Архив   Авторы  
Воспитанники Алексея Горшкова (на фото) продолжают традиции российской танцевальной школы: начиная с 1992 года наши дуэты, к примеру, на Олимпийских Играх всегда были в числе лидеров

Волевой порог
Спорт

«Сезон вышел каким-то скомканным... Не работа, а гонка на выживание. Но в любой ситуации надо искать свои положительные моменты», - говорят фигуристы Оксана Домнина и Максим Шабалин

 

В шведском Гетеборге 17 марта стартовал чемпионат мира по фигурному катанию, который должен либо опровергнуть, либо подтвердить утверждения о том, что в России этот любимый народом вид спорта находится в кризисе. Поводом для пессимистических разговоров стал прошлогодний чемпионат мира в Токио, где российские фигуристы впервые за долгие годы остались без наград. Выводы делались апокалиптические: мол, фигурное катание в нашей стране исчерпало свои ресурсы и для выхода из этого глубокого кризиса понадобится не один сезон. Однако полтора месяца назад на первенстве Европы в Загребе россияне завоевали четыре медали, из них одну золотую привезли домой Оксана Домнина и Максим Шабалин. Президент Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванта, поздравляя руководителей российской федерации фигурного катания с успехом, произнес многозначительно: «Добро пожаловать вновь на пьедестал». Понятно, что этот результат давал надежду на «золото» и на мировом первенстве, что рассеяло бы версию о кризисе. Но главные претенденты на высшие медали в Гетеборге танцоры Домнина и Шабалин перед самым началом чемпионата мира снялись с соревнований. И поскольку за ними на европейском турнире больше никто из россиян на пьедестале не стоял, чтобы теперь «подхватить знамя», пессимистические прогнозы стали настойчивее. От России, конечно, будут выступать талантливые пары: Яна Хохлова и Сергей Новицкий, Екатерина Рублева и Иван Шефер, а также Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев. Только хватит ли им опыта, чтобы отобрать медали у очень сильных конкурентов? Что же произошло с Оксаной Домниной и Максимом Шабалиным? Спортсмены ответили на вопросы «Итогов».

- Вы планировали участвовать в мировом первенстве. И вдруг снялись с чемпионата. Что же случилось?

М. Ш.: На одной из последних тренировок я надорвал связку колена, на котором уже была операция в конце прошлого года. Обидно ужасно. Мне назначили консервативное лечение, но выступать на соревнованиях в таком состоянии просто несерьезно.

- Вам, Максим, пришлось перенести две операции по удалению менисков, одну из которых врачи сделали за неделю до чемпионата Европы. И тем не менее в Загреб вы поехали и впервые в карьере завоевали титулы чемпионов Европы.

М. Ш.: После Загреба я вообще не мог толком передвигаться. На следующий день после чемпионата Европы на две недели даже уехал в подмосковный санаторий. Вернулся домой другим человеком - полным сил, но... боль вернулась, как только возобновились тренировки. Через пару дней, признаюсь, я впал в депрессию. Подумал, что больше терпеть невмоготу. Оказалось же, что снова получил травму. После финала Гран-при думал, что хуже мне уже не будет, потому что дальше некуда. Боль гасили уколами, и это работало. Я постоянно должен был изображать здорового спортсмена. Ведь соперники собирают информацию, приходят на тренировки, следят за тем, как ты катаешься. Стоит захромать или лицо исказится гримасой боли, это сразу же разносится, играет против тебя. Словом, болит не болит - ходи улыбайся. А потом корчись в номере от боли.

О. Д.: После чемпионата Европы Макс видеть никого из нас не мог. Даже хотел перебраться в другую гостиницу. Для меня это тоже была непростая ситуация в психологическом плане. Я видела, насколько партнеру тяжело. Но пожалеть его не могла. Если бы сидела, гладила его по коленке и утешала, не видать нам «золота». И потому мне пришлось раздваиваться, и это было противно и ужасно. Вообще сезон вышел каким-то скомканным. Обычно все идет по распорядку - подготовка, старт. А тут операции, тренировки, нервы. Не работа, а гонка на выживание. Но в любой ситуации надо искать свои положительные моменты. Плюсом, на мой взгляд, стало то, что я, к примеру, совершенно не устала психологически от программ. Как правило, к концу года музыку и слышать не можешь, до того надоедает. А перед чемпионатом Европы с Максом несколько дней не тренировались, вышли на лед, включили вальс Хачатуряна. «Господи, - подумала, - какая красивая музыка».

- Поговорим о соперниках: какие дуэты теперь, в ваше отсутствие, могут претендовать на медали первенства?

М. Ш.: Все те же: французы Изабель Делобель - Оливье Шонфельдер, американцы Танит Белбин - Бенджамин Агосто.

- Вы с ними общаетесь?

О. Д.: С французской делегацией у нас складываются интересные отношения. Если мы проигрываем Делобель - Шонфельдеру, то с нами все здороваются. Выигрываем у них - французы проходят молча мимо.

М. Ш.: А американцы - отличные ребята, не замороченные. Спокойнее относятся к проблемам, которые возникают. Бен - открытый, корректный парень. Все понимает с полуслова, ему не нужно ничего объяснять.

- Что скажете о молодой канадской паре Тесса Виртю - Скотт Моир? О них много сейчас говорят. Есть ли у них шансы на победу?

М. Ш.: Мне кажется, они вряд ли смогут выиграть чемпионат, если только судьи не выдернут их на первое место. Да, видно, что ребята перспективные и талантливые. Это танцоры нового поколения, которые выходят и разминаются не беговыми движениями, а крюками и выкрюками. Но пока, на мой взгляд, у них нет той силы, лоска, которые приходят с опытом, с годами. Не могут они еще прокатать программу, как надо.

- А как надо?

О. Д.: Пропустить танец через себя. Чтобы после твоей программы зрители говорили, что у них мурашки бежали по коже. Эти слова, на мой взгляд, являются самой высокой оценкой. Ради этого и стараешься. Хотя, конечно, угодить одновременно всем в фигурном катании - и болельщикам, и судьям - нереально.

- Сейчас, когда вы все прочувствовали, как справитесь с ролью зрителей?

М. Ш.: Особенно обидно, что на чемпионате Европы в произвольной программе за все элементы мы получили самые высокие оценки. И оставалось только это выступление повторить в Гетеборге. Наш тренер Алексей Горшков и хореограф Сергей Петухов положили на нас столько усилий: они дневали и ночевали на катке. Петухов буквально. Поскольку он живет в Москве, то ездить из Одинцова, где мы тренируемся, и возвращаться обратно, учитывая пробки, не успевает. Несколько раз ночевал в тренерской. Но 22 февраля у Сергея Георгиевича был день рождения, и мы с Оксаной подарили ему оплаченный номер в гостинице рядом с Ледовым дворцом. Он был так тронут, что едва не расплакался.

О. Д.: Сергей Георгиевич вообще очень эмоциональный человек. Возможно, поэтому у него в голове всегда полно интересных идей. В прошлом он - солист ансамбля Игоря Моисеева, и этот факт говорит сам за себя. Именно хореограф придумал новый сюжет «Неравный брак» к произвольному танцу «Маскарад». Поначалу я думала, что будут маски, все-таки бал. А оказалось, что Макс - светский повеса, прожигатель жизни, который женится на невинной девушке только из-за ее денег. В общем, мне досталась несчастная роль «лишенки». Но как ни странно, именно она стала для нас счастливой.

- В реальной жизни денег вам хватает?

М. Ш.: Мы получаем деньги от федерации фигурного катания, Московская область помогает, есть еще президентская стипендия. Но это не такие суммы, которые фигурируют в футболе и хоккее. И если бы администрация Одинцовского района не выделила нам с Оксаной квартиры в этом городе, то сами их купить мы бы не смогли. Но речь даже не об этом. Когда ты выходишь на такой уровень, то неплохо иметь своего тренера по ОФП, массажиста, обладать средствами на закупку костюмов, запись музыки. К примеру, оркестровая запись стоит порядка 15 тысяч долларов. А костюмы, пошитые в этом сезоне, обошлись в 500 тысяч рублей. Ведь на каждый из трех видов - обязательный, оригинальный и произвольный танец - делается не один комплект, а пара - для тренировок и на всякий случай.

О. Д.: Два сезона подряд мы работаем с польским тренером по ОФП. Этим летом он на два месяца приезжал к нам в Одинцово. Но хотелось бы сотрудничать с ним постоянно. Пока позволить себе такую роскошь мы не можем. Так что ждем спонсоров. Но сейчас, конечно, для нас главное - здоровье.

ДОСТИЖЕНИЯ

Путь к медалям

При том общественном интересе, который возник к фигурному катанию на волне многочисленных телешоу, трудно даже представить, что в этом виде спорта у нас могут быть какие-то серьезные проблемы. И все же последние медали чемпионов мира пара Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин получила в 2005 году. В том же году Мария Петрова и Алексей Тихонов были вторыми, а затем случился провал: лишь одно третье место в 2006 году. А ведь были времена, когда наши спортивные пары занимали сразу несколько призовых мест. Скажем, в 1994 году Евгения Шишкова и Вадим Наумов были первыми, а Марина Ельцова и Андрей Бушков - третьими.

С нехваткой кадров в танцах мы столкнулись в конце девяностых годов. На чемпионате мира-1997 первое место было за парой Оксана Грищук - Евгений Платов, вторыми оказались Анжелика Крылова и Олег Овсянников. Тогда было понятно: в российских танцах существует преемственность. Сейчас она не прослеживается. После 2005 года с уходом Татьяны Навки и Романа Костомарова на чемпионатах мира «золота» у нас больше не было.

Не лучше обстоят дела и у одиночников. Последняя золотая медаль планетарного масштаба была у Евгения Плющенко в 2004 году, у одиночниц в 2005-м (Ирина Слуцкая). Вообще влияние личностей на мировую историю фигурного катания слишком велико: Евгений Плющенко (чемпион мира в 2001 и 2003 годах), Алексей Ягудин (победы в 1998-2000, 2002 годах), Мария Бутырская (1999) и Ирина Слуцкая (2002). Без подобных звезд трудно ожидать подъема, а пока их нет, российское фигурное катание находится в творческом поиске.

Что касается Олимпийских игр, то динамика здесь такова. В 1994 и 1998 годах у нас по три «золота» из четырех возможных. В 2002-м - два. На последних Играх в Турине в 2006-м наши фигуристы поднимались на высшую ступень трижды. Специалисты надеются, что в Ванкувере в 2010 году у нас может быть не меньше двух медалей высшей пробы, поскольку в танцах есть Домнина и Шабалин, а в парном катании две достаточно сильные пары: Юко Кавагучи - Александр Смирнов и Мария Мухортова - Максим Траньков. Кроме того, начиная с Игр 1964 года советские, а затем российские дуэты бесперебойно выигрывали на Олимпиадах. Такие традиции просто нельзя нарушать.


Елена Зигмунд
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера