Архив   Авторы  
Показанный по «России» сериал «Ликвидация», в котором сыграли Александр Семчев и Сергей Маковецкий, вошел в пятерку самых успешных телепроектов минувшего сезона.

Именной счет
Телевидение

«Появление Сталина на верхних строчках рейтинга «Имя Россия» не стало для нас сюрпризом. Нигде в мире подобные проекты не обходились без попыток технолого-идеологических диверсий», уверен гендиректор телеканала «Россия» Антон Златопольский






 

Лето у телевизионщиков традиционно считается мертвым сезоном. Большинство программ берет паузу и уходит в творческий отпуск, каналы копят силы перед осенней массированной атакой на зрителя. Но лето-2008 иное. Привычную тишь да гладь взорвали события, имеющие непосредственное отношение к ВГТРК. Сначала медиахолдинг отказался номинировать свои работы на премию ТЭФИ, а потом на проекте «Имя Россия. Исторический выбор 2008» в лидеры вырвалась тройка — Сталин, Николай Второй и Ленин, что породило многочисленные и противоречивые комментарии в прессе. Чтобы разобраться в происходящем, «Итоги» обратились к генеральному директору телеканала «Россия» Антону Златопольскому.

— Рассказывайте, Антон Андреевич, как жили, не тужили, а потом придумали на свою голову конкурс, решив дать России новое имя.

— Идея подобного проекта, к слову, принадлежит нашим коллегам с ВВС. Несколько лет назад они сделали нечто похожее у себя на родине. Ведь Great Britain — это название страны, а Great Britons — «великие британцы» в буквальном переводе с английского.

— Кто победил?

— Разумеется, Уинстон Черчилль. Хотя до последнего момента лидировал Джон Леннон. Потом аналогичный телеконкурс прошел на Украине…

— …где едва не грянул скандал, поскольку топ-лист долго возглавлял Степан Бандера.

— Верно, но в итоге все завершилось вполне благопристойным выигрышем Ярослава Мудрого. Мы долго решали, стоит ли нам запускать проект, тщательно готовили его, не желая делать кальку английской версии. Самое интересное начнется осенью, когда стартует новый телесезон и список претендентов на звание главного героя отечественной истории сократится до двенадцати кандидатур.

— Уже и сейчас не скучно: ноздря в ноздрю идут два вождя и один царь.

— Повторяю, мы понимали ответственность, которую берем на себя. История — это ведь не только наше вчера, но наше сегодня и завтра. Политическая подоплека очевидна: по тому, кто одержит победу в финале, станут судить и о выборе Россией своего будущего.

— А кто определял пятьсот изначальных претендентов на трон?

— Наши с вами соотечественники. Мы сочли некорректным принимать решение за граждан страны. Собственно, по такой же схеме был назван и российский участник конкурса «Евровидение». Нам показалось неправильным отдавать все в руки пусть и профессионального, но малочисленного жюри. Выяснилось, что мнение наших зрителей в итоге совпало с выбором большинства европейцев: в финале победил Дима Билан. Вот и перед стартом нового проекта фонд «Общественное мнение» по нашей просьбе провел ряд социологических исследований на тему «Исторические деятели России, оказавшие наибольшее влияние на судьбу страны». Так сформировался список из пятисот фамилий. А дальше началось голосование, в котором уже приняли участие почти четыре миллиона россиян.

— Но вы были готовы к тому, что Ленин со Сталиным окажутся живее всех живых?

— Пока рано говорить даже о промежуточных результатах. Разные слои населения проявляют разную активность. Первыми обычно включаются апологеты, наиболее убежденные сторонники того или иного персонажа, но они далеко не всегда оказываются самой многочисленной социальной группой. Наша задача состоит в том, чтобы расшевелить всех остальных. О лидерах опроса есть смысл поговорить осенью.

— И все-таки цифры дня нынешнего, похоже, застали вас врасплох? Как иначе объяснить появившееся на вашем сайте нервическое заявление под названием «Топ 22 негодяя» о хакерах, которые, цитирую, «превратили Сталина в компьютерный вирус»?

— Глупо спорить с тем, что речь идет об одной из самых знаковых фигур в истории современной России. Появление Сталина на верхних строчках рейтинга не стало для нас сюрпризом, мы были готовы к этому, более того, ждали чего-то подобного. Другое дело, что технические средства системы голосования в какой-то момент не справились с повышенным вниманием аудитории, и нам даже пришлось на несколько часов приостановить работу счетчиков из-за начавшихся сбоев. Частично помехи спровоцировали спамеры, предпринявшие скоординированную атаку на наш сайт с целью посеять хаос и вывести систему из строя. Мы ясно дали понять, что знаем подлинные имена нападавших и не дадим им безнаказанно хулиганить. Может, жесткость тона вы приняли за нервы? Кстати, нигде в мире подобные проекты не обходились без попыток, скажем так, технолого-идеологических диверсий. Не могу назвать случившееся скандалом. Возникшее внутреннее напряжение и позволит нам привлечь к участию в проекте максимальное количество россиян, дав репрезентативную выборку двенадцати персоналий, между которыми пойдет борьба в финале конкурса.

— Как она будет выглядеть?

— В виде еженедельного шоу в прайм-тайм на канале «Россия».

— С ведущим уже определились?

— Получено предварительное согласие Никиты Михалкова.

— А кто выступит в роли защитников дюжины финалистов?

— Все карты не раскрою, но кое-что для понимания масштаба проекта скажу: представлять интересы Петра Первого должен Виктор Черномырдин, Валентина Матвиенко будет говорить от лица Екатерины Второй. И Анатолий Чубайс у нас появится, и многие другие…

— Сталину тоже нашли адвоката?

— Правильный вопрос. Сложно отыскать фигуру, которая смогла бы убедительно выступить в качестве полпреда генералиссимуса, показав его историческую роль.

— Анпилова с Макашовым, так понимаю, в расчет не берете?

— Мы ведь заинтересованы в серьезном разговоре, а не в митинге. Нужны люди, способные достойно оппонировать от имени подзащитных на главном национальном телеканале. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что нам удастся найти ответы на спорные вопросы из недавнего прошлого России, сформулировать внятное отношение к тем или иным историческим личностям. Согласитесь, было бы странно, если бы в столь глобальном опросе обошлось без Сталина или Ленина. Другое дело, как к ним относиться. Об этом и будут дискутировать наши эксперты.

— А кто лично ваши фавориты, Антон Андреевич?

— Петр Первый, Пушкин, Александр Второй.

— Судя по резонансу, который вызвал проект, он вполне мог бы претендовать на ТЭФИ. Но вы сами лишили себя удовольствия, отказавшись выставлять работы ВГТРК на премию.

— Что вы называете удовольствием? По крайней мере, к ТЭФИ это не относится.

— С каких пор?

— В этом году не произошло ничего ужасного, что могло бы вызвать столь бурную реакцию на наше техническое решение.

— Извините, теперь я уточню: что вы называете техническим решением?

— Понимаете, мы слишком большая, отраслеобразующая корпорация и не вправе позволить себе выйти из ­ТЭФИ лишь на основании каких-то сиюминутных соображений. ВГТРК всегда поддерживала национальную телепремию, я тоже ратовал за участие в конкурсе, но кризис в академии слишком затянулся, он ни для кого не является секретом и давно обсуждается на разных уровнях, тем не менее пока не сделано реальных шагов, направленных на оздоровление ситуации. Премия в первую очередь важна для тех, кто работает в отрасли, но сейчас мы проанализировали положение дел и приняли решение год не выдвигать работы на ТЭФИ от имени ВГТРК. Это, сразу хочу сказать, не связано с тем, кому и сколько статуэток выдали или, напротив, недодали раньше. Амбиции теленачальников, поверьте, не самое главное на свете. Мы думали о людях, работающих у нас. А их, на минуточку, 24 тысячи. Это лишь штатных сотрудников. В коллективе сложилось весьма негативное отношение к итогам ТЭФИ, к тому, как в последние годы определялись лауреаты. Поэтому мы взяли паузу.

— Этакое китайское предупреждение?

— Ничего подобного, мы находимся в постоянном диалоге с академией, но посчитали необходимым публично заявить свою позицию. При этом производящим компаниям не запрещается номинировать на ТЭФИ показанные на наших каналах в минувшем сезоне работы. И таких случаев немало. Повторяю, мы лишь никого не выдвинули от имени ВГТРК. Все взносы нами аккуратно заплачены, академики членства в АРТ не прерывали. Мы не собираемся торпедировать ТЭФИ, более того, активно участвуем в ее региональной части, которая находится в отличной форме. Что же касается перспектив большой премии, она вряд ли может считаться полноценной, пока в конкурс не вернулись НТВ и ТНТ.

— А у академии, на ваш взгляд, есть будущее?

— Не готов предложить рецепт спасения. Ясно, что реформа назрела, все прежние попытки ничего не дали, кризис лишь усугубился. Может, нужны более радикальные шаги вплоть до самороспуска и повторного учреждения. Иной путь — создание независимых профессиональных гильдий. Словом, надо искать.

— Но это все задание на завтра. А сегодня можно подвести итоги завершившегося сезона.

— Нельзя рассматривать телевидение как бизнес в чистом виде, хотя, спору нет, это рентабельная и высокодоходная отрасль народного хозяйства, способная привлечь под свои знамена массу профессионалов. Тем не менее для ведущих федеральных каналов важнейшей является социальная функция, поэтому извлечение прибыли не может считаться главной задачей телевидения.

— Хорошо рассуждать подобным образом, когда затраты покрываются государством.

— Да, в 2005 году из госбюджета ВГТРК было выделено 8 миллиардов 614 миллионов рублей, в 2006-м — 8,722 миллиарда рублей, в прошлом году цифра равнялась 11,045 миллиарда. Но эти деньги не использовались для финансирования телеканала «Россия», они распределялись между социальными проектами ВГТРК. Помимо телеканала «Культура», где, как известно, нет коммерческой рекламы, есть еще детский канал «Бибигон» и информационный «Вести-24», на которых мы тоже пока сознательно не ставили рекламу. Не забывайте и о «Радио России», радиостанциях «Маяк», «Культура», «Вести-FM», нуждающихся в существенных дотациях в первую очередь на «социальное» распространение. В силу объективной стоимости услуг связи перечисленные проекты крайне сложно сделать самоокупаемыми. При этом консолидированная выручка ВГТРК за прошлый год превысила 22,2 миллиарда рублей, по чистой прибыли — 1,34 миллиарда. В 2007 году поступления от рекламы на телеканале «Россия» достигли 15,708 миллиарда рублей. Часть этих средств была направлена на дофинансирование социальных проектов. Отрадно, что один из них — телеканал «Спорт» — в 2006 году вышел на операционную безубыточность.

— Слышал, на «России» весной снизился объем рекламы. Много денег потеряли?

— Это коснулось не только нашего канала, подобным образом ситуация складывалась и у коллег. Резкое повышение цен на телерекламу совпало с мировым экономическим кризисом и привело к временному спаду на рынке, но сейчас положение постепенно выравнивается. Ничего критического.

— Может, рекламодатели не хотят вкладываться в «ящик», считая, что его влияние на аудиторию падает?

— Миф! Телевидение не стали смотреть меньше, наоборот, число зрителей растет из года в год. Об этом свидетельствуют объективные данные.

— Спасибо футболу и хоккею?

— Даже когда у нас не было побед в спорте, людей у экранов собиралось очень много. Хотя, конечно, абсолютным лидером зрительского интереса в минувшем сезоне стала трансляция полуфинала чемпионата Европы по футболу между сборными России и Испании. Доля по стране составила 69,7 процента. Фантастическая цифра!

— Ходит байка, будто вы хотели отнять у Первого канала показ игры нашей команды с голландцами, мотивируя тем, что «Россия» фартовая и всегда приносит победу...

— Тоже легенда. Или не совсем удачная шутка. Не нами, кстати, придуманная… Если говорить о других, «неспортивных» успехах, нужно назвать сериал «Ликвидация», вошедший в пятерку самых хитовых событий этого сезона.

— Вы оперируете цифрами, предоставляемыми TNS Gallup Media? Некоторые ваши коллеги высказывают сомнения в объективности и беспристрастности этого мониторинга.

— Как можно сомневаться в зеркале? Когда не нравится собственное отражение, есть два варианта: запустить в стекло кирпичом или пойти в тренажерный зал и заняться коррекцией фигуры. Каждый выбирает для себя то, что его больше устраивает. У нас в данном случае подход предельно простой: TNS Gallup Media — международная исследовательская компания, действующая на основе мировых стандартов. Да, идеально ровных поверхностей не существует. Чтобы получить абсолютно объективную картину зрительских предпочтений, надо приставить пиплметр, специальное электронное оборудование, к каждому телевизору. Сами понимаете, подобное нереально, но это еще не повод бить зеркала…

— Значит, вы своим отражением довольны, Антон Андреевич?

— Отвечу так: я девятый год работаю в ВГТРК и каждый новый сезон начинаю, как первый. Опять надо доказывать, подтверждать класс. Это касается каждого сотрудника компании. А потом год проходит, оглядываемся назад и говорим себе: а вроде бы неплохо сработали!

— Неужели все сложилось?

— Ряд проектов, увы, не получил большого резонанса. Рассчитывали на успех программы «Ты — то, что ты ешь», шоу «50 блондинок» не дало ожидаемого эффекта, хотя в этом нет вины блестящего ведущего Николая Фоменко... Нам предстоит поработать и над изменением утреннего и ночного эфиров.

— Чтобы в новом сезоне запустить ежа под череп?

— Надеюсь, целую стаю. Будет что посмотреть. Следите за эфиром!

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера