28 процентов опрошенных ВЦИОМ граждан. 89 процентов предпочитают старый добрый бумажный носитель. То же с газетами и в особенности с журналами.

Впрочем, все эти графики, индексы и рейтинги, которыми оперирует ВЦИОМ, вещь, конечно, нужная, но не отвечающая на главный вопрос: как в цифровую эпоху печатным СМИ жить дальше? Статус социально значимого товара сделает судьбу газет и журналов более понятной. А главное, в выигрыше останется основное действующее лицо — российский читатель.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера