Архив   Авторы  
Обед многочисленного семейства Люмьер

Люмьер-внук
Искусство и культураСпецпроект

«Наш семейный бизнес ушел в небытие. Я бы сам хотел узнать, как это случилось. Доходов в семье всегда было достаточно. Куда все это делось?.. Ничего не осталось», - сетует в интервью «Итогам» Макс Лефранк Люмьер



 

Одним из самых желанных гостей проходящей в Москве фотобиеннале стал Макс Лефранк Люмьер - внук легендарного Луи Люмьера, одного из изобретателей кинематографа. Но мало кто знает, что братья Люмьер, Луи и Огюст, являются прародителями еще и цветной фотографии: в 1907 году они придумали технологию, позволявшую получать цветные позитивы - автохром. Вот только, как рассказал «Итогам» Макс Лефранк Люмьер, особого богатства это семейному клану не принесло.

- Какое из своих изобретений братья Люмьер считали важнейшим?

- Все началось с сухих фотопластин - «голубых этикеток», которые позволяли не мучиться с проявкой сразу после съемки. Потом - синематограф, автохром, громкоговоритель… И еще куча изобретений типа защитных очков для электросварщиков. Некоторые мелкие усовершенствования они даже не патентовали. Но самым важным Люмьеры считали, конечно, кинематограф. Я-то вообще думаю, что его изобретение сыграло не меньшую роль, чем изобретение книгопечатания.

- В первых картинах Люмьеров действуют в основном члены семейства. Почему их имена никогда не упоминались?

- А зачем? Съемка интересовала дедушек как технический эксперимент. И, кстати, семью они позже начали снимать. Вначале был выход рабочих с фабрики, приезд поезда на вокзал Ла Сиота, портового городка. Они отрабатывали технологию. После этого было изготовлено около 150 камер. Их раздали операторам, которых отправили в разные концы земного шара. Изначально идея была проста - дать людям возможность увидеть то, что иначе они не могли бы увидеть. Ну а потом фильмы начал снимать Жорж Мельес, он делал игровое кино, с актерами, декорациями… Дедушку Луи это не занимало. Если позже он что-то и снимал, то только для себя.

- По снимкам, привезенным на фотобиеннале, не скажешь, что старшие Люмьеры были равнодушны к художественным эффектам.

- Дедушка рисовал хорошо. Даже первые наброски кинокамеры сделаны были великолепно. Но больше его интересовали научные изыскания.

- Когда фотографии из вашего частного архива впервые были показаны публике?

- В 2003-м. Семья Люмьер остается владельцем автохромов, но право на воспроизведение и публичный показ принадлежит Институту Люмьер.

- Луи и Огюст, два брата - один бизнес. Сложностей не возникало?

- Нет. Они вместе очень много работали. Луи больше интересовался физикой, Огюст - физиологией, медициной, химией: у него много изобретений в фармацевтике, некоторые используются и по сей день. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, появилось много раненых с ожогами. Если не класть на ожог повязку, то рана может инфицироваться. Но бинт намертво присыхал к ране, отдирать его было мучительно. Огюст придумал легкую газовую повязку, пропитанную специальным жировым составом, благодаря которому она легко снималась. Сегодня состав пропитки несколько другой, но в названии повязки имя Люмьера осталось. Но это к слову.

- Каким вы запомнили своего деда?

- Меня привозили на каникулы в его дом на берегу Средиземного моря. Он был изобретательным и веселым человеком. Помню, мне было лет девять. Я нашел на террасе муравья, который лакомился пчелой. Я попросил у дедушки лупу, он достал ее из кармана пиджака. Но перед этим объяснил, что это не простая лупа, а что-то уже на полпути к телескопу. Короче, прочел мне целую лекцию по оптике. Вообще у него в пиджаке была масса карманов, и в каждом - совершенно неожиданные предметы: отвертки, лупы, щипчики, кусачки... Просить можно было что угодно - все находилось.

- В семье его считали чудакoм?

- Да нет, он прекрасно участвовал в общей жизни. Рассказывал анекдоты, постоянно шутил. Однажды он принес на стол две бутыли с водой из погреба. Но когда вы пытались из них налить, они вдруг удлинялись, а вода исчезала. При этом с виду бутылка казалась абсолютно нормальной. Такие шуточки у него были, понимаете?

- Внуки унаследовали таланты?

- Хорошо бы, конечно. Но, к сожалению, не тот случай. Может, он передал нам желание находить решение в любой ситуации. Но у нас есть желание, а у него было умение.

- Какова судьба бизнеса Люмьеров?

- Он ушел в небытие.

- Каким образом?

- Я бы сам хотел узнать. Может, так бы не жалел.

- А доходы от патентов?

- Во-первых, много времени прошло. Потом, по мере того как эти патенты появлялись, их продавали. Скажем, вы делаете изобретение, получаете патент. У вас две возможности. Либо вы продолжаете им пользоваться и получаете дивиденды в течение 25 лет, после чего изобретение делается публичным достоянием. Либо вы его сразу продаете. Люмьеры некоторые продавали, некоторые оставляли в семье. В любом случае доходов всегда было достаточно. Куда все это делось?.. Ничего не осталось.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера