Архив   Авторы  
Снижение спроса на автомобили местного производства вынуждает дилеров закрывать автосалоны

Автостоп
Политика и экономикаExclusive

Некогда блиставший своими витринами Детройт стал сегодня витриной американской рецессии. Как автомобильная столица Америки докатилась до жизни такой?

 

В день, когда корпорация General Motors объявила о своем банкротстве, камера телерепортеров застала 22-летнего Грега Белла за ланчем. Сидя за рулем своего автомобиля, он жевал орешки из пакетика, запивая водой. Известие о том, что завод, на котором он проработал несколько лет, прекращает свое существование, строго говоря, не застало его врасплох: слухи о нависшей над заводом угрозе банкротства ходили давно, но обсуждать это с телевизионщиками ему явно не хотелось. На вопрос, что он собирается теперь делать, сухо ответил, не глядя в камеру: "У меня теперь только один выход - армия".

"Париж Среднего Запада"

А вечером в забегаловках мичиганского городка Флинт, на родине General Motors, посетители разговаривали вполголоса, будто на поминках или у постели тяжелобольного. Город, где на сегодняшний день больше 40 процентов офисов и жилых домов покинуты бывшими владельцами, наполовину уже умер, и шансов на выживание практически не осталось. "Чтобы спасти GM, его надо было убить", - заявил в тот же день известный режиссер Майкл Мур, уроженец Флинта. О том, как загибался его родной город, он рассказал еще несколько лет назад в своем документальном фильме "Роджер и я". Тогда, в конце 80-х, GM стал перемещать свои заводы в Мексику.

Автомобильная индустрия Америки уже давно катилась на спущенных шинах. Экономика Мичигана, как ни в одном другом штате завязанная на автомобилестроении, начала ощущать неровности пути еще до того, как автогиганты стали кричать о помощи. Нынешний кризис, самый суровый со времен Второй мировой войны, окончательно добил лежачего. Безработица в Мичигане стабильно росла последние несколько лет. Только с 2004 года автопром потерял здесь 140 тысяч рабочих мест, а когда в начале прошлого года стало известно, что продажа автомобилей сократилась за два месяца на 30 процентов, мичиганцы приготовились к худшему. Сегодня уровень безработицы в штате достигает 14 процентов, увеличившись за последний год почти вдвое, и не надо быть большим экономистом, чтобы предсказать, что цифра эта после банкротства GM и Chrysler только увеличится.

Когда-то один из прекраснейших городов Америки и штата Мичиган, "Париж Среднего Запада", Детройт стал сегодня лицом если и не глобального кризиса, то американской рецессии. Гигант прогнулся под собственным весом. "Умирающий город", "город-призрак", "город руин" - желающих исполнить реквием по Детройту всегда было немало, и сегодня Motown, некогда блиставший своими огнями и витринами, еще сильнее притягивает журналистов со всего мира, жаждущих запечатлеть его живописные помойки. Спору нет, нынешний Детройт - самый неблагополучный город Америки, стабильно занимающий последнее место во всех рейтингах. Или первое, если речь идет о городских проблемах. Самая высокая преступность (около 10 тысяч нераскрытых преступлений за последние 50 лет); высокая доля горожан, живущих за чертой бедности (треть!); безграмотность (47 процентов) и закрывающиеся школы; плохая экология; множество людей, страдающих от ожирения, и даже самые высокие цены на автомобильную страховку. Журнал "Форбс" поместил Детройт на второе место в списке самых заброшенных городов Америки.

Количество экономических и социальных проблем, накопившихся в городе задолго до нынешнего кризиса, настолько велико, что даже появилось выражение "детройтизация Америки". Когда состояние упадка длится десятилетиями, оно становится частью культуры. После того как мэра города приговорили к тюремному заключению за ложь под присягой (он пытался скрыть любовную интрижку с подчиненной), шуткам по этому поводу на американских телеканалах не было конца. "Бедняге, конечно, не повезло, - острил знаменитый телеведущий Эн-би-си Джэй Лено, - но слинять из Детройта хоть таким способом надо почитать за благо".

Автомобиль - не роскошь

Детройт стал крупным центром автомобилестроения в начале ХХ столетия. "Большая тройка" - Chrysler, Ford и General Motors  - обеспечила городу десятилетия экономического подъема и процветания. С Детройта в 1936 году началось постепенное вытеснение железнодорожных, трамвайных и троллейбусных путей из городов Америки. Компания GM скупала общественный транспорт с тем, чтобы заменить его своими автобусами. Так называемая модернизация General Motors принесла гигантские прибыли, и через 20 лет, в 1956 году, по улицам Детройта проехал последний трамвай. Остатки железнодорожных путей и даже вокзалов были полностью демонтированы. Приобретение автомобиля стало для американца мерой вынужденной - передвигаться ему больше было не на чем.

На многочисленных форумах, где горячо обсуждаются последние события, нередко можно наткнуться на требования вернуть в города изгнанные полвека назад трамваи и троллейбусы. По оценкам некоторых экспертов, на это потребовалось бы более 300 миллиардов долларов.

Расовое напряжение, царившее в городе много лет, привело к постепенной миграции белого населения на окраины – явление, известное под названием white flight. Была построена сеть скоростных дорог, по которым белое население стремительно перемещалось в пригороды, а вслед за ним потянулись и бизнесмены, прельщенные открывшейся вдруг возможностью сэкономить на налогах: содержание бизнеса в городе обходилось вдвое дороже, чем на окраине. После трехдневного восстания чернокожих детройтцев в 1967 году, в результате которого около 2 тысяч зданий было разгромлено, белого населения в городе практически не осталось. Этот год можно считать началом умирания Детройта. Лишившись половины жителей, а также солидных налоговых поступлений, некогда почти двухмиллионный гигант сегодня представляет собой унылое зрелище. Правда, появившиеся здесь несколько лет назад казино, принесли городу долгожданные средства на расчистку завалов и новое строительство. Только в 2006-м на это пошло больше миллиарда долларов, но преодолеть полувековую разруху даже с такими деньгами невозможно.

Средняя стоимость жилых домов в самом Детройте сегодня примерно 18 тысяч, но можно найти и за 100–200 долларов. По словам одного из риелторов, люди, неспособные выплачивать банковский кредит, просто "гасят свет и уходят". Даже выставленный за символическую цену в один доллар дом, купленный два года назад за 65 тысяч, больше двух недель ждал своего покупателя. За это время его раздели полностью, вынесли даже водопроводные трубы.

В большом Детройте когда-то можно было без образования и даже языка получить работу на автозаводе и обеспечить своей семье достойное существование. Автомобильная промышленность практически сотворила американскую мечту: зарплата рабочего на автоконвей­ере, в несколько раз превышавшая зар­плату среднестатистического американца, открывала дорогу в средний класс - с домиком на окраине, медицинской страховкой на всю семью, приличной школой для ребенка (а то и дипломом недорогого колледжа), гарантированной пенсией. Сейчас, похоже, эта дорога ведет в обратном направлении.

Жить по средствам

Недавно на местном радио появилась передача "Живи по средствам", в которой финансовые гуру советуют не залезать в долги и откладывать на черный день. Активисты организуют в местных библиотеках "Школы выживания", а читатели женских журналов обмениваются советами о том, как подольше растянуть запас хлеба, приготовить самодельное средство для мытья окон или сэкономить на покупке кремов для рук, используя пробные экземпляры в соседних магазинах. Библиотеки испытывают небывалый приток посетителей: люди стали экономить на походах в кино и прокате кинофильмов. Очереди в магазинах стали длиннее. Не потому, что покупать стали больше - кассиров стало меньше. В одной из таких очередей женщина рассказывает: "Мы с мужем, слава богу, пока работаем, но оба висим на волоске. Один из нас теряет работу - и платить за дом мы не сможем. Экономим буквально все: воду, газ, электричество. В магазин - только за продуктами, да и то, когда холодильник совсем пустой. Дети жалуются, говорят, стали бедно жить. Повели их с мужем в приют для бездомных, показали, что такое на самом деле "жить бедно".

Страх потерять работу, который испытывает сегодня более трети трудоспособного населения Америки, заставил людей реже открывать кошельки. Средний доход мичиганцев на душу населения упал по сравнению с 2000 годом почти на 10 процентов, но впервые за последнее десятилетие частные сбережения стали расти, составив почти 4 процента от дохода. Тодд Хэйл, вице-президент компании "Нильсен", занимающейся исследованиями потребительского спроса, так определил философию сегодняшнего американского покупателя: "Если это не съедобно, значит, это не нужно".

В феврале этого года, по заказу журнала "Тайм", компания провела опрос американцев с целью определить, как изменились их покупательские настроения. Нетрудно предугадать: необходимость снизить потребности понимает большинство опрошенных. Выросла продажа мяса, овощей и круп - яркий показатель того, что люди стали меньше ходить по ресторанам и больше готовить дома. Заметно (на 11,5 процента) возросли продажи упаковочных средств и аксессуаров для хранения продуктов: получая скидки в продуктовых магазинах, люди стараются запастись надолго. Хозяйки вспоминают обычаи бабушек: запасы и заготовки снова становятся нормой. Согласно опросу сильнее всего упала за последний год продажа кино- и фотокамер, что, впрочем, и неудивительно: кому ж охота оставлять на память тяжелые времена?

Потерявшему работу какое-то время помощь оказывает государство. Размер пособия по безработице рассчитывается исходя из зарплаты за последний год и варьируется от 113 до 362 долларов в неделю. Прожить на эти деньги нельзя, перебиться можно.

Найти работу в Мичигане сегодня трудно. Так, в одну компанию, объявившую об открывшейся позиции начинающего аналитика, за первые три часа пришло более трехсот заявлений. Бывалые менеджеры с 15-летним стажем сопровождали свои резюме словами "согласен на любые деньги". Когда в огромном Кобо-центре в Детройте была объявлена ярмарка вакансий, куда должны были приехать представители пока еще нанимающих компаний, очередь перед входом начала выстраиваться в три часа ночи, а в 10 утра охрана обрубила ее со словами "больше войти никто не успеет".

Не так давно экономисты, наблюдающие за кризисом, оптимистически заявили, что он должен закончиться к концу года. Трудно будет, пожалуй, отыскать в Мичигане человека, готового всерьез отнестись к таким прогнозам. Объявление GM о том, что 20 тысяч рабочих и автодилеров Мичигана пополнят вскоре армию безработных, едва ли можно считать признаком завершающейся рецессии. Скорее это приведет к еще большему оттоку населения из штата. Согласно же оценкам мичиганского правительства, до 2016 года падение, или как минимум стагнация, будет продолжаться во многих областях промышленности. Рост - аж на 43 процента! - обещается лишь игорному бизнесу. Если в городе останется кому играть.

Детройт

Без работы

Все свободны!

Об увольнении американцу могут сообщить в тот же день, в качестве неприятного сюрприза. Часто это делается во избежание мести, чтобы увольняемый не имел времени, например, стереть или скачать ценные программы в компьютере или нашкодить каким-либо иным способом. Часто последний зарплатный чек имеет розовый цвет, поэтому вечеринки в ресторанах для потерявших работу и ищущих контакты с новыми работодателями называются pink slip parties.

Эти праздничные тусовки со слезами на глазах становятся все более популярными – ведь уровень безработицы в США в мае превысил 9 процентов впервые за последние 25 лет. Экономисты предсказывают, что к концу года он перейдет психологически важную черту в 10 процентов. С декабря 2007 года, когда, как считается, началась рецессия, американская экономика потеряла 5,7 миллиона рабочих мест.

Лишившись работы, американец первым делом выясняет, полагается ли ему государственное пособие. Если человек уволен за нарушение трудовой дисциплины, например за прогулы, пособие ему не дадут. Во всех иных случаях помощь полагается, а размер ее и длительность выплат варьируются в зависимости от штата. Как правило, пособие исчисляется исходя из средней суммы зарплаты за последние пять кварталов, составляет примерно половину средней зарплаты, но имеет потолок. В штате Нью-Йорк нельзя получать больше 405 долларов в неделю, в Калифорнии – больше 450 долларов. Из специального федерального фонда уволенным недавно добавили 25 долларов в неделю – спасибо президенту Обаме!

Чтобы зарегистрироваться для получения пособия, можно позвонить в департамент труда штата, но большинство предпочитает оформление в онлайновом режиме. Никаких справок предъявлять не нужно. Главное – указать свой номер социального страхования и координаты бывшего работодателя, с которым власти сами свяжутся, чтобы удостовериться в правильности информации о потере работы заявителем. Работодатель, собственно говоря, весь срок найма и предоплачивает пособие в виде взимаемого налога на зарплату.

Пособие можно получать еженедельно – или чеком, присылаемым по почте на домашний адрес, или прямым трансфером на банковский счет. Главное условие выплаты во всех штатах одинаково: нужно раз в неделю заполнять вопросник, подтверждая статус безработного и готовность хоть завтра выйти на новую работу. Время от времени безработного приглашают на собеседование в центр трудовой занятости, где ему предлагают на выбор несколько вариантов трудоустройства. От них можно отказываться, но отказ должен быть мотивирован. Например, несоответствием диплому и практическому опыту.

Большая головная боль для свежеиспеченного безработного – потеря медицинской страховки, которая автоматически прекращается с момента увольнения. В принципе закон предписывает работодателю частично оплачивать на протяжении нескольких месяцев льготную госстраховку, красиво называемую "Кобра", но на практике фирмы всячески уклоняются от этого.

Длительность выплаты пособия по безработице также колеблется в разных штатах, но в среднем составляет 12 месяцев. В отдельных штатах, например в Нью-Джерси, после завершения этого срока безработный проходит собеседование в департаменте труда, после чего ему могут добавить еще несколько месяцев помощи. Для поиска работы большинство американцев используют интернет-сайты, а также разделы "ищу работу" в местных газетах.

Нью-Йорк


Олег Сулькин
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера