Архив   Авторы  
По статистике, автогонки — второй после футбола вид спорта по размерам мировой телеаудитории. Каждый этап «Формулы-1» смотрят около 150 миллионов зрителей

Пустились вдогонку
Спорт

Удастся ли России поставить на конвейер производство талантливых гонщиков для «Формулы-1»?


 

Начавшиеся еще при Брежневе переговоры по поводу организации в России собственного этапа «Формулы-1» благополучно завершились 14 октября в Сочи. В присутствии премьер-министра был подписан контракт между Россией и владельцем «Формулы-1» Берни Экклстоуном. Этому предшествовало другое знаменательное событие. Михаил Алешин, наиболее талантливый, по словам того же Экклстоуна, российский гонщик, выиграл самую престижную после «Формулы-1» автогонку — «Формулу Renault 3,5».

Виталий Петров, с марта этого года выступающий в «Формуле-1», еще недавно считался исключением из правил, а сейчас от него все ждут уже большего, чем место в двадцатке Гран-при Сингапура. Аппетит, как говорится, приходит во время еды. И, судя по всему, он разыгрался так, что у россиян скоро будет второй «свой человек» на вершине гоночного олимпа. К Алешину проявляют интерес сразу несколько топовых команд «Формулы-1», и в следующем сезоне он, видимо, перейдет на качественно новый уровень, прописавшись в клубе лучших гонщиков планеты.

Многим это кажется чудом, ведь автоспорт в России исторически был откровенно слабым. Систему воспитания молодых гонщиков не критиковал только ленивый, тренировочные базы примитивны до изумления. Этому есть простое объяснение: в нашей стране нет желающих вкладываться в этот спорт. Хотя автогонки — второй после футбола вид спорта по размерам мировой телеаудитории. Каждый этап «Формулы-1» смотрят до 150 миллионов зрителей. Плюс 100 тысяч человек наблюдают за соревнованиями вживую. «Отдача от рекламы в гоночном спорте даже больше, чем в самых популярных командных видах спорта, особенно если компания-рекламодатель ориентируется на розничную торговлю, сферу услуг — короче говоря, на массового потребителя», — комментирует Дмитрий Сапгир, основной совладелец КMР-Racing, единственной пока что российской гоночной команды в «Формуле Renault 3,5». — Как-то раз я увидел график продаж пластиковых карт одного из крупнейших европейских банков. Пик приходился на тот момент, когда реклама банка размещалась вдоль трасс мировой серии — продажи подскакивали чуть ли не в два раза».

Что греха таить, в России автоспорт никогда не был популярен, и ни бизнес, ни государство не стремились тратиться на его развитие.

Контракт, подписанный в Сочи, считают специалисты, должен дать толчок развитию гоночного спорта. Если учесть успех двух талантливых гонщиков — Алешина и Петрова, то шансы стать мегапопулярным у этого вида спорта как никогда велики.

Кроме того, в июле была создана программа поддержки молодых талантов под незамысловатым названием «Наша Формула» и под девизом «От картинга до Формулы-1». Суть идеи состоит в том, чтобы доводить молодых российских гонщиков (самому маленькому участнику программы едва исполнилось 10) до уровня, достаточного для постоянных выступлений в топовых мировых сериях. Программа-максимум — обеспечить постоянное присутствие россиян в командах главной гонки планеты. Пока в программе шесть юных спортсменов — победителей всяческих картинговых соревнований. «Речь не идет о создании российской гоночной команды, — поясняет руководитель программы Петр Алешин, отец того самого Алешина. — На наш взгляд, правильнее воспользоваться схемами, давно отработанными в международном спорте. Вот почему мы намерены накатывать наших ребят в ведущих европейских командах».

Вместо того чтобы с нуля создавать всю необходимую инфраструктуру для тренировки молодых талантов (в России нет ни соответствующего опыта, ни соответствующих кадров, ни соответствующих технологий), Алешин предлагает помочь им более плотно интегрироваться в мировой гоночный истеблишмент и поучиться у его лидеров. Это позволит избежать ошибок российского футбола, предоставляющего тепличные условия для молодых россиян, выступающих за клубы премьер-лиги, в результате чего они перестают развиваться. «Наша Формула», наоборот, призвана создать жесткую конкуренцию: количество участников программы ограничено, и как только слишком много о себе возомнивший молодой гонщик решает почивать на лаврах, его место тут же займет другой.

«Мы подыскиваем ребятам выгодные контракты, можем оплатить технику, общаемся с потенциальными спонсорами, — рассказывает Андрей Ларинин, пресс-атташе «Нашей Формулы». — «Газпром нефть», Газпромбанк, СИБУР выделяют сотни тысяч евро на то, чтобы участники программы (пока что их шестеро) могли тренироваться на лучших болидах в немецких и итальянских командах под присмотром опытных инженеров и тренеров. По замыслу Алешина-старшего и его соратников, такой интеграционный подход должен научить молодежь жить и ездить в суровых условиях гоночного спорта. Или гоночного бизнеса, кому как нравится.

Еще не очень ясно, будет ли «Наша Формула» связана с сочинским гоночным проектом, но их объединение в какую-то единую госпрограмму поддержки автоспорта было бы вполне логично. А там и бизнес бы подтянулся, оценив появившуюся рекламную площадку.

Дмитрий Сапгир — один из немногих российских бизнесменов, отважившихся вложиться в гонки. Он инвестировал сотни тысяч евро (только два болида стоимостью порядка 400 тысяч евро) в КMР-Racing, первую и пока что единственную команду «Формулы» родом из России. КMР-Racing вынуждена базироваться на юге Франции, так как в России попросту нет ни технической, ни кадровой базы для столь сложного проекта, каким является гоночная команда. Впрочем, ситуация меняется к лучшему. Вероятно, еще до окончания строительства трассы в Сочи, которое намечено на 2013 год, в России появится несколько автодромов, способных стать такой базой.

«Финансовая отдача? Ну уж точно побольше, чем в российском футболе, — рассуждает Сапгир. — Не прошло и двух лет с момента создания команды, как мы вышли на самоокупаемость. Конечно, я рассчитываю на большее — иначе не стал бы этим заниматься. Но для этого надо занимать достаточно высокие места».

Однако как бы ни выступали российские гонщики, как бы деловое сообщество ни относилось к рекламному потенциалу автоспорта и какие бы усилия ни прилагала общественность, главную роль в процессе развития гоночного спорта в России сыграет государство. Кто еще у нас может потратить 50 миллионов долларов на проведение одной гонки? Такова цена лицензии на право проведения этапа «Формулы-1». А ведь еще строительство! Первая гонка «Формулы-1» должна пройти в Сочи уже в 2014 году. Выйдут ли на старт гонщики с русскими именами, кроме Петрова и Алешина? Хочется верить.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера