Архив   Авторы  
На примере освещения этапа Кубка мира по горнолыжному спорту, прошедшего этой зимой в Сочи, Василий Кикнадзе увидел степень и готовность людей работать, буквально жертвуя собой

Мы вам покажем
Спорт

«Как когда-то Олимпиада в Москве дала толчок развитию цветного телевидения, так и теперь Олимпиада в Сочи откроет путь цифровому формату HD», — предрекает генеральный директор автономной некоммерческой организации «Спортивное вещание» Василий Кикнадзе




 

На прошлой неделе передвижная телевизионная станция и станция спутниковой связи автономной некоммерческой организации «Спортивное вещание» отправились в Лондон. Во время Олимпиады пройдет первое тестовое производство национальной программы нового спортивного вещания. Это лишь проба сил. А вот о том, как будет делаться «картинка» на сочинской Олимпиаде, «Итогам» рассказал генеральный директор АНО «Спортивное вещание» Василий Кикнадзе.

— Василий Александрович, на технику, которая будет задействована для передачи телесигнала с Олимпийских игр в Сочи правительство уже потратило несколько миллиардов рублей. Только передвижных телевизионных станций закуплено 12 штук, не говоря уже о всяких технических прибамбасах. Оправданны ли такие расходы?

— Россия давно не производила телевизионный спортивный продукт. А впереди предстоит много работы. На Всемирной летней универсиаде в Казани с 6 по 17 июля 2013 года будет разыграно более 300 комплектов медалей в 60 спортивных дисциплинах. В 2014 году — олимпийский Сочи. В 2015 году — опять Казань, чемпионат мира по водным видам спорта. В 2016-м — чемпионат мира по хоккею. Затем, в 2017-м, — Кубок конфедераций, предшествующий чемпионату мира по футболу. Сам футбольный праздник в 2018 году, а там уже и Красноярск намерен заявиться на зимнюю Универсиаду 2019 года. И, естественно, встал вопрос: либо приглашать для освещения всех этих крупных событий западных телевизионщиков, либо самим развивать индустрию. Помните, в 2008 году в Москве проходил финал Лиги чемпионов УЕФА? Тогда телеканал «Спорт», где на тот момент работал ваш покорный слуга, и телекомпания «НТВ-Плюс» заплатили существенную сумму, чтобы пригласить в Москву английскую бригаду в составе 80 специалистов с двумя пэтээсками. Мне такой вариант организации трансляции крупных соревнований на территории России категорически не понравился. После московской Олимпиады Советский Союз какое-то время считался законодателем мод в спортивном телевещании. У нас учились, как снимать соревнования. И теперь мы делаем все возможное, чтобы возродить качественные трансляции спортивных событий.

— А кадры откуда наберете?

— Действительно, мы ощущали кадровый дефицит. К примеру, посчитали, сколько операторов потребуется нам для освещения Игр в Сочи. Получилось около 350 человек. Профессионалов в России не так много. Мы поименно знаем, кто, где и в каких компаниях работает. Составили список, куда вошел 61 специалист. Этого явно не хватает. И тогда мы запустили программу профессионального обучения. Получилась многоэтапная система подготовки продюсеров, инженеров, режиссеров, звукорежиссеров, режиссеров видеоповторов, корреспондентов, редакторов — всего по 27 специальностям. В общей сложности у нас сейчас проходят обучение полторы тысячи человек, из которых отберем около 900 специалистов хорошего уровня для работы на Олимпийских играх в Сочи. Лекции читают зарубежные специалисты. Не так давно приезжал режиссер и продюсер Тапани Парм, который снимал открытие и закрытие Олимпиады в Пекине. В прошлом году студенты по приглашению финских коллег ездили на Лахтинские игры, чтобы увидеть, как снимают лыжные соревнования и прыжки с трамплина. Пятьдесят процентов ребят не только учатся, но и проходят обкатку в реальных условиях, в режиме тестовых соревнований. Кстати, соревнования Кубка мира по горнолыжному спорту, прошедшие этой зимой в Сочи, освещали 194 наших специалиста, из них 82 человека из регионов. Степень и готовность работать, буквально жертвуя собой, свойственна как московским, так и региональным коллегам.

— Вы готовите и региональных специалистов. Чем они будут заниматься по окончании крупных соревнований, неужели всем найдется работа на местах?

— Мы приняли решение не концентрировать технику в Москве, а распределить ее по филиалам. Передвижные станции спутниковой связи уже стоят в Сочи, Ростове, Калининграде. Передвижные телевизионные станции находятся в Екатеринбурге, Хабаровске, Сочи. В ближайшее время планируем отправку ПТС в Красноярск и Уфу. Соответственно, те специалисты, которые проходят у нас обучение, возвращаясь домой, имеют возможность работать на технике высокого уровня. Независимо от того, какую роль сыграет новая телевизионная техника на Играх в Сочи, и независимо от того, где она будет находиться после, в Москве или в регионах, уже сам факт ее приобретения — это существенное продвижение вперед в области цифровизации российского телевидения в целом. В этом смысле страна входит в новую эпоху. Переход на «цифру» активно идет по всей стране. Всем понятно, что скоро потребуется огромное количество цифрового контента. И, соответственно, должны появиться фабрики по его производству, которые будут связаны в единый комплекс, позволяющий дробить контент, переставлять местами, множить и раздавать сразу нескольким пользователям — телевизионным каналам. Олимпийские игры, а, по сути, под них и создается новая система, помогут совершить прорыв в индустрии спортивного телевещания. Как когда-то Олимпиада в Москве дала толчок развитию цветного телевидения, так и теперь Олимпиада в Сочи откроет путь цифровому формату HD.

— Чем привлекателен этот формат?

— Он обеспечивает высокую четкость изображения и, как следствие, реалистичность картинки. Чем больше деталей, тем острее ощущения болельщика.

— По сути, сегодня вы работаете над тем, чем активно занимались ваши коллеги более тридцати лет назад, когда переходили с черно-белого на цветное ТВ?

— Мне повезло, что Генрих Зигмундович Юшкявичус, который в советское время был заместителем председателя Гостелерадио и руководил программой освещения московской Олимпиады, согласился взять на себя функции моего советника. Поразительно, но история развивается по спирали: в те годы он бился за то, чтобы создать цветное телевидение, а сегодня вместе с нами — за цифровое. Был период, когда нам пришлось отстаивать выбор видеоформата. Мы настояли на том, что нужно делать все передачи в HD. Думаю, к концу года в Европе второй такой компании производителя, как наша, по уровню технического оснащения не будет. Только эксплуатационные и операционные расходы, а также затраты на закупку оборудования и обучение специалистов составили около 14 миллиардов рублей.

— Как будете распоряжаться телекартинкой с Олимпийских игр?

— Схема примерно следующая: имея договор с компанией Olympic Broadcasting Services, обладающей исключительными правами на съемки Игр, мы будем заказывать у них определенное количество технических услуг, которые частично нужны нам для производства национального сигнала. Под этим прежде всего подразумевается дополнительная расстановка камер для того, чтобы зритель мог видеть, что его в большей степени интересует, чтобы акцент делался на наших спортсменах. Свои телесигналы мы аккумулируем в медиаофисе и выдаем каналам. То есть теперь наши спортивные каналы могут иметь и международный сигнал, и национальный. Практически мы выстраиваем параллельную систему показа. В истории бывали случаи, когда национальные сигналы спасали производителей международного сигнала, если у тех случались какие-то технические неполадки. Например, в 2008 году в Австрии на чемпионате Европы по футболу на первых минутах одного из матчей вышла из строя телевизионная техника, и тогда немецкая пэтээска в течение полутора минут давала сигнал в эфир.

— Для телевизионщиков Олимпиада — это аврал?

— На Олимпиаде работать в таком режиме невозможно. На пятый день сходишь с ума. И дальше уже на все наплевать. Поэтому авральный режим — это только для непрофессионалов.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера