Архив   Авторы  

Формула прибыли
Спорт

Шквал скандалов, пронесшийся по конюшням "Формулы-1", предвещал крах великому зрелищу. Однако Берни Экклстоун вновь обернул поражение в победу


 

В "Формуле-1" разразился, пожалуй, самый тяжелый кризис за последнюю четверть века. Еще пару недель назад казалось, что спасти чемпионат не удастся, но компромисс все же найден. Однако и после боя стороны продолжают махать кулаками, доказывая друг другу, прессе и болельщикам, что победа осталась за ними. Вместе с тем реальным победителем оказался только владелец коммерческих прав на "Формулу-1" Берни Экклстоун, сумевший не просто сохранить чемпионат и свой личный доход, но и привлечь к гонкам дополнительный интерес со стороны общественности.

Вечный бой

Как это сегодня часто бывает, катализатором конфликта в "Королевских автогонках" стал мировой финансовый кризис, заставивший команды и руководство чемпионата считать деньги. Но первые опасные симптомы появились, когда президент FIA Макс Мосли при обсуждении среднесрочного будущего чемпионата стал говорить о сокращении расходов и борьбе с загрязнением окружающей среды. Было это года три назад. В своих мечтах Мосли видел на старте будущих Гран-при машины с гибридными двигателями и конюшни с равными, достаточно демократичными бюджетами. Поначалу к­оманды согласились заморозить разработку новых моторов, что позволило им сэкономить средства. Не было споров и по поводу использования одного двигателя в течение двух гоночных уик-эндов. В конце концов, эти требования предполагали равные жертвы со стороны команд и не угрожали нарушить расклад сил в чемпионате. На этом идиллия закончилась.

Когда Мосли впервые заговорил о гибридных двигателях, его идеи казались какими-то далекими, и всерьез их, похоже, мало кто воспринял. В "Формуле-1" к­оманды традиционно все силы вкладывают в текущий сезон и не размениваются на долгосрочные планы. Главное - побеждать сегодня, сейчас. Но Мосли настоял на появлении в конструкции болидов системы KERS, фактически делающей моторы гибридными. Инновация оказалась неудачной - система снижает расход топлива и выброс вредных веществ всего на несколько процентов, при этом затраты на ее разработку весьма существенны. А тут еще экономический кризис. Многие спонсоры решили покинуть чемпионат, да и автопроизводители оказались не способны вкачивать в свои команды многомиллионные транши. Как это часто бывает, руководители конюшен начали поиск врага, виновного во всех их бедах. Роль главного злодея досталась Максу Мосли, который к тому же продолжал гнуть свою линию по поводу экономии. Команды кое-как согласились на более жесткое ограничение числа тестов, однако в штыки восприняли идею перехода на единые, дешевые моторы. FIA решила идти до конца и весной приняла регламент 2010 года. Краеугольным камнем в нем стало положение, ставящее команды перед выбором: либо согласиться на добровольное ограничение бюджета 40 миллионами фунтов стерлингов в год, либо строить болид по крайне жестким правилам, включающим в том числе использование единого для всех к­оманд мотора. А Мосли уже говорил о новых переменах, планируя, например, запретить дозаправку во время гонки.

Противостояние

К моменту принятия спорного регламента команды подошли во всеоружии, успев объединиться в ассоциацию FOTA (Formula One Teams Assicoation). Получив известие о готовящемся ограничении бюджетов, представители новой организации сказали: нет! Однако и позиция FIA оставалась непоколебимой - командам дали понять, что никуда они не денутся... Причем с юридической точки зрения правда была на стороне Мосли: новый регламент приняли по всем правилам FIA, которые изначально не предусматривали участия в этом вопросе команд. Но и у FOTA имелись свои аргументы.

Фактически весь смысл проведения соревнований "Формулы-1" сводится к привлечению как можно большего числа зрителей и болельщиков. Это нужно и к­омандам, и организаторам, и регулирующему органу, в роли которого и выступает FIA. Свою позицию команды аргументировали тем, что именно им принадлежит львиная доля заслуг по привлечению к экранам телезрителей, что дает им право требовать более взвешенного подхода при принятии новых решений.

Переговоры длились несколько месяцев и напоминали перетягивание каната. Команды по-прежнему стояли на своем, FIA - на своем. Наверно, противостояние могло бы длиться и дольше, но к концу июня подошел срок подачи заявок на участие в чемпионате 2010 года. Фактически для команды, подавшей такую заявку, это бы означало признание спорного регламента. Две конюшни - Williams и Force India - пошли на поводу у FIA, за что были исключены из FOTA. Восемь оставшихся, включая Ferrari, McLaren, BMW, Toyota, Brawn GP, Renault, Red Bull и Torro Rosso, решили идти до конца. В ответ на требование Мосли немедленно подтвердить свое участие в сезоне следующего года, FOTA выпустила заявление, в котором говорилось о намерении восьми команд покинуть "Формулу-1" и создать в 2010 году новый чемпионат.

События следующих дней показали, что FOTA гораздо сильнее и сплоченнее, чем думали многие противники ассоциации. Позиция команд не просто оказалась единой. Члены ассоциации сразу после объявления об уходе из "Формулы-1" начали активные действия по подготовке собственного чемпионата. В прессе чуть ли не каждый день появлялись сообщения о переговорах руководства FOTA сначала с организаторами "мотоциклетной формулы" Moto GP, затем с американской гоночной серией NASCAR, а спустя несколько дней после раскола был опубликован даже предварительный календарь будущих стартов Гран-при, в который в основном вошли трассы, по тем или иным причинам не принимающие гонки "Формулы-1". Если Мосли ожидал, что FOTA не потянет проведение собственного чемпионата, то он явно просчитался…

Перемирие

Сообщение о достижении компромиссного соглашения между FIA, FOTA и FOM пришло так же неожиданно, как и заявление восьми команд об уходе из чемпионата. Первым о спасении "Формулы-1" 24 июня заявил Макс Мосли, который тут же поведал, что в связи с достижением перемирия считает свои задачи на посту руководителя FIA исполненными и не намерен выдвигать собственную кандидатуру на перевыборах, запланированных на октябрь.

Подробности достигнутого соглашения появились днем позже, когда руководители восьми команд назвали достигнутые договоренности "победой "Формулы-1", отмечая, что FIA фактически пошла им на уступки. Суть соглашения заключалась в том, что спорный регламент 2010 года будет отменен и в следующем сезоне правила не изменятся. Взамен крупные конюшни согласились оказать техническую поддержку командам-новичкам, что позволит последним ощутимо сэкономить. Кроме того, соглашение подразумевает, что в течение ближайших лет бюджеты команд снизятся до уровня начала 90-х, иными словами - примерно до тех же 40 миллионов фунтов стерлингов. Правда, пока это всего лишь соглашение о намерениях - о том, кто и каким образом будет определять максимальный бюджет команды, сторонам еще предстоит договориться. Напоследок глава FOTA и президент Ferrari Лука ди Монтеземоло назвал самого Макса Мосли диктатором и сообщил, что до его отставки в октябре фактическая власть в "Формуле-1" со стороны федерации переходит к сенату FIA во главе с Мишелем Боери. Ответ Мосли на заявление Монтеземоло был весьма жестким - он направил главе Ferrari официальное письмо с требованием извинений. Собственно, главу FIA разозлили три вещи: объявление о победе FOTA, причисление самого Мосли к диктаторам и преждевременная коронация Боери. "Среди прочего мы договорились объективно и честно изложить прессе суть достигнутого компромисса, и FOTA нарушила это обещание", - заявил Мосли, отметив, что и он теперь считает себя вправе не покидать пост и пойти на переизбрание.

Что же заставило FIA и FOTA договориться? Как выяснилось, переговоры прошли в очень узком составе: Мосли, Монтеземоло и… Берни Экклстоун. И, похоже, именно последний убедил стороны найти компромисс. Хотя сам оказался чуть ли не единственным участником конфликта, не пошедшим ни на какие уступки. Если Мосли был вынужден отказаться от своего регламента, FOTA пришлось так или иначе согласиться с регулирующей ролью FIA и пойти на сокращение расходов, то Экклстоун остался при своих. Он убедил команды подписать в скором времени "Договор согласия" на условиях 1998 года - документ, регламентирующий распределение доходов от проведения чемпионата. А это значит, что FOTA не удалось получить в условиях кризиса больший кусок пирога. Как бы ни складывались отношения команд с новым главой FIA, "Формула-1" останется почти такой же, как и прежде, - Берни Экклстоун обещает.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера