Архив   Авторы  
Так, по мысли разработчиков, будет выглядеть американский космический корабль «Орион» на окололунной орбите

Лунные гонки
Общество и наукаТехнология

Почему США понадобилось столь активно продвигать лунную программу, и последует ли этому примеру Россия







 

В ближайшее время российские космические приоритеты могут претерпеть серьезные изменения. По словам руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова, сегодня определяются перспективы отечественной космонавтики - разрабатываются основы политики в области космической деятельности до 2020 года и на последующий период. Не секрет, что и Россия определила для себя два потенциальных ориентира в космосе: Луна и Марс. Но какое именно направление выберет отечественная космонавтика? Сейчас в США подводят первые промежуточные итоги лунной программы - ей исполнилось четыре года (в январе 2004 года президент Джордж Буш-младший провозгласил «новый курс» для NASA: «вернуться» на Луну к 2020 году). Идти ли нам вслед за Америкой? Чтобы понять это, стоит взглянуть на истоки и структуру лунной программы США.

Повторение пройденного

Программу «Видение исследования космоса» назвать новой можно было с большой натяжкой. Еще в 1969-1972 годах в рамках проекта «Аполлон» на естественном спутнике Земли побывали двенадцать американцев. Мало кто знает, что суммарное время их «прогулок» по его поверхности, включая поездки на «луномобилях», превысило 3 дня и 8 часов. За это время экипажи прошли и проехали по Селене около 100 километров, а общая масса образцов лунных пород, привезенных на родную планету всеми экипажами «Аполлонов», составила почти 382 килограмма. Зачем американцам повторять пройденное?

Буш уточнил: на этот раз Америка возвращается на Луну, чтобы построить там базу. «Постоянное присутствие на Луне, - пояснил Буш, - может значительно уменьшить стоимость дальнейшего освоения космоса». По мнению президента США, собирать корабли на Селене, где сила тяжести в шесть раз меньше земной, куда выгоднее и удобнее. Там же, на Луне, их можно заправить всем необходимым, ибо в лунной породе содержатся элементы, пригодные для использования в качестве ракетного топлива и даже производства воздуха для дыхания (водород, азот и кислород).

Ответ президенту дал Лу Фридман - исполнительный директор американского Планетного общества, самой крупной в мире неправительственной организации, занимающейся исследованием Солнечной системы, а также поиском внеземных форм жизни: «Трудно найти более дорогой способ попасть на Марс, чем с лунной стартовой площадки. Ведь там не просто придется построить соответствующую инфраструктуру, но и доставить все для этого с Земли. Использование Луны должно быть ограничено отдельными полетами и решением специальных задач. Создавать там базу - значит разбазаривать средства».

Призрак гелия

Еще один мотив для возвращения США на Луну - возможность добычи гелия-3, который, по мнению некоторых специалистов, в будущем станет топливом для термоядерных электростанций. На Луне этого элемента, по примерным оценкам, имеется от 450 тысяч до 4,6 миллиона тонн. По словам Эрика Галимова, директора Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН, Америка намерена монополизировать добычу гелия-3, чтобы через двадцать лет установить контроль над мировым рынком энергоресурсов и в перспективе поставить остальные страны на колени, когда на планете закончатся углеводороды. О серьезности устремлений американцев говорит, по мнению некоторых представителей российской космической программы, тот факт, что Буш назначил экспертов по гелию-3 на ключевые посты в Консультативном совете NASA.

«Действительно, Консультативный совет NASA возглавляет бывший член экипажа «Аполлона-17» Харрисон Шмитт, который уже давно говорит о ценности гелия-3, - отмечает Джон Логсдон, директор Института космической политики в Вашингтоне. - Другой член совета, Джеральд Кульчинский, также проявляет интерес к потенциальному использованию этого элемента. Но это лишь двое из 31 члена совета. На его заседаниях даже близко не обсуждался вопрос о монополизации добычи гелия-3 на Луне, а многие открыто выражают скептицизм по поводу возможности использования данного изотопа в качестве ценного источника энергии». К этому можно добавить лишь то, что, во-первых, «Договор о космосе» от 1967 года, подписанный в том числе Советским Союзом и США, запрещает установление монопольного права на эксплуатацию каких-либо внеземных ресурсов. Во-вторых, с мнением сомневающихся в топливных возможностях гелия-3 полностью солидарен академик Евгений Велихов, президент Российского научного центра «Курчатовский институт». По его словам, лететь на Луну за гелием-3 - «полный нонсенс, особенно теперь, когда практическое освоение земного водорода в интересах термоядерной энергетики приобретает реальные очертания». И прежде чем привозить гелий, необходимо научиться его сжигать, но для этого не надо лететь на Луну.

Почему все-таки Луна?

Ответ на этот вопрос можно найти в словах, сказанных еще в 1984 году Рональдом Рейганом: «Никакие новые горизонты не представляют для американцев такой важности, как космос. Ни в какой другой области мы не демонстрируем с такой эффективностью наше технологическое лидерство и нашу способность улучшить жизнь на Земле». Когда 28 января 1986 года во время выхода на орбиту взорвался «Челленджер», Рейгану достаточно было подтвердить намерение Америки продолжать два магистральных направления национальной космической деятельности: полеты шаттлов и создание космической станции «Фридом» (прообраза будущей МКС). Тогда и та и другая программы отличались технологической новизной: первому полету шаттла не исполнилось еще и пяти лет, а проект станции только отметил вторую годовщину своего существования. Но в начале третьего тысячелетия ситуация изменилась: и шаттлы, и «Фридом»/МКС, создаваемая уже почти двадцать лет, оказались скорее показателями технологического застоя, чем лидерства США. Нужно было предложить что-то новое. Марс? В этой области никаких серьезных проектно-конструкторских работ в США (в отличие от СССР/России) не проводилось. Поэтому выбор Луны, как «хорошо забытого старого», был предопределен.

Другая важная причина возврата к прошлым «идеалам» состоит в том, что в рамках провозглашенной в 2004 году лунной программы Буша-младшего американцы «продолжают начатое». Это позволяет нейтрализовать один из наиболее сильных пунктов критики в адрес проекта «Аполлон», да и NASA в целом, а именно: «Аполлон» был лишь политическим шоу, призванным продемонстрировать технологическое превосходство над русскими. Призрак «Аполлона» неизбежно вставал бы перед любой новой пилотируемой программой, нацеленной на другие планеты, мешая ее реализации. Поэтому принцип «доделать то, что не было доделано» придает нынешней лунной программе обоснованность в глазах населения Соединенных Штатов. Возвращение на Луну должно показать, что США осуществляют широкомасштабные, инновационные и весьма дорогостоящие программы с целью последовательного (пусть и прерываемого тайм-аутами длиной в несколько десятилетий) освоения внеземного пространства.

На чем лететь?

Сейчас американцы разрабатывают пять новых элементов космической техники. Деятельность эта объединена в рамках проекта «Созвездие». Первый элемент - космический корабль «Орион» - по сути представляет собой развитие трехместного командного модуля «Аполлона». «Орион» сможет вмещать в себя до пяти-шести человек. Даже если лунная программа Буша никогда не осуществится, новый корабль станет средством доставки людей и грузов на МКС, заменив шаттлы, которые должны быть списаны после 2010 года. Второй элемент программы - ракета-носитель для «Ориона», «Арес-1», являющаяся развитием твердотопливного ускорителя шаттла. Третий - модуль «Альтаир», предназначенный для посадки на поверхность Луны и взлета с нее. Четвертый - ступень для отхода от Земли (СОЗ). Пятый - тяжелый носитель «Арес-5», который выведет на околоземную орбиту СОЗ вместе с «Альтаиром».

Все пять элементов - одноразовые, за исключением спускаемого аппарата «Ориона», который возможно использовать до десяти раз. Лунная миссия будет проходить по следующему сценарию. «Орион» пристыкуется к уже ожидающей его на орбите связке «Альтаир» - СОЗ, после чего СОЗ отбуксирует весь комплекс к Луне. Там «Орион» будет в автоматическом режиме ожидать астронавтов, которые на «Альтаире» спустятся на Селену. После завершения программы исследований экипаж покинет Луну во взлетной ступени «Альтаира» и пристыкуется к «Ориону». Затем взлетная ступень, как ранее и СОЗ, будет сброшена на поверхность Луны, а астронавты в «Орионе» вернутся на Землю. Таким образом, повторится уже опробованный сценарий «Аполлона».

Урок «Инициативы»

Впрочем, многие сомневаются в реализации этих планов. На то есть причины. В 1989 году Джордж Буш-старший выдвигал «Инициативу в области исследования космического пространства», предусматривавшую в том числе возвращение Америки на Луну. Из-за непомерно высокой стоимости - 500 миллиардов долларов - «Инициатива» так и не была утверждена Конгрессом. Не разделит ли «Видение» судьбу «Инициативы»? По оценке американских экспертов, к 2008 году на реализацию программы потрачено на 11 миллиардов долларов меньше, чем было обещано. По сравнению с бюджетом NASA, составившим за тот же период времени примерно 64 миллиарда долларов, это большая сумма. По этой причине первый полет «Ориона», который должен был состояться не позднее 2014 года, перенесли на конец 2015 года. А о том, что в 2015 году американцы по плану должны были начать полеты на Луну с пребыванием на ней, уже никто не вспоминает. Впрочем, может, США к 2020 году построят на Луне базу? Маловероятно, с учетом того, что один из главных претендентов на Белый дом от демократов Хиллари Клинтон заявила, что в случае победы сосредоточит космические программы на трех направлениях: создание космического корабля на замену шаттлу; достройка МКС; исследование Солнечной системы с помощью автоматов. Барак Обама пообещал вообще отложить на пять лет осуществление программы «Созвездие». Что же касается Джона Маккейна, кандидата от Республиканской партии, то он еще в бытность свою председателем сенатского комитета по коммерции скептически говорил: «В крупномасштабных космических программах можно гарантировать лишь одно, их реальная цена намного превысит первоначально запланированную».

Но нельзя сказать, что работы в рамках «Созвездия» остановились. Компания Lockheed Martin продолжает создавать «Орион», а NASA проводит в Антарктике успешные испытания прототипа обитаемого надувного лунного модуля.

Несмотря на значительную стоимость возобновления полетов на Луну (104 миллиарда долларов - именно в такую сумму оценивается создание новых элементов космической техники) и строительства базы на спутнике Земли (еще 230 миллиардов долларов к 2024 году), США дали всем четко понять: ключевые элементы для лунных миссий делают американцы - любое международное сотрудничество осуществляется лишь в рамках создания лунной базы и за деньги страны, присоединившейся к их программе. Это практически свело на нет интерес России к взаимодействию с Америкой в рамках «Видения». Некоторые скажут: а не создать ли нам в таком случае собственную лунную программу? Однако история космонавтики свидетельствует о том, что попытки повторять Америку в целом заканчивались неудачно. Это и советская лунная программа 1960-х - первой половины 1970-х годов «Н-1 - Л-3», и «невезучий» советский шаттл «Энергия-Буран». Конечно, повторять чужие программы в чем-то проще, но нельзя забывать: если бы руководители СССР в конце 1950-х - начале 1960-х годов так же ждали, когда США «подскажут» им, что делать, или же опасались оспорить технологическое лидерство Америки, научно-технический статус России сейчас не поддерживался бы ни первым спутником, ни полетом Гагарина. Этот урок истории должны учитывать те, кто разрабатывает космическую стратегию страны.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера