Архив   Авторы  

Вещать по-русски
Телевидение

"Сегодня наметился глобальный кризис. Только уже не экономический, а информационный. Мировые СМИ не могут быть третейскими судьями, они ангажированы, как рейтинговые агентства и банки", - уверен главный редактор российского информационного канала "Вести" Дмитрий Медников

 

Около двух лет назад на базе ВГТРК был создан новый канал - "Вести-24". Команду набирали из людей молодых и амбициозных, не повязанных цеховыми стереотипами. Теперь пришло время подводить первые итоги. О том, как работает канал и какие принципы исповедует, "Итогам" рассказал главный редактор российского информационного канала "Вести" ("Вести-24"), радиостанции "Вести ФМ" Дмитрий Медников.

- Дмитрий, все ведь делается не просто так. Помню, по поводу создания канала Russia Today говорили: большой стране - большое иновещание, что мы, хуже других? Телеканал "Вести-24" - это тоже "спецзадание"?

- После окончательной победы на телевидении рейтинга и инфотеймента, а точнее, даже не инфотеймента, а самого настоящего интертеймента - развлечения, политики, бизнесмены, да и вообще, будем говорить, образованные профессионалы стали уходить от информационного ТВ. И родился "социальный запрос": собрать так называемые премиальные аудитории вокруг общенационального информационного ресурса. Мы сделали соответствующий продукт. Он по сути стал первым всероссийским информационным телевизионным каналом. И не только российским: сейчас мы вещаем и в Америке, и в Европе, и Азии. Сегодня телеканал "Вести-24" стал глобальным информационным ресурсом для тех, кто считает русский язык родным. Мы хорошо продвигаемся в мировых сетях, в том числе в СНГ, есть даже прямой выход в эфир в Киргизии. Это беспрецедентно - когда по желанию страны в эфир на ее территории выходит информационный канал другого государства. А в Казахстане "Вести-24" "заведен" во все приемные и кабинеты, в отели. На Украине дело обстоит еще забавнее. Формально на территории страны вещание запрещено, в том числе в восточной части страны, где очень большая русскоязычная аудитория. И за этим следят. Но вся украинская политическая элита с удовольствием смотрит нас, опять-таки при помощи спутникового вещания.

- Как "Голос Америки" слушали на цековских дачах? Откуда такой интерес к каналу, который начал работать сравнительно недавно?

- Сегодня понятно, что такой канал - нерв экономики и политики. Например, трансляция заседания СБ ООН, которое состоялось сразу после нападения Грузии на Осетию, - это то, что многие хотели бы видеть в прямом эфире. Или Санкт-Петербургский экономический форум. Канал дает возможность быстрого погружения в ситуацию, без утомительного выяснения, "ху из ху" и "что день грядущий нам готовит". Ведь что такое вещание "Вестей-24"? Это информационное реалити-шоу длиною в бесконечность. Иной раз благодаря нам заявление Николя Саркози звучит на русском канале раньше, чем на французском. Ты видишь все в реальном времени. Послушайте, какому игроку на рынке не хочется в режиме онлайн слышать выступления представителей американской федеральной резервной системы и ЕвроЦБ, да и всех ключевых российских финансовых чиновников? Кроме нас, этого никто в России не делает.

- Из чего складывается бюджет канала?

- В основном из двух видов рекламных денег. Первые, и основные, - те, что зарабатываются каналом "Россия". Вторая часть - деньги, заработанные самим каналом "Вести-24". Мы стараемся, чтобы пропорция постепенно менялась. За время, прошедшее с начала тестового вещания, на канал было потрачено 30-35 миллионов долларов, если не считать заработанных нами денег. Это немного. Могу констатировать: осенью заработанные каналом деньги покрывали 20-25 процентов затрат. Для второго года развития совсем даже неплохо. Если бы рынок остался на прежнем уровне, к концу следующего года мы бы вышли на 100 процентов.

- А теперь? Кризис сильно вас подкосил?

- С кризисом еще в конце прошлого года все было понятно. Мы начали сокращать расходы, без которых можно жить. Дорогие перегоны и командировки, сотовая связь... Тут ведь, понимаете, очень простой выбор. Либо дорогой перегон из Ирака, либо один редактор. Редакторская зарплата равна этому перегону.

- И что важнее?

- Конечно, важнее всего сохранить команду. У нас простой принцип: люди должны пострадать в последнюю очередь. Поэтому экономим на технической части. Поневоле стали пионерами дешевых технологий. Можем делать прямые трансляции через IP, создали систему прямых включений через Интернет. Без использования дорогих спутников, флайвэев. К сентябрю мы сократили все эти расходы на 80 процентов.

- Если не ошибаюсь, средний возраст ваших ведущих - не больше 30 лет. Почему, запуская канал, вы не пригласили на него звезд?

- Новостные бригады на обычном ТВ работают в понятиях информационного выпуска не более получаса. Мы же работаем в условиях круглосуточного эфира, оперативных включений и моментальных изменений верстки. Мы создали совершенно новую команду и используем самые передовые технологии, на которых работает CNN или SkyNews. Сейчас ни один человек в телемире не скажет, что мы были неправы, когда не стали перекупать, приглашать и добывать звезд, а принялись выращивать звезд друг из друга. Сегодня молодые люди, которые пришли на телеканал "Вести-24" сырыми, стали звездами от информации. А ведь многие СМИ до бесконечности оттаптывались на нас первые месяцев восемь...

- Что говорили?

- Что делаем что-то сырое и бессмысленное. Что надо было покупать людей и строить канал "по правилам". Кастовая психология. Многих вообще раздражала попытка создать чисто информационный канал. Понимаете, это обидно - когда кто-то делает то, что ты долгое время считал невозможным. Только Олег Добродеев утверждал, что в России должен быть информационный канал. А 80 процентов медийной публики говорили: Россия еще не созрела, люди этого не поймут. Но мы и не пытались соответствовать представлению о прекрасном, которое существует у блюстителей цеховых табу. Корпоративный путь нас не интересовал.

- Вас критикуют не только "цеховики", но и "общественники". Например, почему вы не рассказываете про Ходорковского, Бахмину, марши несогласных и движение за правосторонний руль?

- Что касается Ходорковского - мы говорим о нем в той мере, в какой эта тема играет роль в политической жизни. Роль, откровенно говоря, небольшая. Если компания блогеров по жизни увлечена чем-то или кем-то, это еще ничего не значит. Существуют клубы по интересам - филателисты, военные следопыты и т. д. Есть люди публицистически активные, но не по роду занятий и степени владения контекстом, а по складу характера. Для них это хобби, для нас - профессия. Отсюда разница в критериях. Мы, кстати, не показываем и так называемый рублевский пролетариат.

- А это что за зверь такой?

- Это люди, которые очень долго старались жить на Рублевке. Но в определенный момент поменялся... нет, даже не их социальный статус, а их общественное значение. Раньше принадлежность к золотой дороге, ради которой перекрывают улицу, им очень нравилась. А сейчас это перекрывание страшно оскорбляет их гражданское достоинство. Рублевские пролетарии занялись политикой, многие проиграли, но используют все способы, чтобы вернуться. А на самом деле выглядят городскими сумасшедшими. Потому что в одну реку нельзя войти дважды. Они сами когда-то провозгласили: свободная конкуренция, выживает лучший...

- Ну вот, разве не интересно?

- Задача медиа в любом случае - защищать набор ценностей, который есть у большинства... Вот на дворе кризис, и некоторые злорадствуют: "Сейчас начнется, как в Греции, все будут стрелять, вот тут-то мы и выступим, как греческие анархисты, разрушившие шестнадцать банков". Я считаю это дикостью. Когда люди, об этом мечтающие, видят камеру с государственным логотипом - что они делают? Правильно, сразу приковывают себя к чему-то наручниками. Или выдергивают флаг и бегут на милиционера. Если камеру отвернуть - уже не бегут. Согласитесь, странное выражение гражданской позиции.

- Но когда идет информационная война, качество информации падает. В августе во время войны с Грузией мы имели несколько версий: российско-осетинскую, грузино-американскую, европейскую, эсэнгэшную... Стремление к объективности отменяется?

- Я считаю, что во время военного конфликта задача номер один - не ухудшить положение своей армии. А по возможности улучшить его. Во многих ситуациях можно произносить "Россия", "США" с отстраненной интонацией. Но в ситуации, когда гибнут твои граждане, это уже называется "наша страна" и "наша армия". Я готов к любой критике за необъективность. Но не в период военных действий. Между прочим, мы были на порядок сдержаннее и объективнее, чем американские коллеги. Мы транслировали Совбезы ООН, а они - нет. Люди в России знали доказательную базу американского Госдепа, а американцы российского МИДа - нет.

Сегодня наметилась одна интересная вещь. Глобальный кризис. Только уже не экономический, а информационный. Мировые СМИ не могут быть третейскими судьями, они ангажированы, как рейтинговые агентства и банки. До войны с Грузией у многих была иллюзия, что существует объективная картина информации. Теперь поняли: нет, не существует.

- И что обещает нам кризис информационный?

- Утрату англо-американской монополии на рынок информации. Вот как американская ипотека служила индикатором мировой экономики и погребла ее, так война на Кавказе выявила кризис глобального информационного пространства. Информационная скорлупа дала трещину.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера