Архив   Авторы  
Купив убыточное предприятие, Хамди Улукайя сумел за несколько лет нарастить капитализацию своей компании Chobani до более чем миллиарда долларов

Хорошо забытое новое
Политика и экономикаStartUp

В проекте StartUp «Итоги» продолжают рассказ о самых успешных и харизматичных предпринимателях, которые создали свой бизнес с нуля. Знакомьтесь: основатель и глава компании Chobani Хамди Улукайя, который знает, как заработать миллиарды, продавая американцам обычный греческий продукт



 

Русская пословица «кто обжегся на молоке, тот на воду дует» в турецком варианте звучит как Sutten agz yanan yogurdu ufleyerek yer. То есть «дует на йогурт». Впрочем, жюри международного конкурса «Предприниматель года», организованного консалтинговой компанией Ernst & Young, объявляя победителем Хамди Улукайя, никаких опасений не испытывало. И вовсе не собиралось «дуть» на производимый им греческий йогурт. Продукт этот по стародавней традиции фильтруют через ткань, что придает ему консистенцию среднюю между йогуртом и сыром. Вкусно. Во всяком случае, дотошные янки — да и не только они! — оценили. А ведь наш герой не внедрял никаких инноваций. Его товар — хорошо не забытое старое.

Купив убыточное предприятие, бизнесмен сумел за несколько лет нарастить капитализацию своей компании Chobani до более чем миллиарда долларов. Впрочем, Улукайя хоть и является налоговым резидентом США, гражданства пока не получил. Как эмигранту добиться успеха в Америке, он рассказал «Итогам».

— Хамди, как вы себя чувствуете после того, как вас назвали предпринимателем года в планетарном масштабе?

— Прекрасно! Знаете, когда вы занимаетесь своим делом, зарабатываете деньги и предлагаете людям что-то, что им понравится, и они готовы это у вас купить, вы никогда не задумываетесь о победе в подобных конкурсах. Но когда это происходит, вы испытываете невообразимое чувство: вы сможете достичь совершенно новых высот в бизнесе. Поэтому, с одной стороны, стать лучшим предпринимателем в мире для меня является большой честью. А с другой — это серьезный вызов. Ведь конкуренты тоже не дремлют.

— Как вы оказались в Америке? Ведь вы турок по рождению.

— Это довольно банальная история. Я родился в небольшом турецком городке и переехал в США только в 1994 году. Хотел в совершенстве овладеть английским и поступил в местную бизнес-школу. Но в ней так и не доучился. Денег на жизнь не хватало, и я нанялся на работу к одному из фермеров штата Нью-Йорк. А потом ко мне приехал отец. Он попробовал сыр, который был у нас на завтрак, и, честно говоря, он ему не очень понравился. Отец предложил импортировать сыр, который моя семья производила в Турции, и продавать в Нью-Йорке. Мы так и сделали. И попали в самую точку. У нас оказалось так много покупателей, что в 2002 году мы открыли небольшой завод, на котором производили мягкие белые сыры.

И вот лет восемь назад я сидел в своем офисе и разбирал почту. Мне на глаза попалось объявление о продаже завода, производившего йогурты, в Нью-Йорке. Владевшая им компания Kraft Foods хотела его закрыть как убыточный. И меня это дело заинтересовало. Я поехал туда, посмотрел, какое там установлено оборудование, какую продукцию оно производит, и решил его купить. Благо, за него просили не такие уж большие деньги. Звоню своему адвокату, а он мне говорит: «Ты сумасшедший!» Но я на своем настоял. А теперь у меня заводы в Нью-Йорке и Айдахо, недавно купил предприятие в Австралии, осваиваю рынок Великобритании. 20 процентов йогуртов, которые покупают американцы, произведены моей компанией.

— Все так просто?

— Нет, конечно. Просто только на словах. Мне в чем-то повезло. Понимаете, когда я приехал в Америку, то мне показалось, что те йогурты, которые там производятся, — они неправильные. Считалось, что американцы в отличие от европейцев предпочитают сладкие йогурты и цветные. Они многие годы ели слишком жирные и искусственные продукты. Но те, с кем я разговаривал, когда узнавали, что я из Турции, часто вспоминали, какие вкусные йогурты они ели в моей стране. И я решил, а почему бы не производить их здесь!

Я пригласил в Нью-Йорк Мустафу Догана, он известен в Турции как один из лучших производителей этого продукта, и мы начали свое дело. При этом сразу решили, что наш йогурт не должен иметь никаких консервантов и искусственных ароматизаторов. И производиться он должен из натурального молока коров, которых не пичкают гормонами, как это принято в США. Единственной проблемой было найти такой рецепт приготовления, чтобы йогурт получался не только с плотной консистенцией и имел минимум жиров, но и мог храниться в холодильнике несколько недель. Мы с Мустафой полтора года экспериментировали. Все это время завод производил обычные американские йогурты, что давало нам какие-то средства на существование.

— Надо понимать, рецепт вы нашли. Поделитесь секретом?

— Детали, с вашего разрешения, я рассказывать не буду. Скажу только что правильный йогурт получается тогда, когда на производство одной его чашки уходит не менее трех чашек молока. Его фильтруют, чтобы устранить сыворотку, получается так называемый греческий йогурт. Традиционный продукт для стран Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. Теперь, я надеюсь, и для Америки.

— Зато без всякой рекламы вам достаточно быстро удалось найти своего покупателя. 20 процентов рынка объемом 6,5 миллиарда долларов в год — это довольно серьезный показатель для любой компании...

— Да. И сначала мы не давали никакой рекламы. У нас просто не было на нее денег. Даже первый свой сепаратор мы купили подержанный за 50 тысяч долларов. Главное было в упаковке. Мы сделали ее европейского типа. И первая наша поставка в один из супермаркетов на Лонг-Айленде составила всего 300 ящиков персикового и клубничного йогуртов. Это был октябрь 2007 года. Через неделю мне звонят оттуда и говорят, что им нужна еще наша продукция, потому что эта разошлась. В 2009 году мы уже продавали 200 тысяч ящиков в неделю. А в итоге довели продажи до 2 миллионов ящиков. Сейчас мы, конечно, размещаем рекламу и на телевидении, и в Интернете, и в других средствах массовой информации. Ведь наши конкуренты — Yoplait и Danon — тоже не дремлют. Но изначально все дело было в нестандартной для Америки упаковке. Причем мы ее заказали не у американского, а у колумбийского производителя. Так было дешевле.

— Собираетесь теперь производить еще что-то, кроме йогурта? Или, может быть, ваш продукт можно будет купить и в других странах, в России, например?

— Пока не могу сказать. Понимаете, сейчас Chobani известен именно как производитель молочной продукции. И нагружать этот бренд чем-то еще было бы очень рискованно. Но я хочу сказать, что мы постоянно ищем новые возможности для развития бизнеса. Причем речь идет не только о расширении географии нашего рынка и производства в других странах, но и о внедрении совершенно новых продуктов. Мы мечтаем об этом. Но вот что это будет, я не знаю. Как правило, гениальные идеи возникают в бизнесе спонтанно.

Тут еще важно знать досконально рынок, на который ты выходишь. Ведь вкусы у людей разные. Именно поэтому, завоевав свою часть рынка в США, мы в первую очередь устремили свой взор на Великобританию и Австралию. И там и там живут люди, воспитывавшиеся в англосаксонской культуре. И поэтому мы верим, что то, что понравилось американцам, обязательно должно понравиться англичанам и австралийцам.

Но я почти уверен, что и в России мы могли бы добиться успеха. Хотя пока ваш рынок я знаю не так хорошо. Знаю, что русские очень любят молоко и молочные продукты. Так что пройдет время, и я верю, и у вас в магазинах появится наш йогурт.

Знаете, мне было приятно, что на пресс-конференции, после того как меня объявили предпринимателем года, такие же вопросы мне задавали журналисты из Португалии, Ирландии и других стран. Это значит, что наша компания вызывает интерес не только в США. И это здорово.

— А в Турции не пробовали открыть предприятие?

— Я боюсь, что в Турции делают не менее вкусный йогурт, чем Chobani. Но я помню, что я турок по происхождению. И для меня эта страна родная. Поэтому я всегда рассматриваю возможность начать бизнес и там.

— Это правда, что у вас нет до сих пор американского гражданства?

— Да, это правда. У меня пока есть только вид на жительство в США. Но я работаю над этим. Ведь Америка стала для меня второй родиной. Я состоялся здесь как бизнесмен, достиг успеха в жизни. И я горд, что живу в США, что меня воспринимают как американского бизнесмена. Я уже подал документы на получение американского гражданства. И надеюсь, у меня с этим не возникнет проблем.

— Отсутствие американского гражданства вам как-то мешает в бизнесе?

— Нет, не думаю. Америка в этом отношении уникальная страна. Я могу работать, никто не чинит мне никаких препятствий. Более того, американское государство мне очень помогло в свое время. Когда я покупал свое первое предприятие по производству йогуртов, администрация малого бизнеса выделила мне миллион долларов. Так что никаких проблем из-за отсутствия гражданства у меня нет.

— Можно сказать, вы — прямое воплощение американской мечты. Или я ошибаюсь?

— Вы знаете, не бывает так, чтобы, развивая свое дело, у вас вообще не было никаких проблем. Естественно, и у меня они были и есть сейчас. У меня было много трудностей, многие не понимали, что я делаю и для чего. Многие отговаривали меня заниматься именно производством йогуртов. Было даже время, когда я думал, зачем я в это ввязался. Но тут главное не зацикливаться на проблемах и твердо верить в себя и в свои возможности. И шаг за шагом идти к той цели, которую вы для себя наметили. Это я могу посоветовать всем, кто только начинает свое дело. Ведь я тоже стал богатым человеком не сразу. Я много трудился, много думал, спотыкался и вставал и вновь шел вперед. А потом самое трудное — не успокаиваться. Самое сложное — это не купить или построить предприятие. И даже не производить правильный продукт. Самая большая проблема — это найти покупателя. И мне повезло еще в том, что меня окружают специалисты в своем деле. У меня лучшие менеджеры по продажам, по управлению производством и так далее.

Большая заслуга в моем успехе принадлежит именно этим людям. И я им очень благодарен. Бизнес невозможно делать в одиночку. Когда у вас маленькая компания, вы еще физически способны сами искать покупателей, вести переговоры с потенциальными партнерами и так далее. Но когда ваше дело растет, вам все равно нужны люди, которым вы можете доверять и которые будут не просто выполнять ваши поручения, но и предлагать свои идеи. Но я вам скажу вот что. Когда вы только начинаете искать таких людей, вам кажется, что это очень сложная задача. Однако на практике оказывается, что их много и вам надо только суметь заинтересовать их и убедить, что то, чем вы занимаетесь, принесет успех и им тоже. В этом, собственно, и заключается основной секрет моего бизнеса.

Анкета

Имя Хамди Улукайя.

Компания Chobani.

Должность Генеральный директор.

Возраст 41 год.

Место рождения Эрзинджан (Турция).

Образование Университет Анкары, Университет штата Нью-Йорк в Олбани.

Год и возраст вступления в бизнес 1997 год, в 25 лет.

Когда заработал первый миллион долларов Восемь лет назад я купил в Нью-Йорке завод, производивший йогурты. А теперь у меня заводы в Нью-Йорке и Айдахо, недавно купил предприятие в Австралии…

Нынешнее состояние 1,1 миллиарда долларов, по данным Forbes.

Цель в бизнесе Правильный йогурт получается тогда, когда на производство одной его чашки вы тратите не менее трех чашек молока от коров, которых не пичкают гормонами. Главное — этому принципу не изменять.

Место жительства Норидж, штат Нью-Йорк.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера