Архив   Авторы  
В таких видах спорта, как легкая атлетика или плавание, костюм помогает спортсмену выиграть драгоценные доли секунды

Встречают по одежке
Спорт

Олимпийские игры - это не только соревнования атлетов, но и состязание компаний, производящих спортивную экипировку. Чьи технологии победят?



 

Меньше недели осталось до начала Олимпиады в Пекине. Тысячи атлетов тщательно готовились к этим стартам, стараясь за счет новейших тренировочных методик, восстановительных средств, психологических хитростей подвести себя к оптимальной форме. Но помимо всех этих немаловажных компонентов успеха есть еще один - фактор спортивного костюма. Специалисты уверены, что одежда может стать решающим звеном, ведь костюм для выступлений позволяет сэкономить сотые доли секунды, а это подчас разница между "золотом" и "серебром".

Технологический допинг

Начало технической революции костюма связывают с появлением новых тканей. "Создание в конце 50-х лайкры чудесным образом изменило облик спортсменов, - рассказывает художник-технолог Ирина Ега. - Бесформенный трикотаж уступил место эластичным материалам, из которых стали изготавливать купальники для плавания и гимнастики, форму для гребцов, борцов и представителей других видов спорта".

Никто не ставит под сомнение важность эстетики костюма, однако в тех видах спорта, где на результат влияют сэкономленные секунды, например в беге, или преодоленные сантиметры, как в прыжках в высоту или длину, костюм и обувь - это еще и своего рода технологический "допинг". Скажем, усовершенст-вовать кроссовки в легкой атлетике начали еще в конце 50-х годов, а в 1960-м Вильма Рудольф по прозвищу Черная Газель завоевала три золотые медали на Играх в Риме (на 100, 200 метров и в эстафете 4х100) в обуви со специальными шипами для бега на спринтерские дистанции. На Олимпиаде в Мехико подавляющее большинство атлетов выступало в обуви Adidas, в том числе и прыгун Дик Фосбери, который покорил рекордную высоту 2 метра 24 сантиметра. Причем сделал это новым необычным способом - техника прыжка позднее получила название "фосбери". В тот период творческая мысль дизайнеров в основном "цеплялась" за спортивную обувь.

В 1976 году кубинский атлет Альберто Хуанторена по прозвищу Конь завоевал олимпийское "золото" в забегах на 400 и 800 метров. Он выступал в обуви с революционной системой "регулируемых шипов", получившей название Vario. Секрет той новинки заключался в том, что в конст-рукции шиповок сочетались пластмассовые и металлические элементы: раньше шипы у всех были металлическими.

В 1984 году для прыгуньи в высоту Ульрике Нассе-Мейфарт смоделировали шиповки, оказавшиеся настолько удачными, что спортсменка завоевала золотую медаль на Играх в Лос-Анджелесе.

Но со временем в поле зрения конст-рукторов и дизайнеров попали и другие элементы спортивной экипировки. Например, появление прочных тканей Tactel и Kevlar, а затем и Cordura полностью изменило к концу 90-х костюм фехтовальщиков. Он перестал быть тяжелым и неудобным. Качество тканей позволяло сделать форму прочнее (это важно для безопасности фехтовальщиков) и легче.

Производители спортивной одежды все больше втягивались в своего рода гонку технологий. Современные материалы отражают ультрафиолетовые лучи, охлаждают тело, не давая ему вспотеть, перегреться или замерзнуть. Новейшие ткани помогают сокращению мышц и экономят энергию, как, скажем, в костюме для бега, который был подготовлен для американского спринтера Мориса Грина к прошлой Олимпиаде. По словам самого Грина, "полосы лайкры на костюме как бы связывали мышцы живота, обхватывали тело и толкали его вперед".

Разумеется, значение костюма в разных видах спорта не одинаково. Настоящим полигоном для испытаний современных разработок дизайнеров и технологов стали плавание, велоспорт и легкая атлетика. Именно здесь фирмы-производители предлагают каждый год новые "чудесные" новинки. Причем цена именных костюмов для спортивных звезд держится в строжайшем секрете. Когда "Итоги" поинтересовались о стоимости новейшего костюма для наших легкоатлетов у специалиста компании Nike Галины Беляевой, то получили такой ответ: "Разработка ведется в штаб-квартире фирмы в Бивертоне (США). Каждый год дизайнеры предлагают новые решения, потом целая серия шьется по размерам конкретной звезды, скажем, Татьяны Лебедевой или Юрия Борзаковского. Однако в серийное производство костюмы не поступают, ведь в повседневной жизни они не нужны. Одежда олимпийских чемпионов становится после выступлений своего рода музейным экспонатом: на следующий год она уже не используется".

Другое дело костюмы звезд игровых видов спорта. Скажем, олимпийская коллекция от Марии Шараповой станет позднее доступна и для простых теннисисток. Впрочем, эта форма не из дешевых и относится к элитному классу. В изготовлении знаменитых платьев Марии используется ткань сфир - из нее делаются вставки на спине. При нормальной температуре тела эта трехмерная ткань ведет себя как обычная гладкая материя. Однако при повышении температуры тела она "раскрывается", увеличивая вентиляцию и уменьшая перегрев.

Олимпийские игры - отличный подиум для компаний - производителей спортивной одежды и обуви. Так, во время сиднейской Олимпиады фурор произвел необыкновенный костюм бегуньи Кэти Фриман, ставшей чемпионкой в беге на 400 метров. Полностью закрывающий тело, этот костюм с капюшоном положил начало новой эре в легкой атлетике: никто до этого не предполагал, что форма бегунов может напоминать космические скафандры. Однако она помогла существенно уменьшить сопротивление воздуха за счет того, что руки и ноги были полностью закрыты: на каждых ста метрах дистанции таким образом экономилось 0,02 секунды.

Гонка производителей

К соревнованиям в Пекине тоже были подготовлены новинки. К примеру, та же компания Nike нашла абсолютно новые решения для наших ведущих легкоатлетов. Впервые прыгуньям Татьяне Лебедевой и Елене Слюсаренко предложили выступить в длинных перчатках от середины плеча до кончиков пальцев, которые снижают сопротивление воздуха аж на 19 процентов. Для прыжков в длину и тройного нашим звездам посоветовали надеть гетры на всю голень, позволяющие снизить сопротивление среды на 12 процентов. Причем впервые костюм легкоатлетов состоит из нескольких частей, которые можно варьировать: надевать только шорты и топ, либо купальник, добавляя удлиненное трико, перчатки или гетры. Абсолютная новинка - использование вставок из аэросетки, которые улучшают вентиляцию спины.

Форма для российских легкоатлетов изготовлена без швов, что позволило уменьшить вес ткани на 30 процентов по сравнению с коллекцией 2007 года. Галина Беляева рассказала "Итогам", что исследования по снижению веса легкоатлетических костюмов и обуви велись последнее четырехлетие и технология бесшовной вставки сетки по методу Aerographics стала настоящим открытием. Сетка как бы вклеивается, при этом не используются нити. Облегчены также шиповки спринтеров - никогда еще одна такая "туфелька" не весила всего 93 грамма. Ее контуры поддерживаются сверхпрочными нитями, которые держат форму как каркас.

Компания Asics и ее дизайнер Хитоши Мимура специально для Пекина придумали особые кроссовки для ходоков и марафонцев, которые пойдут и побегут по скользким, как предполагается, пекинским дорогам. В подошву как бы "вмонтирована" рисовая шелуха, улучшающая сцепление с поверхностью, а это позволит экономить энергию. Кстати, многие специалисты отмечают, что из-за толстого китайского асфальта во всех кроссовках пришлось увеличить слой амортизаторов, иначе атлетам грозили бы бесконечные травмы.

От телесных повреждений призваны защитить и новые модели шлемов, обязательные на этой Олимпиаде для велосипедистов-шоссейников. Если раньше они были практически полыми, то сейчас пространство внутри плотно заполняется пенопластом. "Было время, когда профессионалы выходили на гонку в шапочках наподобие плавательных, - вспоминает главный тренер сборной России по велоспорту Сергей Ковпанец. - Но после нескольких смертельных случаев требования к безопасности гонщиков ужесточили".

В фехтовании впервые на этой Олимпиаде спортсмены будут состязаться в новых пластиковых масках, в которых на треть открыто лицо (раньше маски были в сетку). А саблисты и рапиристы наденут беспроводные костюмы. Причем сам по себе костюм не претерпел существенных изменений. "С давних пор уколы во время поединка регистрировались с помощью сигналов, поступавших от оружия на электрофиксатор по проводам, - рассказал "Итогам" председатель технической комиссии Федерации фехтования России Семен Рихтман. - Спортсмены все время сражались как бы на привязи, свободу их движения сковывали катушка с проводом и дорожка, по которой необходимо было двигаться. На этих же Играх спортсмены будут сражаться в "свободном полете", а фиксировать уколы поможет специальный аппарат, спрятанный в коробочке на маске".

Пловцы предстанут в новых "волшебных костюмах", которые якобы снижают сопротивление воды. Один из первых вариантов подобного костюма, полностью закрывающего тело, появился еще в 1996 году, а в 2000-м в такой экипировке завоевал три золотые медали и установил четыре мировых рекорда легендарный австралиец Ян Торп. С тех пор компании-производители стараются каждый год предлагать что-то новое. Модель этого года Speedo LZR Racer уже названа революционной: всего за несколько месяцев спортсмены, выступавшие в этих костюмах, побили 38 мировых рекордов! В LZR Racer нет ни единого шва, все детали соединяются при помощи ультразвука - модель легкая и маневренная. Она получила название "акулья кожа": костюм будто покрыт мельчайшими чешуйками из титана и кремния, размер которых плавно уменьшается от груди к ногам. На коленях и бедрах сделаны тончайшие полиуретановые вставки, на ощупь напоминающие автомобильную покрышку. Если посмотреть на фигуру пловца в этом костюме, то заметно, как сглаживаются все изгибы тела. Костюм играет роль корсета: помогает пловцу сохранять положение тела в воде, уменьшает трение. Среди тех, кто уже использует новые костюмы, такие звезды плавания, как Майкл Фелпс и Грант Хакетт.

Российская же сборная поплывет в костюмах компании Arena, с которой у нашей команды заключен контракт. По мнению вице-президента Всероссийской федерации плавания Владимира Сальникова, наши костюмы ничуть не хуже "акульей кожи": "Александр Попов побеждал и бил рекорды в обыкновенных плавках, в то время как конкуренты уже плыли в специальной форме. Да и наша эстафетная команда на чемпионате Европы-2008 доказала, что "золото" можно выиграть в обычной экипировке".

Прав ли Владимир Сальников или всем стоит спешно стать "акулами", мы узнаем только после пекинских стартов. И вообще, стоит ли так уповать на технологичские новинки? Григорий Стецюк, вице-президент ВФП, несколько раздраженно заявил "Итогам", что его сейчас волнуют другие проблемы: "Это все бизнес, борьба технологий - от спорта это далеко. А мне важно, как подготовлены спортсмены". И с этим тоже трудно не согласиться. Компаниям - производителям формы надо продвигать свои продукты, а лучших моделей, чем спортсмены-олимпийцы, просто не найти. Для престижа фирмы крайне важно упоминание, что в ее экипировке, к примеру, плывет многократный чемпион и рекордсмен мира. Конечно, важно, чтобы костюмчик сидел, но при этом не стоит забывать, что за рекордными секундами пловца стоит многолетний тяжелейший труд самого спортсмена.

КАК ЭТО БЫЛО

Форменноеразнообразие

Разумеется, олимпийский костюм, будь то в гимнастике, плавании, теннисе или легкой атлетике, за долгое время претерпел значительные изменения. Участники первых Игр еще до нашей эры в Олимпии вообще выходили на старты обнаженными. Позднее исключение составляли лишь правившие колесницами возницы - они выступали в широком длинном хитоне, скрепленном застежками-фибулами. Обувью древних греков были сандалии, эластичные подошвы которых не мешали движениям...

В 1896 году Пьер де Кубертен возродил традицию Олимпиад, и на первых Играх современности в Афинах атлеты уже были одеты в специальную спортивную форму. Тогда участники Игр состязались в плавании, атлетике, велоспорте, фехтовании, гимнастике, стрельбе, теннисе, штанге и борьбе. Костюм гимнастов напоминал нижнее белье, на борцах было облегающее трико, а теннисистки выходили на корт в длинных юбках и закрытых блузках с кружевами…

В 1936 году появилась идея одинаковой формы для всех членов команд - участниц Олимпиады. С тех пор национальные комитеты, готовя своих атлетов, должны были продумать, в чем спортсмены выйдут на парад-­открытие, в чем будут ходить в перерывах между соревнованиями и в чем выступать. К созданию формы подключились знаменитые модельеры, в том числе Коко Шанель и Ив ­Сен-Лоран. Но несмотря на это, костюмы оставались малопривлекательными для зрителя и подчас опасными для самих спортсменов. К примеру, в 1952 году советский копьеметатель Виктор Цыбуленко на разминке во время разбега зацепился ступней за штанину шаровар, упал и получил травму. После этого, если верить легенде, в Кремле дали указание шаровары сузить.

Неоднократная олимпийская чемпионка Лариса Латынина, звезда нашей сборной 60-х годов, с грустью вспоминала черные шерстяные купальники трех стандартных размеров, не подходившие гимнасткам. Их приходилось распарывать и на руках сшивать заново, причем как-­либо украшать категорически запрещалось.

Татьяна Белоножкина
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера