Архив   Авторы  
Зритель с удовольствием идет смотреть на победителей и на звезд. Поэтому противостояние таких клубов, как «Локомотив» и «Зенит», всегда проходит при полных трибунах

Коммерческая тайна
Спорт

В чем секрет финансовой устойчивости современного футбольного клуба?





 

С 1 по 3 августа в Москве пройдет второй футбольный турнир на Кубок ОАО «РЖД». За него побьются московский «Локомотив», лондонский «Челси», итальянский «Милан» и испанская «Севилья». Зрелище предстоит увлекательнейшее и, не побоимся этого слова, эксклюзивное. Немногие европейские футбольные клубы в состоянии позволить себе такие масштабные акции. На память приходят разве что лондонский «Арсенал» с его турниром Emirates Cup, амстердамский турнир «Аякса», да, пожалуй, и все. Удовольствие это, во-первых, не из дешевых - по данным «Итогов», супертурнир в Черкизове обойдется устроителям в 5 миллионов евро. А во-вторых, весьма хлопотное. Когда представители «Локо» пригласили европейских грандов участвовать в розыгрыше кубка, футбольные послы несколько раз побывали в Москве с инспекциями. Интересовались состоянием газона, условиями размещения. Все требования были тщательно прописаны в контракте вплоть до количества бутылок минеральной воды в гостиничных номерах. Приходится клубу соответствовать, если он относит себя к числу коммерчески успешных и намерен находиться в европейской футбольной элите - а именно такую цель и ставит перед собой «Локомотив».

Турниры подобного плана интересны как обычным зрителям, так и специалистам. Первые наслаждаются Игрой настоящих Мастеров. Вторые делятся опытом, налаживают связи, присматриваются к игрокам. А еще это отличный повод вникнуть в то, как устроена «кухня» финансово успешных футбольных клубов.

Большие деньги - большие достижения

«Локомотив», решивший подарить болельщикам яркий футбольный праздник, может себе это позволить. На сегодня он - один из самых богатых клубов России. Его бюджет - около 65 миллионов долларов, из которых 30 процентов составляют собственные доходы клуба. По отечественным меркам весьма солидно. А по общеевропейским? Судите сами. Самым богатым клубом континента на сегодня считается мадридский «Реал» - авторитетная аудиторская компания Deloitte оценила его доходы в сезоне 2006/07 в 351 миллион евро (кстати, за год они подросли на 20 процентов). На втором месте идет «Манчестер Юнайтед», заработавший за то же время 315 миллионов евро. Далее расположились «Барселона», «Челси», «Арсенал». Они держатся на уровне годовых доходов примерно в 280-300 миллионов евро.

По словам вице-президента ФК «Локомотив» Дмитрия Ефимова, сегодня реалии таковы, что только клубы с большим бюджетом могут претендовать на высокие достижения. Все объясняется просто: хочешь результат - будь готов потратиться на талантливых игроков. Покупка одной звезды стоит порядка 10-15 миллионов евро. Это в лучшем случае. К примеру, «Милан», шестой в Европе по финансовой состоятельности (его доход превышает 200 миллионов евро), в настоящее время ну очень хочет выманить из «Барселоны» Роналдиньо и Джанлуку Дзамбротту и готов заплатить 20 миллионов евро за обоих. «Барса» требует 50! На что не замедлили отреагировать итальянские обозреватели, обозвав «Барселону» дорогим «бутиком».

Генеральный директор «Севильи» Хосе Мария Круз раскрыл «Итогам» карты, рассказав, что от вырученных клубом средств на покупку новых игроков тратится около 70 процентов, остальные идут в «копилку». А Питер Кеньон, исполнительный директор «Челси», также уверен, что без больших вложений хорошую команду не сформировать, хотя в таком виде спорта, как футбол, быстрой отдачи ожидать не приходится.

Но все это вовсе не значит, что среднебюджетные клубы никогда и ничего не смогут достичь. «Среднебюджетный клуб может, мобилизовав ресурсы, добиться приличного результата в своем чемпионате, - считает Хосе Мария Круз. - Затем он попадет в европейские кубковые турниры, заработает на этом от УЕФА, а далее, воодушевившись, прикупит еще игроков и попробует добиться новых громких побед. Но надолго такого «воодушевления» не хватит. Без солидных спонсоров или инвесторов все равно не обойтись».

Спонсоры и рекламодатели

В недавнем интервью итальянскому телевидению Сильвио Берлускони прокомментировал желание миллиардера Джорджа Сороса приобрести клуб «Рома»: «Фаны «Ромы» хотят видеть свою команду победительницей. Если появляется кто-то, кто хочет вложить в нее деньги, я препятствовать не буду. Пусть наш футбол развивается - без больших денег это сейчас невозможно».

Берлускони понимает в этом толк. Сам он приобрел «Милан» 22 года назад и превратил его в процветающий клуб. Сейчас у миланцев на футболках красуется название австрийской компании, принимающей онлайн-ставки, - контракт подписан в 2006 году на четыре года. У «Челси» в наличии целый букет спонсоров, которым было обещано, что к 2014 году клуб станет глобальным брендом - завоюет рынки Китая, Индии и Северной Америки. Если учесть, что начиная с 2003 года Абрамович вложил в «аристократов» около 600 миллионов фунтов (только 300 пошло на покупку игроков), то завоевание мира не кажется такой уж непосильной задачей.

Более 50 процентов бюджета «Локо», по оценке Дмитрия Ефимова, составляют спонсорские деньги, но за исключением контракта со своим акционером и генеральным спонсором - ОАО «РЖД», каких-то мегаконтрактов, которые подписаны с рекламодателями у тех же «Милана» или «Челси», у российского клуба нет. Более того, по существующему ныне контракту между клубами и российской футбольной премьер-лигой (РФПЛ), львиная доля рекламных возможностей клубов отдана последней. Это означает, что 80 процентов рекламных щитов, расположенных по периметру поля, реализуется через РФПЛ и доходы от рекламы на них идут напрямую клубу - хозяину стадиона не попадают. РФПЛ заключает договоры с рядом спонсоров и российскими телеканалами, а далее распределяет доходы следующим образом: 40 процентов делится между 16 клубами премьер-лиги поровну, еще 40 - в зависимости от занятого ими в турнирной таблице места, 20 - в зависимости от количества показов по телевидению. Понятно, что финалист чемпионата получает больше, чем аутсайдер, однако клуб, имеющий современную арену европейского класса и значительную армию поклонников, самостоятельно мог бы заработать больше. «В Италии, Испании, Англии у клубов больше возможностей заработать, - говорит Дмитрий Ефимов. - Скоро построят свои стадионы «Спартак», ЦСКА и «Зенит», и им тоже станет небезразлично, как будут распределяться доходы от рекламы. Так что через два-три года этот вопрос скорее всего пересмотрят. А еще лет через 5-10 заработки клубов возрастут в разы, и в России будет совершенно другой футбол».

Свой дом

Кстати, раз уж речь зашла о стадионах. Фактор «своего дома» очень важен. Для того же самого «Локомотива» «новая эра» началась шесть лет назад с появлением стадиона на Большой Черкизовской. Собственно, это и был момент взлета. «Свой дом» обошелся клубу примерно в 60 миллионов долларов и был оценен УЕФА как четырехзвездочный (стадион вмещает 28 тысяч зрителей). Однако «железнодорожники» считают, что по уровню комфортности и уюта их арена превосходит пятизвездочную в «Лужниках». «Представляете, на финале Лиги чемпионов в «Лужниках» даже не протерли сиденья. Сам видел, как ребята из нашей сборной по-хозяйски доставали газетки и вытирали стулья. Казалось бы, мелочь, но из таких мелочей складывается общее впечатление об арене», - делится Дмитрий Ефимов.

Стадион для клуба - даже больше чем дом, это ристалище, свидетель взлетов и падений, место по-своему священное. Недаром на знаменитые стадионы вроде «Сантьяго Бернабеу» (мадридский «Реал»), «Сан-Сиро» («Милан») или «Стэмфорд Бридж» («Челси») можно прийти почти в любое время, купить входной билет за 10-15 евро и просто подышать этим воздухом, заглянуть в раздевалкиЕ В Милане такой задумчивый визит называется San Siro Tour и включает в себя также посещение музея футбола, где можно увидеть восковые фигуры Франко Барези, Паоло Мальдини, Марко ван Бастена, Руда Гуллита и многих других чемпионов клуба. На стадионе «Локомотив» сейчас такие экскурсии проводят только для групп школьников, но и достижения российского клуба пока несопоставимы с достижениями итальянского клуба.

А еще в «своем доме» должны быть и «свои люди». «Локомотив» своих зрителей ценит, предлагая как весьма доступные абонементы на сезон за 1400 рублей, так и ВИП - за 80 тысяч. Кроме того, клубу удалось сформировать круг молодых болельщиков в возрасте от 14 до 25 лет. Среди них много девушек, что вызывает неподдельную зависть у других клубов.

Победители и звезды

На кого идет смотреть зритель? На победителей и на звезд. Как говорит Питер Кеньон, «болельщики завоевываются на футбольном поле». Лучшее продвижение бренда клуба - это победы. «Локомотив» становился чемпионом России в 2002 и 2004 годах. Можно сколько угодно выигрывать в национальном чемпионате, но стоит завоевать хотя бы раз Кубок УЕФА, как это сделали ЦСКА (в 2005-м) или «Зенит» (в 2008-м), не говоря уже о Лиге чемпионов (российским клубам она пока не по зубам), как тебя узнают все. А еще прекрасная заявка клуба - это игроки, делегированные им в сборную страны. Дмитрий Торбинский, Динияр Билялетдинов, Дмитрий Сычев, Ренат Янбаев представляли «Локомотив» на Евро. Несомненно, это звезды, на которых идет зритель. Кому-то нравится называть их секс-символами? Да пожалуйста. Когда мастерство и обаяние идут в паре, клубу от этого только выгода.

Хосе Мария Круз, например, просто-таки уверен, что в современном клубе обязательно должны быть пять-шесть игроков-талисманов, которые привлекают фанов на стадионы: «Нельзя зависеть от кого-то одного». Когда-то таким «одним» был Дэвид Бекхэм в «Манчестер Юнайтед». Его имиджем полностью владел клуб и зарабатывал миллионы на майках с изображением «спайс-боя» (когда клуб заключает контракт с футболистом, пункт о праве на использование имиджа прописывается отдельно). Потом на Бекхэме зарабатывал мадридский «Реал», а теперь американский «Гэлакси». «МЮ» сейчас сделал ставку на Криштиану Роналду, и еще неизвестно, как отнесутся к его возможному переходу в «Реал» манчестерские болельщики. Зато фанатам «Зенита» можно не переживать: в вопросе о переходе их игрока-талисмана Андрея Аршавина в испанскую «Барсу» поставлена точка. На прошлой неделе на сайте питерского клуба появилось официальное сообщение о том, что «переговоры о трансфере футболиста не ведутся». Испанцы отказались от продолжения переговоров, а «предложений от других клубов не поступало». Главная причина срыва переговоров - деньги. «Барселона» предлагала 15 миллионов евро, «Зенит» хотел 25. Торг оказался неуместным. Ничего личного - просто бизнес.

Конечно, российские клубы уступают по звездному составу «Милану» или «Челси». Но на сей счет неплохо высказался Джанни Ривера, бывшая звезда итальянской команды: «Игроки выступают в Италии не потому, что любят наш футбол. А потому, что им здесь хорошо платят». В российских клубах, не секрет, тоже хорошо платят. Но, увы, звезды мирового уровня к нам не едут - не меньше денег они ценят престиж, а престиж нашей премьер-лиги в Европе пока невысок. И потому коммерческие турниры, подобные Кубку РЖД, одна из редких возможностей для отечественных зрителей увидеть игру грандов мирового футбола на своем поле.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера