Архив   Авторы  
Сегодня виртуальные компьютерные игры превращаются в реальный спорт. Японская приставка Wii реагирует на движение

Уровень пройден
Искусство и культураСпецпроект

Власть решила, что компьютерные игры являются идеальной площадкой для воспитания патриотических чувств подрастающего поколения



 

Дмитрий Медведев примкнул к рядам отечественных геймеров. Президент с удовольствием покрутил виртуальный штурвал советского истребителя времен Великой Отечественной на авиасимуляторе IL-2 Sturmovik: Birds of Prey. Снискавший мировую славу российский компьютерный релиз произвел на президента такое сильное впечатление, что одно из заседаний комиссии по модернизации должно быть посвящено отечественной игровой индустрии. И вот уже депутаты Госдумы призывают разработать проект федерального закона «О государственной поддержке индустрии интерактивных технологий, компьютерных и видеоигр в Российской Федерации». Похоже, законодатели осознали, что именно компьютерные игры становятся идеальным плацдармом для воспитания патриотических чувств населения. Тем более что сегодня эта индустрия превратилась в один из наиболее быстро растущих сегментов экономики: суммарный мировой оборот в 2009 году чуть-чуть недотянул до 60,5 миллиарда долларов. А уже к 2015 году обещает возрасти до 70 миллиардов. «Итоги» попытались выяснить: стоит ли нам ожидать play-революции?

Такое вот кино

Года два назад на производителей виртуальных игрушек не по-детски наехали американские кинобоссы. Все дело в том, что в первый уик-энд продаж фантастический шутер Halo 3 для Xbox 360 принес издателям 300 миллионов долларов. В то время как кинотеатральная выручка по стране за те же выходные составила всего 80 миллионов долларов. Одна стрелялка пустила под откос старания всей американской киноиндустрии! Авторы стартовавшей тогда же комедии «Девушка моих кошмаров» с Беном Стиллером заявили, что разработчики игры вероломно «отжимают» у них потенциальную аудиторию. Это был не спонтанный всплеск раздражения, а рецидив затяжной коммерческой ревности. В мировом центре производства и потребления игрушек, Америке, общество столь активно впадает в компьютерное детство, что производители харда, софта и аксессуаров дышат в спину голливудским воротилам.

Судите сами. В 2008 году оборот американской игровой индустрии составил 21 миллиард 400 миллионов долларов. Тогда как прокат американских фильмов в целом мире принес Голливуду 28 миллиардов. Ежегодные доходы разработчиков, продюсеров и программистов сопоставимы с барышами голливудских профи. Согласно отчетам Американской ассоциации кинопромышленников, средняя заработная плата киношника составляет порядка 76 тысяч долларов в год. Компьютерные инженеры и программисты могут рассчитывать на 66 тысяч и выше — в зависимости от квалификации. Игровые продюсеры и того больше — от 80 до 200 тысяч. Затраты на производство и рекламу компьютерных игр едва ли не сопоставимы с бюджетами фильмов. Например, бестселлер Call of Duty: Modern Warfare 2 стоил порядка 50 миллионов долларов (по слухам, еще в 200 миллионов обошлась массированная реклама), и это не предел. На сегодняшний день список наиболее дорогих игрушек возглавляет Grand Theft Auto IV — виртуальный бандитский экшн встал разработчикам в реальные 100 миллионов долларов. Эти суммы не кажутся фантастическими, принимая во внимание, что озвучанием игрушек не брезгуют и голливудские звезды. Лев Чапельски, генеральный менеджер компании, занимающейся подбором персонала для игровой индустрии, вспоминает: «Было время, когда звезды нам отвечали: «Игрушки?!! Ни за что. Я профессиональный актер и охотнее выпью яду, чем соглашусь подарить свой голос виртуальному персонажу». Однако, когда объемы индустрии стали исчисляться миллиардами, звезды захотели откусить и от этого пирога». И вот на сегодняшний день каратель из Rogue Warrior говорит голосом Микки Рурка, чернокожий самурай из Afro Samurai — Сэмюэла Л. Джексона, а один из персонажей Fallout 3 — Лиама Нисона. Если верить Чапельски, некий голливудский небожитель запросил у него 750 тысяч долларов за час озвучания, но получил от ворот поворот. Так что рекорд сегодняшнего дня — 500 тысяч долларов в час. Менее известным исполнителям приходится довольствоваться профсоюзными расценками: средняя ставка актера, озвучивающего игру, — 760 долларов в час.

Неудивительно, что при таком подходе к производству простые граждане все агрессивнее осваивают компьютерные пространства квестов, шутеров, стратегий, ролевых игр, хорроров, action-adventure и т. д. В визуальном плане игровые миры не уступают, а то и превосходят самые изощренные киношные вселенные. С той разницей, что царь виртуальной горы тот, у кого в руках контроллер — геймер, управляющий вымышленной реальностью по своему хотению. Кинематограф такой всеобъемлющей власти не дает — в фильме все зависит от воли режиссера. Однако голливудцы планируют отыграться: игры сегодня экранизируют с не меньшим пылом, чем книги. Разработчики практически всех популярных игр уже получили дополнительные барыши от продажи прав на киновоплощение.

Оно и немудрено. Согласно отчетам, примерно 55 процентов американцев (около 170 миллионов человек) играют в компьютерные игры. Из них порядка 33 миллионов не расстаются с приставками около 40 часов в неделю. Тут не до кино. И эта «империалистическая зараза» расползается по всем уголкам мира. Не исключая и Россию.

Русская рулетка

В компании КОМКОН «Итогам» сообщили, что в компьютерные игры «пуляют» более 92 процентов опрошенных детей в возрасте от 4 до 15 лет. А ведь еще несколько лет назад модные игровые приставки официально вообще у нас не продавались. Но Россия, и особенно Москва, всегда проявляла нездоровую любовь к разным заморским гаджетам и прочей прогрессивной электронике. Взять хотя бы первый iPhone: его еще не было в легальной продаже, но с ним уже щеголяли все московские модники. Нью-йоркские очереди в магазины, где продавался революционный смартфон, состояли преимущественно из русских туристов. Та же история с игровыми консолями. Когда четыре года назад новинка от Sony, суперпродвинутая PlayStation 3, еще не была доступна в магазинах, в закутках Митинского радиорынка ее реализовывали всего за… 45 тысяч рублей. При красной американской цене в 500 долларов. А каждая из немногочисленных на тот момент игр стоила за три тысячи рублей. Жаба частенько душила даже самых заядлых игроков, и потому в промышленных масштабах скупалась чуть менее продвинутая по «железу», но уже проверенная на мировых рынках Xbox 360. «Коробка», как прозвали ее в народе (от английского box), тоже была в России на птичьих правах, но стоила порядка 15 тысяч. Еще около двух надо было выложить за дополнительный беспроводной контроллер. Однако весь цимес заключался в том, что за какие-то три тысячи рублей «коробку» можно было «перепрошить», и она проигрывала левые диски — 250—450 рублей за штуку. В Москве процветал целый подпольный бизнес по «перепрошивке», продаже аксессуаров, игр и ремонту. Ситуация изменилась в лучшую сторону, когда производители консолей вышли на официальный российский рынок.

Сегодня «белый» Xbox 360 стоит от 9 до 14 тысяч рублей в зависимости от комплектации. Цены на PlayStation 3 колеблются в дельте 1316 тысяч рублей. Nintendo Wii 1415 тысяч. Официальные дилеры действуют по хитрой экономической схеме: консоль реализуют ниже себестоимости, а зарабатывают на дополнительных сервисах, аксессуарах и играх за свежие релизы в столичных магазинах по-прежнему придется выложить до трех тысяч рублей. При этом «коробку» и Nintendo Wii все еще можно «перепрошить», а вот PlayStation 3 остается крепким орешком. Зимой этого года знаменитый хакер GeoHot, в свое время «сломавший» защиту iPhone, был близок к тому, чтобы взять бастион Sony, но корпорация быстро выпустила новый вариант защиты. В ООО «Майкрософт Рус» сообщили «Итогам», что доля Xbox 360 на российском рынке консолей 43 процента. А их конкуренты из Sony Computer Entertainment Europe в России и СНГ уверили «Итоги», что все три поколения PlayStation достигли 70 процентов. Сегодня компания приближается к отметке в 300 тысяч проданных PlayStation 3.

Оборот российской индустрии видеоигр все еще не поражает воображение. Так, в 2007 году он составил 560 миллионов долларов. И это несмотря на то, что отечественных производителей игр немало. Такие крупные и известные у нас компании, как «Бука», Nival, производят большие проекты, но для персональных компьютеров. Проекты типа «Аллоды», Heroes of Might and Magic V котируются и на Западе. Участники рынка объясняют объем отечественной индустрии невысоким уровнем социально-экономического развития страны и традиционным «взрослым» предубеждением к играм. Но, тем не менее, они полны оптимизма. «Сегодня российский консольный рынок внешними очертаниями уже напоминает ключевые игровые рынки Европы. Каждый год начиная с 2007-го, когда в продажу поступили консоли последнего, седьмого поколения, наш рынок показывает рост», заверил «Итоги» Сергей Клишо, генеральный менеджер по развитию SCEE в России и СНГ. Неудивительно, что при таких темпах на игры подсели президент и парламентарии.

Кровавая кнопка

Депутаты и их дети, как известно, близки к народу, а потому тоже любят «популять» в компьютерные игры. А иначе как объяснить предложение председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимира Плигина об установлении контроля над содержанием видеоигр? По его мнению, в свободном доступе находится слишком большое количество релизов с высоким уровнем насилия. Справедливости ради надо сказать, что геймеры действительно проливают океаны крови, но на обложке каждой игры обязательно стоит предупреждение о содержании. К тому же в большинстве хитов есть «кнопка отключения крови». Депутатская инициатива не получила развития, но стала прецедентом. В начале этого года член фракции ЛДПР Валерий Селезнев и вовсе потребовал внести современный шутер (стрелялку) Call of Duty: Modern Warfare 2 в список запрещенных экстремистских материалов. В одной из миссий, чтобы втереться в доверие к матерому русскому террористу, герою под управлением геймера приходится расстреливать невинных людей в вымышленном российском аэропорту. Комизм ситуации в том, что в локализованной отечественной версии для ПК этого уровня нет...

Впрочем, противостоять и контролировать набирающую обороты индустрию видеоигр — все равно что оседлать торнадо. Мало начать перлюстрировать релизы российских игровых издателей, главное — взять на карандаш Интернет. А это непроходимый уровень даже для могущественных парламентариев. Однако если игры нельзя запретить, то можно участвовать в их создании, наставляя разработчиков на верный государственный курс. По нашей информации, сегодня в Комитете Госдумы по делам молодежи практически сформирована рабочая группа по видеоиграм. Ее участники, по словам члена комитета Павла Зырянова, в ближайшее время должны составить пакет предложений на тему «Как сделать игры патриотическими, содержательными и идеологически правильными для российских подростков». «Сегодня на этом поле, — посетовал Зырянов «Итогам», — молодежи попросту промывают мозги. Почему бы не выпустить стратегию или стрелялку по мотивам Курской или Сталинградской битвы?» В американских релизах русские герои и впрямь не всегда представлены в лучшем свете — будь то современные шутеры Modern Warfare 2, Battlefield Bad Company 1 и 2, фантастический экшн Singularity и т. д. По мнению Павла Зырянова, исторические и фактические просчеты, допущенные в западных играх по отношению к российским героям, отнюдь не случайны. За этой «промывкой» скорее всего стоят политические силы. Это мнение не выглядит теорией заговора: ведь создание некоторых популярных видеоигр, по словам представителей компании «1C-CофтКлаб», спонсировало минобороны США. Вообще союз государства и производителей игр — это отнюдь не российское ноу-хау. Так, правительство Канады, например, стимулирует развитие индустрии, давая производителям игрушек налоговые льготы. Освобождают игровиков от уплаты поборов и китайские власти.

В мае этого года специалисты Минкомсвязи рассчитали: для создания шести российских военно-патриотических хитов необходимо выделить из госбюджета 500 миллионов рублей, еще 200 миллионов вложит частный разработчик, 20 миллионов докинет в банк Ханты-Мансийский автономный округ (власти именно этого региона, по слухам, выступили инициаторами проекта). Предполагаемые исполнители — компьютерная фирма «1С» — отказались раскрывать «Итогам» подробности проекта, сославшись на Минкомсвязь. Однако и там не спешат хвастаться. «В настоящее время Минкомсвязь не размещало никаких заказов на разработку компьютерных игр. Проект находится на стадии разработки предложений и их обсуждения в рабочих группах при комиссии по модернизации», — заявили «Итогам» в министерстве. «Успешность игры никак не зависит от того, сделана она по госзаказу или нет, есть в ней патриотические элементы или отсутствуют. Будет хорошая игра — ее заметят и купят. Будет плохая — никакую молодежь с ее помощью воспитать не получится, — поделился с «Итогами» главный редактор журнала «Игромания» Алексей Макаренков. — Самый неприятный сценарий, если деньги будут выделены, а на них создадут много дешевых, но низкокачественных игр. Таких сейчас — тысячи, еще несколько никто просто не заметит». Впрочем, по словам Павла Зырянова, государство не бегает по компаниям и не ищет, кому бы вручить миллионы рублей налогоплательщиков. Однако, как говорится, лиха беда начало. Занявшись вплотную компьютерными играми, власти могут осознать, какие идеологические и коммерческие перспективы открывают новые игровые технологии. И тогда начнут поддерживать компьютерную индустрию по той же схеме, что и кинематограф.

Дело техники

Руку свело

Сегодня стать геймером не так уж сложно. Если раньше для развлечений в основном использовался персональный компьютер, то нынешний мировой тренд — так называемые консоли. Игровые приставки все активнее вытесняют ПК с мирового рынка. Их плюсы очевидны: не нужно каждый месяц бегать за более совершенной компьютерной начинкой, как это происходит с ПК, а играть можно прямо перед телевизором, развалившись на любимом диване. Современная консоль — это мощный цифровой развлекательный центр, который помимо игр способен воспроизводить видео, проигрывать музыку, открывать доступ в Интернет.

Нынешняя игрушечная индустрия стоит на трех китах — рынок примерно поровну поделили компании Sony (PlayStation 3), Microsoft (Xbox 360) и Nintendo (Wii). Производственная география консольного мира не так уж широка: делают приставки в основном в Китае, а разрабатывают в США и Японии. Наиболее продвинутая с технической точки зрения PlayStation 3 (в каждой из приставок, например, установлен оптический привод нового поколения Blu-ray) последние годы конкурирует с детищем Microsoft — самые высокобюджетные и красивые игры разрабатываются именно для этих консолей. Чуть особняком стоит Nintendo Wii — ее невысокая мощность и неспособность «тянуть» игры с графикой высокого уровня с лихвой компенсируются уникальным способом взаимодействия с игровым миром. Приставка фиксирует движения человека и воспроизводит их на экране: например, чтобы сделать подачу в виртуальном теннисном гейме, достаточно просто взмахнуть рукой. Концепция Wii оказалась настолько удачной, что конкуренты Sony и Microsoft разработали к своим приставкам специальные дополнения, которые позволяют управлять игрой по тому же принципу. Кто консоли делает, тот и игры заказывает. В списке 50 наиболее крупных игровых девелоперов первые строчки занимают японцы и американцы. Впрочем, на четвертом месте в 2008 году значится канадская компания, ответственная за культовую игру Prince of Persia. Консервативная старушка Европа тоже старается изо всех сил: так, на 22-м месте производителей стоит немецкая компания, на 42-м — шведские разработчики.

Наши геймеры в силу привычки все еще чаще «пуляют» на персональных компьютерах. «У нас ПК сильно опережает консоли. Игры по-прежнему являются важным локомотивом для развития игрового «железа»… Продажи для ПК обгоняют консольные игры почти в десять раз», — заявил «Итогам» руководитель PR-службы компании «1С-СофтКлаб» Алексей Пастушенко. Впрочем, если хиты начнут делать преимущественно для консолей, отечественным геймерам придется поменять мышку на контроллер. Сегодня, по данным КОМКОН, в городах с населением более 100 тысяч консоли стоят в домах примерно восьми процентов опрошенных семей.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера