Архив   Авторы  
Большой — это не только атрибут национального престижа и объект государственного значения (Дмитрий Медведев с труппой театра), но в первую очередь эффективно работающий обычный российский институт

Выплеснулось
Искусство и культураТеатр

Большой театр мы либо любим до потери пульса, либо ненавидим до потери аппетита. И от любви до ненависти — один шаг...


 

Кислота, выплеснутая в лицо Сергею Филину, растеклась по новостным заголовкам, разъедая фундамент Большого. Туманные посты в блогах, полунамеки в интервью, грязные слухи... У обывателя создается впечатление, что склянка с кислотой, прежде чем попасть к злодею, перебывала в руках у доброй половины балетной труппы. И сегодня только ленивый не бросил камня в главный театр страны, забывая о том, что нравы в Большом мало поменялись с момента его основания. Просто при государях кляузы втихую совали под двери Дирекции императорских театров, а при генсеках — кипами носили в партком. И ведь как работало!..

Когда Сергей Филин пришел на должность худрука Большого балета, казалось, ликовали все. Руководство было радо, поскольку его не устраивали предшественники. Артисты тоже рукоплескали — они же знали Сергея как облупленного. Придя в труппу 18-летним «гадким утенком», он превратился в «лебедя» и почти двадцать лет считался одним из вожаков этой «стаи». К тому же приходу Филина предшествовали два громких скандала именно в балете, не считая дрязг регулярных, сотрясавших Большой в ходе реконструкции исторической сцены. Редкое в творческом коллективе единение верхов и низов, связанное с назначением Филина, имело простое психологическое объяснение: обстановка в труппе наконец стала конкретной и предсказуемой.

О контексте — двух крупных балетных скандалах в Большом — стоит вспомнить. К марту 2011 года истек контракт у худрука Юрия Бурлаки. Его правление запомнилось страстью к историческим реконструкциям. Преемника не нашлось. В и. о. прочили Геннадия Янина, руководившего при Бурлаке балетным хозяйством. Но накануне назначения по всей околотеатральной тусовке разлетелось электронное письмо со ссылкой на порнографическую фотосессию — естественно, с Яниным в главной роли. Понятно, что место осталось вакантным, а театр продолжал вибрировать. Тогда дирекция Большого вступила в переговоры с Махарбеком Вазиевым, руководившим балетом миланского «Ла Скала». Был назначен день официального представления, созвана пресс-конференция, но в назначенный час кандидат в Москву не прилетел. Комедия неуклонно превращалась в фарс. Тут-то и возникла кандидатура Сергея Филина.

Его карьера танцовщика к тому моменту была завершена, но почетную для балетного пенсионера работу Сергею предложил не родной Большой, а двоюродный МАМТ. Филин почти два сезона блистательно отработал там худруком балета, придумал и осуществил несколько важных дел. Так что Большой брал в худруки не кота в мешке и не просто «нашего мальчика» (слова Анатолия Иксанова), а сложившегося театрального топ-менеджера. Но долгожданного мира в труппе не возникло. Вновь запустился маховик, который все последние годы заставлял Большой дребезжать. Во-первых, Филин выдвинул на первые роли молодых звезд МАМТа, которых привел с собой: так, безусловно талантливый, но еще «сырой» Семен Чудин стал полноправным большетеатровским премьером. Во-вторых, под разными предлогами Большой покинули те, кто знал Филина не Сергеем Юрьевичем, а просто Сережей. Так, например, из трио Уваров — Цискаридзе — Филин, годами делившего одну премьерскую гримерку, выпал Андрей Уваров, слывший человеком абсолютно не склочным. Претензии к Филину просачиваются из театрального закулисья даже сейчас, когда тот страдает на госпитальной койке: выдвигал (и задвигал) не по заслугам, пристрастно визировал контракты артистов — словом, был крут и несправедлив. Все эти обвинения висят бездоказательным шлейфом, кроме одного очевидного факта: самая известная в мире молодая пара русских звезд Наталья Осипова и Иван Васильев предпочла Большому театру пусть и славный, но Михайловский — случай в балетном мире беспрецедентный.

...Оставим за скобками весь этот ужас — случившееся с Сергеем Филиным по любой моральной шкале оценить невозможно. Проблема в другом: отвратительный криминальный сюжет превратился в новость федерального масштаба, затмив даже скандал вокруг усыновления. Ажиотаж по поводу всего, что происходит в стенах Большого, основан на двух громадных заблуждениях. Первое — что главный театр страны в своем внутреннем устройстве отличается от других храмов Мельпомены или, что важнее, от прочих очагов культуры. И второе, с предыдущим связанное, — что господа артисты сильно отличаются от нас, простых смертных.

Корни этих заблуждений кроются в нашей извечной логоцентричности. Сказал поэт: «Классический балет есть замок красоты», — и в это все уверовали. Забавно, что тот же миф поддерживала официальная пропаганда, годами культивируя сиропные истории о худеньких балетных девочках и возвышенных нравах. Ну а у всякой большой лжи есть обратная сторона, сплетенная из сплетен и слухов. Носят короны и пачки с блестками, а сами-то — ах! — подсыпают в пуанты битое стекло. Коле Цискаридзе повредили роговицу — и чем? — балетной пачкой! Бред — но после истории с кислотой можно поверить во что угодно. Хотя понятно, что у людей на пуантах нет ни перьев, ни клювов, ни когтей. Обычные люди, поставленные в необычные условия, где амбиции растворены в жесточайшей конкуренции. Лет двадцать назад можно было сказать, что характер у среднестатистического балетного артиста склочнее, чем у среднестатистического столоначальника: они рано вырваны из семьи, рано оказываются в конкурентной среде и рано наращивают панцирь против убийственной критики. Но сейчас, когда страна, пережив лихие девяностые, все еще отбивается от евсюковых и хоронит дедов хасанов, я скажу так: нравы у господ артистов порой куда более вегетарианские, нежели у тех, кто приходит на их спектакли.

По большому счету в случившемся виноваты и мы с вами, почтеннейшая публика. «Наше все» мы либо любим до потери пульса, либо ненавидим до потери аппетита. И от любви до ненависти — один шаг...

Из первых рук

Не дождутся

На вопросы «Итогов» отвечает гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов.

— Отличается ли кадровая ситуация в Большом от положения дел в других театрах?

— Не знаю, я не слежу за другими. Другой разговор, что Большой театр всегда на самой горке, у всех на виду, на обозрении. Все, что у нас ни происходит, усиливается в разы.

— Вас нервирует этот повышенный интерес?

— Ну, для нас сейчас самое главное — чтобы Сережа сохранил зрение. Чтобы выздоровел. И мы очень ждем его возвращения. Я уже говорил публично и еще раз скажу: за Филиным сохранится его пост на весь период лечения. Сережа с нами был, есть и будет, это сомнениям не подлежит. Если кто-то рассчитывал таким зверским способом освободить для себя место, то этот кто-то крупно просчитался.

— Вы уверены, что злоумышленника найдут?

— Следственные бригады работают в театре, и все стараются максимально им помочь. У театра есть интерес, чтобы не только исполнителя нашли, но и заказчика. Вот что нам важно — заказчика.

— Что вы будете делать, если заказчик обнаружится в Большом?

— А что тут думать? Его просто посадят в тюрьму, вот и все. Надеемся, что посадят по максимуму. Это же средневековье, варварство необъяснимое, дикость.

— У вас не возникло желания нанять охранников?

— Есть опасность, есть угроза, конечно. Даже расследующие преступление специалисты настоятельно рекомендуют, но... Нанять охранников? Да если им надо, они ведь все равно доберутся, на самом деле никакой реальной защиты не существует. А страха у меня нет. Не дождутся.


Лейла Гучмазова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера