Архив   Авторы  
Система оценок выступлений, на которую обрушился после игр в Ванкувере Евгений Плющенко, отнюдь не так плоха. Напротив, как отмечают специалисты, она стала более объективной

После балла
Спорт

Новая система судейства, позволяющая с максимальной объективностью выставлять оценки в одном из самых субъективных видов спорта, устраивает всех, кроме проигравших

 

На этой неделе в Турине во дворце спорта "Палавела", где четыре года назад российские фигуристы завоевали три из четырех золотых медалей Олимпиады, стартовал чемпионат мира. Он открывает новый олимпийский цикл, который завершится в 2014 году в Сочи. В Турин не приедут триумфаторы Ванкувера - пара Сюэ Шень и Хунбо Чжао, а также Эван Лайсачек. Евгений Плющенко собирался доказать, что именно он является сильнейшим фигуристом мира. Свое поражение в Ванкувере он списывает на козни Международного союза конькобежцев (ISU), придумавшего несправедливую, с его точки зрения, систему судейства. Плющенко лично обратился к президенту МОК Жаку Роггу с требованием изменить правила. Когда корреспондент "Итогов" попросил г-на Рогга прокомментировать этот демарш, он ответил так: "Плющенко - великий спортсмен, заслуживающий восхищения. Но даже великие спортсмены должны соревноваться по правилам. У МОК нет никаких претензий к качеству судейства фигурного катания на Олимпиаде-2010".

Свои люди не сочтутся

Напомним, что нынешняя система судейства существует всего ничего - с 2003 года. Поломать столетние правила оценки, где максимумом были 6.0, и пойти на поистине революционные реформы, сделав систему практически беспристрастной, ISU вынудил скандал на Играх-2002 в Солт-Лейк-Сити. Тогда канадской паре Джеми Сале и Давиду Пеллетье вручили второй комплект золотых олимпийских наград, а одного арбитра обвинили в предвзятом судействе в пользу российской пары. В основе новой системы лежат идеи великого советского тренера Станислава Жука. Именно он первым предложил каждому элементу присвоить определенную "стоимость", за чистоту исполнения добавлять бонусы, отдельно оценивать хореографию, выполнение элементов, скольжение, интерпретацию музыки, общее впечатление - то, что называется артистизмом. "Новая система не так плоха, как считают критики. Реформы ведь затевались для того, чтобы были видны не только прыжки, но и вращения, и даже дуги, на которые никто не обращал раньше внимания. Сегодня фигурист должен уметь все", - сказал "Итогам" двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов.

К тому же в новой системе судейства используются современные компьютерные технологии, когда методом случайной выборки отбрасываются оценки нескольких судей из бригады. Что-то просчитать заранее и кому-то с кем-то о чем-то договориться стало неимоверно сложно.

Любопытно, что Федерация фигурного катания на коньках России и лично президент ФФКР Валентин Писеев были ярыми противниками новшества. Кроме России против были еще две федерации - Израиля и Польши. Наши спортивные чиновники объясняли свою позицию тем, что новые оценки абсолютно непонятны зрителям, а также, дескать, случайная выборка может оказаться отнюдь не случайной. Подобные доводы вызывали лишь ироничную улыбку у специалистов, которые понимали, что у мощной и авторитетной ФФКР просто стало гораздо меньше возможностей осуществлять бартерный обмен местами на пьедестале на чемпионатах мира и Олимпиадах. А о том, что подобная практика существовала, открыто говорили в кулуарах. "Вы думаете, это только сейчас началось? - сказала как-то "Итогам" первая наша олимпийская чемпионка Людмила Белоусова. - Еще в 70-е годы, когда в лидеры в различных дисциплинах вышли фигуристы СССР и ГДР, сплошь и рядом договаривались, кого на какие места ставить. Просто сейчас договариваются не с товарищами из ГДР, а с представителями ведущих западных федераций".

Алгебра побед

И все-таки к новой системе оценки предъявляется весьма серьезная претензия - она сделала фигурное катание менее эмоциональным. В самом деле, чтобы победить, оказалось совсем не обязательно брать за душу публику и судей. Внедрение новых, более прагматичных подходов кардинальным образом поменяло постановку программ фигуристов. Проверив алгеброй баллов гармонию прыжков, вращений и дорожек, тренеры и хореографы сделали неожиданный вывод: оказывается, совершенно не обязательно прыгать каскад "4+3+3", который исполняли в Солт-Лейк-Сити схлестнувшиеся в битве за "золото" Алексей Ягудин и Евгений Плющенко, что вскоре привело обоих на операционный стол. Новые правила уводили красивый вид спорта от прыганья, значительно повысив роль других компонентов. И новшество не помешало российским фигуристам на Олимпиаде в Турине завоевать три золотые медали. При этом в Турине по новым правилам соревновались фигуристы, выросшие еще в "старой системе координат". Примечательной особенностью Игр-2006 были падения и проколы ведущих танцевальных пар, некоторые из них вернулись в большой спорт специально для участия в олимпийском турнире - спорт ушел вперед, к его новым требованиям они просто не успели подготовиться.

В Ванкувере уже ни одна танцевальная пара из первой десятки не допустила видимых технических ошибок. Пройдя полный олимпийский цикл по новым правилам, фигуристы научились выполнять без сучка и задоринки все требования арбитров и технических контролеров. Ведущие тренеры пар теперь уже отвергают расхожее мнение о том, что реформа судейства убила творчество. "Меня новые правила ни в коей мере не сковывают, - призналась "Итогам" Наталья Линичук. - Танец Албены Денковой и Максима Ставиского на музыку Моцарта, с которым они стали чемпионами мира в 2007-м, вообще является едва ли не лучшей постановкой за всю мою тренерскую деятельность. Первый их произвольный танец был очень интересным, а второй просто уникальным. При новых правилах сложнее выразить индивидуальность, но творчество они ни в коей мере не сковывают".

Еще лучше удалось уловить нюансы новых правил и использовать их в своем творчестве тренерскому дуэту из Детройта Игорю Шпильбанду и Марине Зуевой, чьи воспитанники заняли две верхние строчки на пьедестале почета в Ванкувере. Чемпионами стали канадцы Тесса Вирту и Скотт Моир, серебряными призерами - американцы Мэрил Дэвис и Чарли Уайт. Прошлогодний произвольный танец молодой канадской пары на музыку Pink Floyd был поистине новаторским и вызвал восхищение специалистов, а в олимпийском сезоне поставили программу в совершенно ином ключе и не хуже.

Кто на новенького?

При этом Зуева признавалась "Итогам" в Ванкувере, что при новой системе судейства фигурное катание на 50 процентов - спорт, а на 50 - ад, через все круги которого нужно пройти спортсменам и тренерам. Не случайно впервые в истории на пьедестал в соревнованиях танцевальных пар поднялись столь юные дуэты. "На новенького" это лучше получилось. Как с грустью констатировали ставшие бронзовыми призерами Оксана Домнина и Максим Шабалин, им уже не под силу многое из того, что делают чемпионы и серебряные призеры. "Мы выросли в другое время, - сказала "Итогам" после завершения соревнований Домнина. - Привыкли соревноваться в танцах, близких к классике, и те акробатические экзерсисы, которые сейчас с легкостью исполняют многие пары, нам просто не по душе".

Возможно, при старой системе российские танцоры и выиграли бы "золото" в Ванкувере, только травмированное колено Шабалина абсолютно не приспособлено к новым требованиям.

Многие специалисты, искренне болевшие за российских спортсменов, считают, что дело по большому счету не в том, что судьи пристрастны, а система оценок несовершенна. Просто и то и другое приспособлено под современное фигурное катание - иное, чем еще два-три года назад. "Все дело в том, что Евгений Плющенко остался в системе "6.0", - говорит Евгений Платов. - Если бы он не уходил после Турина или вернулся чуть раньше, то спокойно выиграл свой второй титул. Такой спортсмен легко может приспособиться к любой системе". Возможно, в новом олимпийском цикле система судейства претерпит изменения. Какие-то элементы станут оцениваться выше, что-то будет пересмотрено в критериях оценки компонентов. Только на принципиальные преобразования ISU не пойдет - новая система, позволяющая куда более объективно оценить результаты соревнований в одном из самых субъективных видов спорта, устраивает всех. И вполне вероятно, что тот же Плющенко, которому не хватило времени на подготовку к Ванкуверу, смог бы проявить себя в полной мере на чемпионате мира в Турине. При той же судейской системе, если бы не подвело здоровье.

При участии Елены Зигмунд

Детали

А судят как?

Вместо выставления двух общих оценок (за сложность программы и за ее представление) в новой системе судьи оценивают все элементы в программе по отдельности. Они "расфасованы" по четырем уровням сложности (4-й - самый высокий), причем оценка за компоненты программы выставляется по десятибалльной шкале - от 0,25 до 10 баллов с шагом в 0,25 балла. Специалисты, во-первых, определяют уровень сложности элементов в каждой программе и соответственно весомость такой программы. Кстати, особо оригинальные элементы, которые в этом сезоне еще никто не исполнял, награждаются бонусом в 2 балла. Но как только элемент входит в общий оборот, бонусы за него давать перестают. Во-вторых, оценка выставляется за артистизм: базовый уровень катания, связующие элементы, хореографию, общее впечатление от программы. При этом за ошибки в исполнении тех или иных элементов снимается строго определенное количество баллов, то есть цена промаха заранее известна. Баллы отнимаются за превышение лимита времени, использование запрещенных элементов или предметов.

Во время выступления арбитрам помогают два контролера и технический специалист, которые определяют уровень сложности элемента. Затем все оценки складываются, и тот спортсмен, у кого итоговая сумма больше, объявляется победителем.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера