Архив   Авторы  
С завершением избирательной кампании обамомания не пошла на спад. Вместе с тем в США и за их пределами пышным цветом распускаются и откровенно потребительские, китчевые проявления моды на Обаму

Сто дней с Обамой
Политика и экономикаExclusive

Разочарование среднего американца в своем президенте может оказаться столь же стремительным и глубоким, как и охватившая страну обамомания



 

Теперь уже кажется, что он был всегда, но на этой неделе минует лишь сто дней со дня инаугурации 44-го президента США Барака Обамы. И впрямь, реальных свершений на счету молодого лидера немало. А еще больше ожиданий, связанных с ним. К примеру, победа в борьбе с мировым кризисом, по мнению многих (и не только американцев), зависит исключительно от решимости Обамы залатать дыры в мировой экономике новенькими долларами. Он ее и демонстрирует, увеличив цену плана спасения с 700 миллиардов, выделенных прежней администрацией, примерно до двух с половиной триллионов. И при этом пока успешно отбивает атаки на доллар со стороны желающих свергнуть его с мирового валютного олимпа. Войну с терроризмом Обама тоже "перестроил": тюрьму в Гуантанамо велел закрыть, операцию в Ираке готов спустить на тормозах, а в Афганистане - совсем наоборот. Отношения с Россией "перезагрузил", пообещав очередной раунд разрядки международной напряженности в виде сокращения ядерных арсеналов, корректив в плане размещения ПРО в Европе и восстановления отношений НАТО с Москвой.

Но главное - новый американский лидер пока ухитряется сохранять свой личный политический багаж. Обамомания за сто дней президентства не пошла на убыль. Хотя первые тревожные звонки уже прозвучали - от любви до ненависти, как известно, один шаг.

Обаму - на мыло

Нечто подобное в масштабах всей планеты наблюдалось разве что полвека назад, когда знаменитая ливерпульская четверка одарила мир не только своими песнями, но и битломанией. Поклонникам нового американского президента тоже не просто нравится их кумир, они влюблены в него. "Я балдею от Обамы", - пела одна из его фанаток в видеоклипе, получившем массовое хождение в Интернете еще в период избирательной кампании. Да что говорить о неизвестной экзальтированной особе, если даже звезда Голливуда Халли Берри восклицала: "Я сделаю все, что угодно, если он скажет".

С завершением избирательной кампании обамомания не пошла на спад. Многие американцы столь же активны в поддержке президентских инициатив и отдельных его решений. Вместе с тем в США и за их пределами пышным цветом распускаются и откровенно потребительские, китчевые проявления моды на Обаму. Вот всего лишь несколько примеров.

Во Флориде в сети магазинов Walgreens в начале весны стали продавать горшки с травой, подстриженной "под Обаму". Причем в двух вариантах - с "решительным" и "веселым" выражением травяного лица. Барак Обама стал первым хозяином Белого дома, удостоившимся такой чести. До этого моделями горшкового искусства были герои популярных мультфильмов - Гомер Симпсон, тролль Шрек и кот Гарфилд. Правда, через некоторое время руководство Walgreens решило убрать с прилавков травяные "головы Обамы", сочтя, что этот товар "не соответствует корпоративному имиджу компании".

Зато в Никарагуа вовсю раскручивается новый бренд сигар "Обама 44" (44‑й президент Америки - курильщик с двадцатилетним стажем и только накануне вступления в президентскую гонку дал слово жене бросить). Из США за неделю было получено заказов на 13 тысяч штук. "Рынок растет, продажи идут в гору из-за обамомании, и мы не хотим упустить этой возможности", - говорит директор компании "Гранада Сигарс" Мигель Рамирес.

И это лишь малая толика из того, что теперь продается под именем Обамы или связанными с ним символами. Я лично видел конфеты и острый соус, а также "Мыло смелости" (от названия книги президента "Смелость надежды") и ореховое мороженое Yes, Pecan! (название созвучно с главным предвыборным лозунгом Обамы: "Да, мы можем!" - Yes, we can!). Кстати, о мороженом. В Екатеринбурге местный производитель выпустил продукт под названием "Дуэт", в рекламе которого использовалось изображение чернокожего персонажа с чертами, напоминающими Обаму, на фоне светлого здания американского Капитолия со слоганом: "У всех на устах - темное в белом".

Жертва финансового кризиса пенсильванец Майкл Ламар, попавший под сокращение в банке JPMorgan Chase, благодаря внешнему сходству с президентом очень быстро нашел не менее прибыльную работу. Теперь по контракту с одной рекламной компанией он работает двойником Барака Обамы. В образе хозяина Белого дома Майкл Ламар уже успел поучаствовать в маркетинговых мероприятиях в Нидерландах, где снимался в рекламе алкоголя, и в Турции, где рекламировал местный банк. Впереди - новые заказы и съемки. В том же ряду масштабный проект американского издательства Devil's Due Publishing по выпуску серии комиксов о Бараке-варваре, которые начнут выходить в июне. Сюжет этих творений отталкивается от историй о Конане-варваре - персонаже, внедренном в масскультуру писателем Робертом Говардом и двумя голливудскими фильмами, где играл Арнольд Шварценеггер. В комиксах о Бараке-варваре появятся и другие узнаваемые политические персонажи: волшебница Хилария, ее хитрый супруг-полубог Биил, властелин Бууш, Чейнни из Слоновьего королевства и т. д. А главным врагом героя станет очкастая Рыжая Сара (естественно, намек на Сару Пейлин, вице-президентского кандидата республиканцев), которую оденут в кольчугу-бикини и плащ из волчьей шкуры. Название серии "Барак-варвар: Поиски сокровища Стимулов" незамысловато указывает на план стимулирования американской экономики, реализацией которого занята сейчас администрация демократов.

Звездная болезнь

Кстати, об экономике. Феномен обамомании, по мнению экспертов, связан именно с нею. Точнее, с экономическим кризисом. Надежды на выход из него прочно ассоциируются с образом американского президента, причем не только в Штатах. Бараку Обаме массовый потребитель готов простить все, лишь бы он оправдал их веру в то, что этот человек знает ответ на вопрос, как справиться с рецессией.

Может даже сложиться впечатление, что из Обамы целенаправленно лепят поп-икону. Это такой психологический прием, призванный убедить всех и вся, что в тяжелую годину явился супермен, который решит за вас все проблемы. И прежде всего убережет ваши кошельки. Иначе трудно объяснить обамоманию в самых разных странах мира, которым по большому счету и дела нет до того, кто там работает в Америке президентом. Майки с изображением Обамы до сих пор остаются самым популярным вашингтонским сувениром у всех иностранных туристов, приезжающих в столицу США.

В соответствии с законами жанра не только глава, но и вся президентская семья оказалась составной частью мании. Мишель Обама стала примером по части мод и нарядов. Даже журнал высокой моды Vogue, известный придирчивостью и жесткостью к тем, чьи фотографии появляются на его страницах, не устоял перед искушением поместить первую леди Америки на обложку. По мнению американской печати, Мишель во время лондонской встречи "большой двадцатки" в начале апреля совершенно затмила жену французского президента Карлу Бруни, в прошлом профессиональную модель.

Дальше - больше. В вашингтонских семьях, где есть девочки-школьницы, новой манией стали мечты подружиться с детьми первой семьи - Малией и Сашей. Сначала я услышал об этом от одной знакомой мамаши, причем белой. Ее дочь-шестиклассница даже написала стихи, звучащие примерно так: "Малия вдохновляет меня гордиться собой. Саша вдохновляет меня быть стильной. Они - источник вдохновения для девочек во всем мире". Фотографиями Малии и Саши увешаны стены комнаты девочки. Тогда мы все вежливо поулыбались по поводу детских фантазий и разошлись. А потом в серьезной газете "Вашингтон пост" появилась публикация почти на полосу о том, что это подростковое увлечение охватило чуть ли не поголовно столичные школы и ближайшие окрестности. Особенно, конечно, цветет оно в семьях чернокожих жителей. После того как "первые дети" получили в подарок щенка португальской водной собаки, другие ребята тоже мечтают только об этой породе и украшают свои комнаты и альбомы фотками Бо - "первого пса". И так далее и тому подобное.

Прошла любовь?

Парадокс американского образа жизни заключается в том, что эта страна индивидуалистов не может жить без кумиров и идолов. Другое дело, что таковыми крайне редко бывают политики. Волна почитания главы государства, сопоставимая с нынешней обамоманией, в последний раз поднялась в Америке в начале тех же шестидесятых годов, когда со всемирной битломанией соперничал телегеничный президент Джон Кеннеди, один из героев и образцов президента нынешнего.

В какие-то исторические моменты смутные желания перемен становятся доминирующими в общественном сознании, и оно ищет того, кто эти потаенные надежды смог бы выразить в ясной и четкой форме и воплотить их в жизнь. Именно такая ситуация сложилась в Штатах после, мягко говоря, непростых лет правления Джорджа Буша. Не мудрствуя лукаво, английский публицист Исабель Хилтон считает, что популярность Барака Обамы объясняется элементарно и только одним этим фактором. "Уже сам разрыв со временем Буша является поводом для празднования", - пишет она.

Другие специалисты полагают, что жизнь все-таки не столь прямолинейна. Американцев привлекла яркая личность Барака Обамы, его мощная энергетика, своеобразный магнетизм и харизма, умение вести диалог, утверждал еще на ранней стадии восхождения к власти нового американского президента Валерий Гарбузов, заместитель директора Института США и Канады РАН. По его мнению, "культ" Обамы сложился в США из-за слияния в один поток его призывов к обновлению, к возрождению американской мечты с самой личностью лидера. "Многие американцы видят в нем самих себя. Это новый человек в большой политике. И это очень привлекает", - считает ученый.

Аналитик Доминик Сэндбрук, напомнив сакраментальное библейское "в начале было Слово", особенно выделяет из всех качеств Барака Обамы мощь и убедительность его речи, сравнимой с ораторскими шедеврами Авраама Линкольна и страстными, зажигательными монологами Мартина Лютера Кинга. Однако, по мнению эксперта, эти таланты - обоюдоострый меч: хороши на одном этапе, опасны и вредны на другом.

Дело в том, что Барак Обама - все же не звезда эстрады или какой-нибудь популярный писатель, претендующий на звание "совесть нации". От него ждут не столько красивых слов, сколько конкретных шагов в борьбе с кризисом.

Пока же с этим явно не все в порядке. Дефицит бюджета США вырос в разы по сравнению со временем президентства Джорджа Буша. Огромные государственные вливания в экономику не остановили рецессию. Растет безработица, на ладан дышит автопром... Самое же неприятное для обамомании - невыполненные обещания. Будучи кандидатом в президенты, Барак Обама обещал снижать налоги. Сегодня он поступает ровно наоборот - косвенные налоги и налоги на обеспеченных американцев стремительно растут.

По стране уже прокатились акции протеста против экономической политики правительства. Обаме напомнили о том, с чего началась независимость США. Выступления были названы "чаепитиями" в честь Бостонского чаепития 1773 года, когда сторонники независимости, протестуя против налогов, введенных британской короной на продажу чая, утопили в море ящики с этим товаром. На этот раз дело ограничилось забрасыванием чайных пакетиков на территорию вокруг Белого дома. Однако еще, как говорится, не вечер. Принявший участие в акциях протеста губернатор Техаса республиканец Рик Перри прозрачно намекнул, что, если с налогами так пойдет и дальше, его штат может вспомнить о том, что 150 лет назад был независимым государством.

Перри выразил набирающие силу настроения средних американцев, которые начинают догадываться, что антикризисный план Обамы означает спасение самых богатых (в лице финансовой верхушки Уолл-стрит) и самых бедных. Естественно, за счет среднего класса, составляющего большинство населения США. А потому разочарование в кумире может оказаться столь же стремительным и глубоким, как и охватившая страну обамомания. Как только дело касается личного кошелька, романтические увлечения имеют свойства улетучиваться.

Вашингтон

При участии Андрея Смирнова

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера