Архив   Авторы  
Культовый английский автор Нил Гейман приехал в Москву впервые

Долгоиграющий
Искусство и культураСпецпроект

"Если бы я захотел по-быстрому заработать, кинулся бы в кинематограф. Сценарий для голливудской картины стоит примерно миллион долларов", - рассказал "Итогам" автор "Американских богов" Нил Гейман


 

Жанр, который прославил британского писателя Нила Геймана, по-английски называется kidult. Другими словами, своеобразное фэнтези для взрослых. Его культовый роман "Американские боги" - сага о том, как эмигранты привозят в Новый Свет своих идолищ и здесь их "прессуют" новые боги Интернета, компьютера и телевидения. Конек Геймана - не бестселлеры, а лонгселлеры, романы, рассчитанные на долгие продажи. За что в англоязычном мире писателя даже прозвали Литературный Марафонец. На русский Геймана перевели уже десять лет назад, но до Москвы он добрался только сейчас.

- Россия - не столь важный сегмент мирового книжного рынка, чтобы посетить ее раньше?

- Все дело в том, что моя невеста Аманда Палмер (вокалистка популярной рок-группы Dresden Dolls. - "Итоги") должна выступать на музыкальном фестивале в польском Вроцлаве. Я поехал с ней и в дороге посмотрел на карту. И что вы думаете? Россия оказалась совсем рядом! (Смеется.) На самом деле, я никогда не оцениваю страны в тиражах. Отчего родные, не скрою, упрекают меня в недостаточной практичности. Впервые мои романы появились у вас довольно давно, но в неважном переводе. Сегодня те старые книги переиздаются. Такое трепетное отношение радует гораздо больше, чем тиражная гонка.

- Однако в своем блоге вы написали, что организацией поездки занимались чуть ли не в одиночку...

- В мире есть одна вещь, на которую не в силах повлиять даже мои могущественные российские друзья-издатели. И это - российская виза. Получить разрешение на въезд в вашу страну не так-то просто. Российское посольство в Вашингтоне, например, работает по правилам, которые не распространяются на нью-йоркское консульство. В одном городе принимают копии документов, в другом, оказывается, нужно предъявлять лишь оригиналы. Так что с бюрократией у вас все в порядке, совсем как в Англии.

- Поэтому вы оттуда и сбежали?

- Все куда банальнее. Большинство заказов я получал от американцев из DC Comics (крупнейшее издательство комиксов, выпустившее "Бэтмена", "Супермена" и др. - "Итоги"). А тут еще случился финансовый кризис, грохнулся доллар, и я понял: за цену английской однокомнатной квартиры я могу купить в США роскошный особняк на 16 акрах. Вот и переехал. Но я, как в песне Стинга, остаюсь Englishman in New York.

- Но боги у вас, тем не менее, американские.

- Я просто не смог бы написать об английских, канадских или, скажем, русских. В Англии вы можете оставаться русским до тех пор, пока сами этого хотите: у вас может быть русская подружка, вы можете есть русскую еду, молиться своим богам. А "Американские боги" - книга о том, что главный культурный императив в США - заставить эмигрантов отказаться от собственных корней, своей национальности. Америка в отличие от многих других стран, куда эмигрируют люди, растворяет в себе чужие культуры, делая их частью великого Ничто. Мой роман - о том, как США уничтожают чужую историческую память. Это не плохо и не хорошо, это данность. Здесь люди забывают о том, что делает их уникальными.

- Сложно оставаться английским писателем во времена "после "Гарри Поттера"?

- Не сложнее, чем до "Гарри Поттера". Джоан Ролинг "навредила" мне только одним - издатели стали сравнивать все остальные романы с "Гарри Поттером". Именно поэтому я отдал рукопись своего фэнтези "Коралина" Bloomsbury, уже издававшему поттериану. Всем остальным хотелось сделать из моей книги "ответ Гарри Поттеру". Меня это не устраивало - слишком большая ответственность.

- Ваши родители были адептами сайентологии...

- Тема закрыта. Пожалуйста, следующий вопрос.

- Тогда о другой вашей вере - в комиксы. Сильно обделяет себя Россия, чураясь этой культуры?

- Когда я рос в Англии, комиксы были гораздо популярнее, чем литература. Детям куда интереснее читать на языке графических романов - слева направо, снизу вверх, совмещая пазлы текста с яркими иллюстрациями. Я даже стал думать, что придумывать истории для комиксов - весьма перспективно: все шло к тому, что они впоследствии вытеснят беллетристику, и не ее одну. И в какой-то степени сегодня это действительно происходит. Взять хотя бы "Аватар" - ну просто чистый комикс. Попробуйте показать его человеку, который жил до появления "Броненосца "Потемкина". Картина покажется ему всего лишь набором аляповатых движущихся картинок.

На самом деле для англоязычного мира комиксы стали, с одной стороны, благом, ключом к пониманию новой развлекательной культуры, а с другой - злом, ведущим искусство исключительно по пути зрелища. Да, в некоторых частях света людям кажется, что моя вершина - история про Песочного человека. Но в России литература еще не сдается: здесь меня знают как романиста. Сам я между тем уверен, что без "Песочного человека" не было бы и "Американских богов". Для меня важно рассказать свою собственную историю. А как - это уже частности.

- Однако чужими сюжетами вы не брезгуете - написали несколько историй про Бэтмена. Нужда заставила?

- Если бы я захотел по-быстрому заработать, очертя голову кинулся бы в кинематограф. Сценарий для голливудской картины стоит примерно миллион долларов. И поверьте, у меня скопилась куча предложений от студий. Но позвонили из DC Comics: "Хотим, чтобы именно ты закрыл тему "Бэтмена". Как я мог отказаться? Человек - летучая мышь известен с 1939 года. Второй раз такие предложения не делают. И я сочинил серию про похороны человека, известного как Бэтмен.

- У вас за плечами работа с таким мейджором, как Paramount, выпустившим экранизацию "Звездной пыли". Сложно работать с Голливудом?

- Да. Ведь там одни идиоты. Ты потратил на книгу несколько лет своей жизни, а продюсеры решают, как будут ее экранизировать, всего за пару часов. Они как собаки, которых не раздражает только запах собственной мочи. Если они его не чувствуют - все пропало. Поэтому в любом случае готовое блюдо под названием "фильм по книге" будет немного подпорчено. Все, что Мэттью Вон как режиссер придумал для "Звездной пыли", было отвергнуто студией как несовместимое с ожидаемым бокс-офисом.

- Похоже, я понимаю, почему вас называют рок-звездой от литературы.

- Причина на самом деле одна - большое число гиперактивных фанатов. Помню, несколько лет назад я отправился в Сингапур. Меня обещали встретить около тысячи сингапурских поклонников. Издатели не поверили: "Вы, Нил, чокнулись. На прошлой неделе у нас был обладатель "Букера", самый продаваемый автор года в Британии. На него еле-еле собралось 85 человек". И кто оказался прав? Заведение, где я подписывал книжки, облепили несколько тысяч человек! Ну чем я после этого не рок-звезда? (Смеется.)

- А вам не обидно, что проект Рика Риордана "Перси Джексон" пользуется такой бешеной популярностью? Вот и фильм собрал по миру 215 миллионов долларов. Но ведь по сути это ваши "Американские боги", только адаптированные для детей?

- Ни капли не обидно. Идеи витают в воздухе. За несколько лет до "Гарри Поттера" я придумал и описал в одной из книг 12-летнего мальчишку в очках и с совой на плече, которому суждено стать великим волшебником. Однако не важно, какого персонажа ты придумал, какой сюжет нафантазировал. Важно, как ты все изложил. Так что я совсем не завидую ни Джоан Ролинг, ни этому парню. Как там его?

- Рик Риордан.

- А я Нил Гейман. Нет, даже так - я Нил "хрен вам всем" Гейман. И у кого вы сейчас берете интервью?

Оглавление

Золотое перо Голливуда

На сегодняшний день Нил Гейман - один из самых продаваемых и наиболее часто экранизируемых писателей в мире. А начинал он как журналист. Написал биографию популярной группы Duran Duran, строчил рецензии на фэнтези и фантастику, а поднабрав связей, решил, что пора самому пробиться на литературный олимп. И уже первый роман "Добрые предзнаменования", созданный в соавторстве с одним из самых известных британских сказочников Терри Пратчеттом, стал чуть ли не сенсацией. Гейман также утвердился на ниве графических романов, за девять лет превратив в суперпопулярный бренд серию комиксов "Песочный человек". Именно он похоронил старого Бэтмена, сочинив заключительные части классической бэтмениады. В 2001 году вышло самое известное его произведение "Американские боги" - оно разошлось миллионными тиражами и принесло автору звание культового. Книги Геймана получили самые престижные литературные премии: медаль Ньюбери, премии Хьюго, "Небьюла" и Брэма Стоукера.

Все, к чему ни прикасалось бы перо Геймана, благодаря его таланту рассказчика превращалось в кинематографическое золото. В 1997 году появилась сказка "Звездная пыль", права на которую немедленно выкупила студия Paramount. В фильм книга превратилась только в 2007-м. Главные роли в одноименном 70-миллионном блокбастере Мэттью Вона сыграли Роберт Де Ниро и Мишель Пфайффер. Картина собрала в прокате порядка 140 миллионов долларов. Сказка "Коралина" превратилась в 60-миллионный мультфильм для взрослых (собрав в прокате более 120 миллионов) и в этом году номинировалась на "Оскара" в категории "Лучший анимационный фильм". Роман "Никогде" обернулся одноименным сериалом Би-би-си. По просьбе режиссера Роберта Земекиса Гейман трудился над сценарием картины "Беовульф". А экранизацией "Истории с кладбищем" сейчас занимается прославленный Нил Джордан ("Мы не ангелы", "Интервью с вампиром").

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера