Архив   Авторы  
Сегодня Леонид Парфенов снимает фильмы. И еще входит в телевизионное жюри программы "Минута славы"

Кор в законе
Телевидение

Тележурналист Леонид Парфенов: "Моя трудовая книжка лежит дома. Я предприниматель без образования юридического лица - ПБОЮЛ. Так удобнее: упрощенное налогообложение, минимум бумажных заморочек..."




 

Отмечающий 26 января пятидесятилетие тележурналист Леонид Парфенов менее всего склонен рассуждать о "своей роли в искусстве", предпочитая разговор о новых проектах, благо таковые наличествуют. Вскорости Первый канал планирует показ двухсерийного фильма "Зворыкин-Муромец" об изобретателе телевидения, родившемся в нашей стране и творившем за океаном, а там уж на подходе и эпопея "Хребет России", снятая Парфеновым на пару с писателем-пермяком Алексеем Ивановым.

- Долги возвращаете, Леонид? Зворыкиным или Зворыкину, как вам угодно.

- Видимо. Отчасти. В последние года три мы с Эрнстом часто вспоминали Владимира Козьмича. Вот, мол, никто не знает человека, а телевизионщики стольким ему обязаны... А потом вышла лестная, больше похожая на эпитафию рецензия на мой фильм "Птица-Гоголь", автор которой утверждал, что логическим завершением эволюции телевизоров до плазменных панелей стал эфир о Николае Васильевиче. Мы созвонились с Костей: "Ты читал? Понял, да?" В общем, сыновья, помяните отца. Но вы сейчас заходите со стороны "что?", а для меня важнее "как?". В том смысле - чем привлечь и удержать зрителя у экрана, чтобы было интересно в 2010 году. Никто ведь не станет смотреть фильм в вечерний прайм-тайм из уважения к Гоголю или Зворыкину. Нет такого мотива у людей.

- Нужен красивый фантик?

- Не моя терминология. Называю это приемом. Вот фото Зворыкина. А это актер Шакуров в реконструированной нами сцене приезда Владимира Козьмича в Муром в 1967 году. Потрясающая история: сын купца первой гильдии, бывший белогвардеец и гражданин США тайком проникает в родной город, который в советское время из-за оборонных заводов закрыли для иностранцев и не включили в Золотое кольцо. Зворыкин рвался в родительский дом, где с 18-го года и по сию пору размещается местный музей. В книге отзывов Владимир Козьмич оставил запись, указав обратный адрес: Нью-Жерси. По-английски в названии New Jersey ведь нет буквы "Д", вот Зворыкин так и транскрибировал.

- Спустя сколько времени герой завернул домой?

- Ровно через полвека. Он эмигрировал после революции, бывал в советской России в 30-е годы и пытался приехать в Муром, но тогда не пустили. Хотя Зворыкин в ту пору находился в фаворе, его уговаривали остаться, а он посмотрел на Петра Капицу, угодившего после Англии в "золотую клетку", и предпочел возвратиться в Америку.

- Меня удивило, что Владимир Козьмич с ходу придумал цветной телевизор.

- А там все было сразу - цвет, звук и прямое вещание. Зворыкин потом говорил людям, поступавшим в его лабораторию: если вы пришли заниматься телевидением, то поздно, я уже все изобрел.

- Это 29-й год?

- Первый телевизор - да, но в окончательном виде все-таки 1933-й.

- По вашей версии Зворыкин - русский ученый или американский?

- Конечно, штатовский! Он прожил в США шестьдесят лет, совершил открытия, получил все мыслимые и немыслимые награды...

- Я уж думал, Россия - родина и этого слона.

- С 1909 по 1911 год Зворыкин участвовал в петербургских опытах профессора Розинга, которые, очевидно, были первыми телесеансами в мире. Мы восстанавливали эту сцену для фильма, получилось, что передача велась на 124 шага - с физической кафедры Техноложки на химическую, выражаясь современным языком. Но в дальнейшем опыты Розинга развития не имели, позже Борис Львович сгинул в ГУЛАГе. Так что Российская империя является прародиной этого слона, а вот Советский Союз - нет.

- Еще рассказывают, будто дома у Зворыкина долго не было телевизора, вплоть до 1954 года.

- В легенде есть элемент кокетства. И до войны ящик стоял у Владимира Козьмича. Нам рассказывала об этом его дочка. Другое дело, Зворыкин никогда не покупал телевизоров. Зачем, если были служебные? Аппарат, про который спрашиваете вы, он получил в подарок в день выхода на пенсию. Именно по нему Владимир Козьмич смотрел репортаж о высадке астронавтов на Луну. Это был момент триумфа, во всех смыслах звездный час! Сейчас телевизор из дома Зворыкина стоит в зале для пресс-конференций Первого канала, ждет съемки в реконструкциях. Мы купили его на аукционе и привезли в "Останкино".

- Сколько стоил раритет?

- Вполне терпимо. Десять тысяч долларов. Только упаковка обошлась в тыщу с лишним. Плюс перевозка. Он же тяжеленный, как рояль! Полтора центнера живого веса.

- Ветеран в боевом состоянии?

- Когда приобретали, не работал, его отремонтировали, восстановили корпус красного дерева и впаяли DVD-разъем, чтобы смотреть старые фильмы и программы. Большой экран, цвет, все в порядке. Но строчки разверстки как тонкие шерстяные нити. Наш взгляд от таких отвык.

- Главное, чтобы современные телевизоры хорошо показывали, Леонид! А представьте, муромец Зворыкин не сделал бы изобретения. Чем бы сегодня занимался череповчанин Парфенов?

- За время учебы на журфаке Ленинградского университета я ни разу не был в учебной телестудии. Даже не знаю, где она находится. Кажется, на Малом проспекте Васильевского острова. Работал в вологодской областной газете, откуда меня попросили за пропаганду "панков, роков и дисков", и в какой-то момент уже начал подыскивать себе место учителя географии в школе, просчитав, что спорить с учебниками по литературе и истории бессмысленно, а муссоны и пассаты беспартийны. И тут случилась перестройка. Все сразу переменилось. И то я немало проработал на ТВ, не попадая в кадр. Чтобы стать комментатором, "кором в законе", как мы тогда говорили, требовалось одобрение партбюро. Мою кандидатуру долго и всерьез обсуждали, пока Александр Масляков не спросил, обращаясь к Сагалаеву: "Эдик, сколько нам еще маяться этой хренотней? Подписывай бумагу и пусть... чешет". (Я сильно смягчаю цитату.) Словом, первое "Намедни" вышло, когда мне уже 30 лет исполнилось.

- Потом много чего было: "Портреты на фоне", "Старые песни о главном", циклы "1961-2003" и "Российская империя", масса телефильмов. А теперь вас регулярно можно лицезреть разве что в "Минуте славы". Понимаю, о ней, как и о секунде, не стоит думать свысока, но все-таки, согласитесь, своеобразный зигзаг карьеры...

- Это вообще не работа. Я же не веду передачу.

- Участие в шоу - оброк, да? Расплата за возможность снимать фильмы для Первого?

- На канале, конечно, хотели, чтобы я чаще появлялся на экране. Есть понятие регулярности эфира. Согласитесь, странно, когда тебя нет по полгода, а потом вдруг возникаешь ниоткуда, занимая собой чуть ли не весь вечер, - так ведь происходит с телефильмами.

- Могли бы в "Ледниковом периоде" жюрить, там рейтинг повыше.

- "Минута" мила мне тем, что поощряет чудачество. В России очень не хватает людей, способных на подобное, а это свидетельствует о задавленности прав личности. Представьте, как в Монине смотрят на человека, который прыгает с четырехметровой высоты на велосипеде. Или в Иванове на директора школы, бьющего чечетку. А что говорят братьям-близнецам, стоящим друг у друга на голове? Они приехали на программу из приднестровского поселка Первомайское - тот еще центр мироздания!

- Но это же самодеятельность, Леонид.

- Ради самовыражения. Что плохого? Чудики украшают жизнь. На "Минуте" случаются тяжелые случаи, когда участники пытаются, что называется, "в нуль" копировать образчики шоу-бизнеса. Это скучно. Выходит человек и поет под Укупника... Другой разговор, когда наружу прет своеобразие души. В Усть-Каменогорске, Сольвычегодске, Шарье, Пижме и тысяче подобных населенных пунктов живут такие же чудики, которые не решаются дать волю желаниям. Им из телевизионного окошка Первого канала говорят: "Не дрейфьте, ребята, все получится! Наплюйте на то, что скажет Степанида Ивановна из соседнего дома!"

- Смотрите потом записи?

- Кто-то бросил эсэмэску: "Складно трындишь", - ну, включил ящик, увидел концовку, отметил про себя, что маловато улыбаюсь. Все...

- Добрые телекритики ваше появление в шоу объяснили цитатой из раннего Парфенова: "Каждое упоминание ведет к переизданию". Мол, из печати том за томом выходят "Намедни", вот автор и мелькает.

- На самом деле цитата принадлежит не мне, а писателю Козакову, отцу актера Козакова. Книжки, спору нет, пиарить надо, таковы законы рынка, но не в эфире же "Минуты славы"!

- Чем вы, кстати, объясняете, что последние десятилетия минувшего века нас так и не отпускают?

- Много раз повторял фразу: мы живем в эпоху ренессанса советской античности. Лишь это прошлое большинством воспринимается как свое. И оно, заметьте, сплошь славное, другого нет! Как называется комиссия при президенте? По борьбе с фальсификацией истории в ущерб Российской Федерации. Значит, фальсифицировать в пользу РФ можно? Симптоматичная проговорочка... Не обращали, к слову, внимания на оформление Москвы ко Дню России, празднику, который никто не понимает? Что изображают на плакатах: Парад Победы, старт Гагарина, нынешний дуумвират да турецкий новодел - храм Христа Спасителя. Если в Новгороде еще полтора века назад поставили памятник тысячелетию Руси, отчего все такое у нас новое? Взяли хоть бы Пушкина, "наше все"... Зато в Питере повесили доску с именами знатных выпускников юрфака Петербургского университета. Анатолий Собчак, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Дмитрий Козак, Антон Иванов... Но они оканчивали ЛГУ имени Жданова! Кроме того, раньше датой основания вуза считался 1819 год, теперь нашли корни поглубже, уходящие в восемнадцатый век. Раз университет такой древний, почему среди воспитанников юрфака не назвать хотя бы Ленина с Керенским? Или до 70-х годов прошлого столетия не было достойных выпускников? Короткая историческая память - вот беда. Страна, где люди массово не знают имени-отчества своего прадеда...

- Покажете "Хребет России", расскажете про Урал и Хозяйку Медной горы, глядишь, кто-то и откроет для себя что-нибудь новое. Или - еще лучше - вспомнит старое.

- Забавно слышать знаменитое выражение, пошедшее гулять из "Василия Теркина": опорный край державы. Опираться на край нельзя, кувыркнешься! И потом: почему Урал - край, если это середина? Именно там имперский орел расправил крылья, а его вторая голова нашла, куда смотреть. До Ермака развернуться было особенно негде, а потом все, что накопилось за несколько веков, прорвало и быстро покатило к Тихому океану... Идею цикла телефильмов предложил Иванов. Мы всей группой поехали, так сказать, привязываться к местности, потом сидели с Алексеем у меня на даче, писали сценарный план, раскладывали эпизоды.

- В итоге получилось восемь экспедиций, больше сотни городов и населенных пунктов...

- Да, забирались в места, где не только мобильной, но даже проводной связи нет. Старинные, некогда богатые, а теперь почти забытые и заброшенные.

- Иванова, кстати, в последнее время крепко прикладывали за сценарий фильма "Царь", находя в нем фактические ошибки.

- Не знаю, до какой степени Лунгин придерживался написанного Алексеем. Думаю, Павел Семенович был соавтором с самого начала. Это же игровое кино, где главный - режиссер. Или считаете, будто картина Эйзенштейна безупречна с точки зрения исторической правды? И ТВ - не наука. Мы ведь не проводим краеведческое или геологическое исследование об Урале. Это телефильмы.

- Какие еще ваши долги платежом красны, Леонид?

- К сентябрьской книжной ярмарке надо выпустить четвертый том "Намедни" про 90-е, потом примусь за пятый, о нулевых. Есть несколько телевизионных идей, но они не вытанцевались во что-то конкретное, говорить о них рано. Что я могу еще делать? Снимать фильмы и писать книжки. Или не снимать и не писать.

- Где, кстати, сейчас ваша трудовая лежит?

- Дома. Я предприниматель без образования юридического лица - -ПБОЮЛ. Так удобнее: упрощенное налогообложение, минимум бумажных заморочек...

- Предложений от каналов о постоянной работе, выходит, нет?

- Это предполагает возвращение в текущую тележурналистику, а я не очень вижу, как такое возможно в нынешних условиях.

- Ремесло требует поддержания формы.

- Надеюсь, квалификацию не утратил, руки, что называется, помнят. И потом, раз в полгода том, раз в полгода фильм: это, думаете, мало?

- Значит, не чешутся руки?

- Знаете, какая штука... Подобный вопрос задают лишь пишущие журналисты, исходящие из того, что бумага все стерпит. Не напечатают здесь, опубликуюсь там. Телевидение - совсем иная история. Ящик приучает к пониманию, что кроме желания и умения есть вещи, которые не всегда зависят от тебя. Возможности эфира, деньги, техника, команда...

- Тяжело, наверное?

- Не страдаю ничуть. Давно сам задаю себе повестку дня. К этому легко привыкнуть и отвыкать потом не хочется. Да я и не собираюсь. Профессия у меня прежняя - журналист. В ней карьеру не делают.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера