Архив   Авторы  
За 10 лет под руководством Романа Петренко канал ТНТ стал рекордсменом по рейтингам и привлекательности для рекламодателей

Роман с продолжением
Телевидение

Роман Петренко: «Самые большие провалы на телевидении связаны с высокомерием. Переоценкой себя и недооценкой конкурентов. Мы скромные — нам это не грозит!»



 

По данным TNS россия, в 2012 году телеканал ТНТ вышел на первое место по популярности у зрителей в возрасте от четырнадцати до сорока четырех лет. Доля ТНТ за одиннадцать месяцев составила 13,4 пункта, а у прежнего многолетнего лидера, Первого канала, — 12,1. На третьем месте НТВ с долей 10,9. Далее — по нисходящей. Чтобы вырваться вперед, ТНТ понадобилось пятнадцать лет, десять из которых каналом руководит генеральный директор Роман Петренко.

— Торжествуете, Роман?

— Подводим итоги года. ТНТ впервые стал лидером в нашей целевой аудитории от 14 до 44 лет. 14—44 — не абстракция. На эту возрастную категорию нацелено как минимум девяносто процентов рекламных денег на рынке. Для нас это крайне важное, невероятное событие! На фоне того, что за последние годы появилось много новых каналов, даже удержаться на месте — уже достижение, а ТНТ возник из ниоткуда и заставил потесниться остальных. На это ушло десять лет.

— Проведенных под вашим чутким руководством.

— Интересное было время! Море драйва и чудовищный энтузиазм, который заменял нам недостаток опыта. С несколькими коллегами по предыдущей работе на СТС мы высадились на ТНТ летом 2002-го. И первые трудности были абсолютно не связаны с творчеством или контентом. На это просто не было денег. Десять лет назад при выручке всего около семнадцати миллионов долларов канал имел убытки в пятнадцать миллионов. Еще одна проблема, с которой столкнулись: ТНТ в Москве могли видеть не более четверти жителей, а по стране — менее половины. Как собирать деньги с рекламодателей, если они не находят канал у себя в телевизоре? Пришлось сначала строить сеть.

Нас всегда сопровождало удивительное везение. Из-за отсутствия денег на настоящие сериалы мы придумывали реалити-сериалы. Так появился «Дом-2». Иметь вечный проект в ежедневном прайм-тайме — мечта любого телеканала. На «Доме-2» мы заработали первые рейтинги и первые деньги. Через год после запуска проект шел по накатанной, почти не требуя продюсерской опеки. Мы получили возможность сосредоточиться на чем-то еще. Думаю, без «Дома-2» не было бы ни «Нашей Russia», ни Comedy Club, ни многого другого. Нам повезло, что полвека назад придумали КВН, который обнаружил и вытащил из большой страны немало ярких талантов, многие из которых сейчас — золотой запас ТНТ. Кавээнщики работают в кадре и за кадром почти всех наших программ. Нам повезло с холдингом. Мы достигли того, что имеем, во многом благодаря стилю руководства Николая Сенкевича (генеральный директор Газпром-Медиа Холдинга. — «Итоги»)! В 2004 году он утвердил рискованный с любой точки зрения бюджет, позволивший каналу впервые выползти из заколдованного круга нищеты. Тогда мы просили увеличить расходную часть в два раза и обещали вдвое нарастить доходы. Это было более чем смело, но в нас поверили и дали свободу. Сейчас многое по-другому. В 2012-м ТНТ перешагнул планку в полмиллиарда долларов по годовой выручке, у нас большая прибыль и большие бюджеты. Меня всегда удивляла наша способность попадать в правильное время в правильное место! Это ничем, кроме удачливости, не объяснить. И, конечно, мне повезло с командой — сильной и профессиональной. Не могу перечислить всех и не могу перечислить не всех…

— И все-таки вернемся к долям и рейтингам: это вы нашли или другие потеряли?

— Ситуация, когда каналы из третьей лиги прорываются в топ, по-своему уникальна. Да, вчерашним безоговорочным лидерам сегодня приходится потесниться. Скажем, еще лет тридцать назад в Америке NBC, CBS и ABC забирали процентов девяносто национальной телеаудитории, а сейчас лидер рынка имеет долю менее 12. Но фишка в том, что из сотни новых каналов, появившихся в последние десятилетия, никто так и не прыгнул выше трех процентов доли аудитории. Никто, кроме Fox. В России история очень похожа. Да, большие каналы подвинулись. Но ни один из многочисленных новичков за десять лет не перешагнул даже скромный рубеж в пять процентов доли. И только ТНТ и СТС пересекли десятипроцентную отметку.

— Как реагируют мейджоры на наглецов?

— Для «России» и НТВ главная аудитория — 18+. По ней наши показатели выглядят не столь убедительно. Здесь лидирует НТВ. Первый канал продается по аудитории 14—59. Для этой тройки мы только четвертые. Нас это полностью устраивает, поскольку ТНТ ориентирован на молодежь. А необходимость делать программы для широкой аудитории на широком канале имеет и обратную сторону: приходится делиться. Канал для рыболовов откусывает тех, кто интересуется удочками и спиннингами, кулинарный канал уводит любителей поесть… Ну и так далее. В этом смысле мы более защищены, сфокусированы и аудиторно, и жанрово. И еще один важный аспект: ТНТ сильно изменился за последние десять лет. Телевидение перестало быть для нас спортом. Нет, рейтинги никто не отменял! Есть такой почти даосский парадокс — сложно поймать рейтинги, если за ними гнаться. В этом соревновании продюсеры делают программы, которые не любят, для аудитории, которую не уважают. Это даже считается достоинством и свойством профессии — способность предугадать, что именно захочет смотреть зритель. Но угадать не получится. Можно лишь подключить зрителя к себе и надеяться, что в стране найдется достаточно людей со схожими взглядами и интересами. А рейтинг — неминуемый побочный продукт искренне, честно и талантливо сделанных проектов. Вместо спортивного азарта сейчас наше топливо — страстное желание производить лучшие в мире программы и сериалы. И мы понимаем, что это возможно. Нужно еще лет пять, и мы будем не хуже, чем мировые лидеры в этом сегменте.

— Но враги клевещут, что на ТНТ слово «жопа» по-прежнему звучит чаще, чем «привет».

— Язык улицы в наших программах — не самоцель. Стараемся делать проекты предельно достоверными. Герои должны быть узнаваемы. Если персонажи «Реальных пацанов» заговорят с экрана, как выпускницы института благородных девиц, кто же им поверит?

— А как быть с «сексуальной озабоченностью» канала?

— Человечество за последние несколько столетий загрязнило секс, а теперь само этой грязи боится. Я же считаю, если не скрывать тайну рождения от детей, мир станет лишь лучше! Нет ничего более парадоксального, чем взаимоотношения полов. Парадоксы всегда смешны, и, конечно, это одна из главных тем нашего юмора. Вечных тем.

— Обязательно ли при этом отжимать досуха? Взнуздали лошадку и погоняете: штук триста «Интернов», наверное, уже наклепали?

— Преувеличиваете: снято сто восемьдесят серий, часть из них ни разу не была в эфире. Мы давно не производим более тридцати, максимум — сорока серий в год, чтобы сохранить качество. Зритель, конечно, любит новые программы! Но он очень привязан к старому. Никто в здравом уме хиты не закрывает. Поэтому продолжаем показывать «Интернов», «Универ», «Реальных пацанов», «Нашу Russia», «Дом-2»… Да, на ТНТ действительно очень мало названий. Всего около десятка. Меньше, чем на любом другом канале. Наш зритель знает их на память. Это понятно и удобно. Мы осторожно выводим «новичков». Но в следующем году будет шквал премьер. Два новых ситкома, проще говоря, комедийных сериала. Два скетчкома, новое реалити-шоу, два коротких сериала в нетрадиционных для ТНТ жанрах — драма и мистика. При этом закрывается лишь один старый проект.

— Вы уже несколько раз вскользь упомянули «Дом-2». Признайтесь, Собчак вам сильно не хватает?

— Да вот обходимся… А если серьезно, Ксения была прекрасной ведущей, но она восемь лет вела «Дом-2». Это долго, пожалуй, даже слишком.

— Значит, всему виной усталость? Но от «Прожекторперисхилтон», кажется, никто не утомился, а вы его погасили.

— Не имею никакого отношения к «Прожектору». Сергей Светлаков и Гарик Мартиросян у нас на эксклюзивном договоре. Год назад они просили разрешить им остаться в «Прожекторе», мы договорились еще на сезон. Он истек, Сергей и Гарик ушли. Все. Эксклюзивность лиц канала — наша стратегия. Зритель выбирает ТНТ не только из-за программ. Он приходит в гости к любимым героям. И важно, чтобы он мог найти их только у нас.

— Ничего личного?

— Безусловно.

— Но, например, на Охлобыстина вы уздечку не набросили, он гуляет, где пожелает.

— Иван подписался на следующий сезон «Интернов», с головой погружен в работу, у него физически не остается сил, чтобы появляться где-то еще. К тому же, учтите, Охлобыстин снимается у нас в сериале. Это несколько иная история… На съемки в кино, кстати, ограничений для наших звезд нет.

— Сейчас модно рассуждать на тему, не сожрет ли Интернет телевидение. Угроза кажется вам реальной, Роман?

— Константин Эрнст прекрасно сказал: утверждение верно так же, как и перспектива вытеснения водопроводом воды. Да, Интернет — это водопровод. И абсолютно понятно, что в ближайшие несколько лет Сеть станет основным каналом доставки видеоконтента. Но это и изменит очень многое. Сейчас, сидя перед телевизором, зритель зажат в «гетто» из 15—17 телеканалов, а сможет видеть весь мир. Вопросов много: пока телеканал — это потоковое телевидение. А зачем нужен «поток», когда в любое время можно выбирать конкретную программу из бездонной бочки мирового контента? Как скоро и будет ли побеждено пиратство в Интернете? Если сделать это не удастся, придет конец всему! Многое неясно, кроме одного: контент станет править миром. Мы готовимся к новым реалиям. Делаем эксперименты в Интернете. Создаем новый контент. Консолидируем тот, на который прежде приобретали права только на телевизионный показ. С этим связана недавняя покупка нами компании Comedy Club Production, имеющей большую «библиотеку» программных прав.

— Вы позиционируете ТНТ как самый веселый телеканал России. Откуда такой ядерный заряд оптимизма? Может, мы с вами в разных странах живем?

— Юмор — это особый угол зрения. Почти все, что вызывает слезы, может вызвать и смех. Если можно выбирать, лучше ведь смотреть на жизнь с улыбкой. Меня всегда поражала Америка. Там люди не боятся быть смешными. Похоже, это у них даже модно. В Лос-Анджелесе люди ведут себя как персонажи ситкома. Америка выросла на этом! И непонятно, то ли ситком берет смешное из жизни, либо уже он сам начинает влиять на реальность. Да, наши люди не слишком любят улыбаться. Хотя вокруг полно того, над чем можно поржать! Больше, чем в Америке, это точно! А ТНТ — прекрасный антидепрессант! У нас даже рекламная кампания такая была во время кризиса 2008 года.

— Поляна, на которой вы играете, и так не слишком велика, а тут еще новые конкуренты появляются. Наверняка слышали о канале «Пятница», который собирается развернуться во всю ширь к лету будущего года. Его руководство открыто говорит, что намеревается бороться за зрителя ТНТ.

— Да, читал интервью Картозия. Из него прет драйв, и это очень похоже на то, как мы начинали десять лет назад. Что могу сказать? Одержимость в нашем деле работает! А чем больше интересных игроков, тем веселее жизнь. ТНТ, считаю, тоже не достиг своего потолка. У нас еще полно простых источников роста. У канала абсолютно мертвые утро и день по будням. Руки еще не дошли. У нас пока много повторов из-за нехватки контента. Это запросто можно превратить в рост. И быстро! Наша аудитория недообслужена. На сегодня мы хорошо справляемся только с одним типом блюд — комедией. Ну еще с реалити. А можно ведь и расширять меню. Самые большие провалы на телевидении связаны с высокомерием. Переоценкой себя и недооценкой конкурентов. Мы скромные — нам это не грозит!

— Посмотрим, кто будет смеяться последним…

— Вот вместе и похохочем!

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера