Архив   Авторы  

Гонки на выбывание
Спорт

Всего за несколько месяцев в "Формуле-1" полностью изменилась расстановка сил: богатейшие топ-команды проигрывают малобюджетным частным "конюшням"


 

Под взмахи клетчатого флага в дебютном в этом году Гран-при Австралии финишную черту первыми пересекли два бело-желтых болида команды Brawn GP. Они легко оставили позади прошлогодних фаворитов - Ferrari и McLaren. Такого начала сезона не ожидал ни один из специалистов. Напротив, грядущие изменения в регламенте и сокращение финансирования вызывали всеобщее опасение, что выжить в эпоху мирового кризиса смогут только сильные команды, пользующиеся поддержкой крупных автопроизводителей. Но нет - именно небольшие частные "конюшни", похоже, в новой "Формуле-1" будут жить и побеждать. Помимо уже упомянутой Brawn GP, чемпионскую скорость показали пилоты Williams, Red Bull, а из заводских команд достойно выглядели разве что BMW Sauber и Toyota.

За последние десятилетия мы привыкли к тому, что именно заводские команды с большими бюджетами добивались в "Формуле-1" наибольших успехов. Собственно, победы зачастую зависели от того, сколько тестов и испытаний команда могла позволить себе в течение года. Да и спонсоры приходили в чемпионат за результатом - если ты не побеждаешь, то оказываешься без денег. Получался замкнутый круг. Хочешь быть впереди - трать деньги и работай, но пока не пробьешься в лидеры, ощутимой спонсорской поддержки не получишь.

Но мировой кризис спутал карты именно крупным заводским командам. Продажи автомобилей упали во всем мире - тут уж не до дорогостоящего автоспорта, разобраться бы с возвратом собственных банковских кредитов, договориться с профсоюзами да удержать убытки в разумных пределах. К тому же финансовые проблемы затронули и титульных спонсоров команд. Официально суммы спонсорских контрактов никогда не назывались, но они, несомненно, были пересмотрены. От Williams ушел банк RBS, Renault практически лишилась поддержки банковской группы ING. Почти все табачные компании в 2008 году окончательно покинули "Формулу-1" после запрета на рекламу своей продукции. Лишь Ferrari удалось продлить контракт с Philip Morris до 2011 года. Правда, логотип Marlboro заменил штрих-код - сочетание полосок, в котором лишь угадываются очертания логотипа. Исключения не было сделано даже для трассы Бахрейна, где табачная реклама не запрещена. И все же, видимо, отнюдь не от хорошей жизни в Ferrari согласились рекламировать индийскую группу Tata, известную, в частности, производством самых дешевых в мире автомобилей.

Первой перед лицом кризиса сдалась Honda - предыдущие сезоны для этой команды складывались крайне неудачно, а для нового требовались средства на доработку мотора (что, кстати, запрещено, но для маломощного двигателя Honda сделали исключение). Взвесив все "за" и "против", боссы решили покинуть гонки Гран-при. И напрасно руководитель японской команды Росс Браун убеждал, что новая машина почти готова и на ней пилоты смогут побеждать, - ему не поверили. Но Браун не сдался - он выкупил разорившуюся команду, договорился с Mercedes о поставках моторов и... победил в первой же гонке сезона.

Вскоре пошли слухи и о возможном уходе из чемпионата другого японского автопроизводителя - Toyota. И в самом деле, зачем этому автогиганту "Формула-1", если побед у его команды как не было, так и нет. Правда, после ухода основного конкурента - Honda - команда получила последний шанс, и решение еще может быть пересмотрено.

Как оказалось, малые команды были готовы к кризису гораздо лучше крупных конкурентов. У того же Williams режим максимальной экономии и сокращения расходов был введен чуть ли не с момента создания "конюшни". И за 30 лет ее существования с толком тратить деньги там научились. Даже в Force India пусть и не претендуют на чемпионский титул, но и сдаваться не собираются - команда чувствует себя вполне уверенно.

В довершение Международная автомобильная федерация (FIA) ввела очередные изменения в регламент. В частности, кардинально поменялась аэродинамика болидов, которые лишились львиной доли элементов, обеспечивающих прижимную силу (эта сила возникает при прохождении автомобиля через воздушный поток: чем быстрее скорость, тем она выше). Да еще и покрышки в этом сезоне ввели иные, вернув на трассу старый добрый слик (slick -"гладкий": шины без протектора, то есть практически лысые).

Все это потребовало фактически создавать гоночные машины заново. Стоит отметить, что нарисовать болид - задача сама по себе не сложная и не сверхзатратная. Гораздо сложнее сделать его быстрым. Раньше эта цель достигалась за счет бесконечных тестов на всех этапах разработки. И именно расходы на тесты составляли львиную долю затрат участников. Но теперь FIA решила уравнять возможности малых и больших команд, ограничив разрешенное число испытаний. Заводские команды особо и не возражали - денег на тестирование теперь и у них не много. В итоге в новом сезоне надо было создавать болид с нуля, и сразу быстрый. Возможностей исправить допущенные ошибки после результатов тестирования больше нет. И в этой ситуации талант конструкторов становится гораздо более важным, нежели потраченные на разработку машины деньги. Во многом именно талантом Росса Брауна, на собственные деньги выкупившего у Honda старую команду и создавшего новый болид, и объясняется тотальная победа Brawn GP в Австралии. Не менее талантливо заявили себя и конструкторы Williams - их гонщик Нико Росберг показал в первом Гран-при лучшее время круга.

О том, что из-за доминирования богатых "конюшен" в прошлые годы сама "Формула-1" растеряла притягательность для зрителей, говорили давно - уж больно прогнозируемыми были результаты. Но вряд ли владелец коммерческих прав на чемпионат Берни Экклстоун и глава FIA Макс Мосли ожидали от своих реформ столь революционных изменений в расстановке сил. Не готовы оказались и бывшие топ-команды - им теперь отчитываться перед владельцами и спонсорами за провал в начале сезона. Причем до следующего года изменить что-либо вряд ли удастся - на разработку новых болидов у них не будет времени, а дорабатывать старые не так-то и просто - по ходу сезона тесты теперь запрещены вовсе, так что все нововведения придется оттачивать прямо в гонках, рискуя и без того невысокими результатами. Да и Brawn GP, Williams, Red Bull, Toro Rosso и прочие незаводские команды сидеть без дела не станут.

Отдельный дискомфорт сейчас, должно быть, испытывают гонщики вчерашних топ-команд. Еще зимой они наотрез отказывались говорить о сокращении своих зарплат и призывали даже к созданию собственного профсоюза. А теперь получается, что пилоты, зарабатывавшие ощутимо меньше, на удачных машинах с легкостью их побеждают. И ведь никакого откровения в данном случае не произошло: в способности того же Дженсона Баттона быть быстрым никто не сомневался и раньше, просто с машиной британцу доселе не везло. А уж молодой гонщик Себастьян Феттель, чуть было не ставший вторым в Австралии, так и вовсе считается главным претендентом на звание "Второй Шумахер". Если бы не проблемы топ-команд, он и мечтать бы не мог о борьбе за титул в этом году. Похоже, к концу сезона многих заслуженных ветеранов ждет пересмотр жалованья.

Конечно, сдаваться ни в Ferrari, ни в McLaren, ни в Renault не намерены. И скорее всего основная борьба развернется даже не в гонках, а на заседаниях FIA и в судах. Вчерашние лидеры будут требовать обратного пересмотра регламента, обвиняя сегодняшних победителей в недобросовестной конкуренции. Ближайший такой апелляционный суд назначен на середину апреля - комиссия спортивных чиновников должна вынести вердикт о законности так называемых диффузоров, которые применяет в том числе и Brawn GP. Но в FIA на возврат к прежней "Формуле-1" вряд ли пойдут - новые имена и неожиданные события на трассе способны поднять рейтинг телетрансляций и принести организаторам дополнительный доход. В эпоху кризиса это особенно актуально.

Что же дальше? Уже высказываются мнения, что тенденция ухода из чемпионата заводских команд и создания на их останках новых частных "конюшен" получит продолжение. И это, пожалуй, к лучшему. Времена, когда "Формула-1" была для автопроизводителей донором технологий, давно закончились. Теперь не так уж и важно, кто является вашим спонсором - автогигант или производитель диетического печенья. Важно, чтобы у руля команд стояли не далекие от автоспорта менеджеры, а фанаты своего дела, такие как Росс Браун или Фрэнк Уильямс. Тогда и гонки будут действительно интересными.

Уточнение. В № 14 от 30 марта 2009 года в статье "Первый период" в подписи к фотографии Алексея Емелина допущена ошибка. Приносим свои извинения.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера