Архив   Авторы  
В США уже задействовали два плана спасения экономики. Однако нью-йоркской бирже и сектору недвижимости они не помогли. Самая большая опасность - снижающийся, несмотря на распродажи, потребительский спрос

Плановые потери
Политика и экономикаExclusive

Три месяца назад был принят первый план спасения американской экономики. За ним  второй, третий  на подходе. И все они сродни лекарству от гриппа: могут облегчить течение болезни, но не излечивают от нее



 

"Все подъемы в экономике похожи друг на друга, - заметил, перефразируя Льва Толстого, американский финансист Джон Осбон, - каждая рецессия неповторима в своем роде. Нынешний кризис напоминает скорее грипп, чем эпидемию чумы времен Великой депрессии". Не все разделяют оптимизм г-на Осбона. Тем не менее подавляющее большинство экспертов, даже авторы наиболее пессимистических сценариев, сходятся в том, что существует по меньшей мере одно радикальное отличие сегодняшних экономических пертурбаций от драматических событий 1929-1933 годов. Это беспрецедентное по размаху и глубине вмешательство государства в рынок. Дело дошло до того, что уходящего президента США Джорджа Буша стали обвинять в склонности к "социализму".

Вторая особенность наших дней - договоренность американской администрации и Федеральной резервной системы с центробанками крупнейших стран о координации кредитно-финансовой политики. А ведь поначалу американское руководство и не подозревало, какую глубоко эшелонированную антикризисную оборону ему придется строить. Все дело в том, что грипп, как известно, мутирует, потому и с трудом поддается лечению. К экономическому гриппу это также относится. Антикризисные планы как антибиотики - в лучшем случае облегчают протекание болезни, но никак не способствуют выздоровлению. Спасти американскую, а значит, и мировую экономику в Штатах пытались, задействовав уже два грандиозных плана, на подходе - третий.

План Полсона

Кризис требует все больших жертв. В начале минувшего года минфин США принял решение о выделении государственной помощи жертвам ипотечного кризиса точечно и лимитированно. Уже в марте от банкротства был спасен инвестфонд Bear Stearns. Его купил банк JPMor­gan, получивший срочный госкредит в 30 миллиардов долларов. Дальше - больше. В сентябре пришлось спасать путем фактической национализации два столпа "американской мечты" - ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac. В них закачали уже 200 миллиардов. При этом за крушением старейшего инвестиционного банка Lehman Brothers власти предпочли наблюдать со стороны. Но скоро минфин и ФРС снова раскошелились - они сочли недопустимым для рынка разорение страхового гиганта AIG и выделили ему более 150 миллиардов долларов.

К тому времени ситуация накалилась до предела. На рынке исчезла ликвидность, и финансовые институты перестали давать кредиты друг другу. Дело шло к коллапсу, и на арену вышел министр финансов США Генри Полсон. Он получил карт-бланш на реализацию финансовой политики и пришел в Конгресс. Там его поначалу покритиковали, в том числе и за "социалистические тенденции", а затем все-таки наделили полномочиями "экономического диктатора". Правда, законодатели превратили первоначальный трехстраничный план Полсона в объемистый том чуть ли не в 400 страниц, что, впрочем, на суть предложений министра не повлияло. Он добился выделения 700 миллиардов долларов под программу скупки государством неликвидных активов у финансовых ком­паний.

Предполагалось, что таким образом произойдет оздоровление банковских балансов и финансовые институты возобновят предоставление кредитов для поддержки экономического роста. Далее, по расчетам, должно было последовать снижение ставок по кредитам, что снова сделает ипотеку массово доступной и позволит сначала стабилизировать, а потом и поднять стоимость американского жилья, резкое снижение которой (примерно на два триллиона долларов) считается первопричиной бушующего в мире кризиса. Власти также решили поддержать паевые фонды, дав гарантии выплаты размещенных там средств инвесторов на сумму 50 миллиардов долларов. Конгрессмены также пожелали, чтобы минфин помог сохранить жилье тем домовладельцам, которые ввиду новой ситуации на кредитном рынке оказались не в состоянии выплачивать кредиты.

Собственно, этими пунктами и ограничивается конкретика плана Полсона, хотя для его определения больше подходит слово "черновик", который переписывается чуть ли не каждый день.

Во-первых, двух-трех недель оказалось достаточно, чтобы понять, что схема с выкупом сомнительных активов не работает. Полсон публично признал это 12 ноября 2008 года. Поэтому он, видимо, по примеру британских коллег, дополнил одобренный Конгрессом план программой вхождения государства в капитал финансовых институтов, за что и получил новую порцию критики. Кроме того, не оправдывает ожиданий и федеральная программа "Надежда для домовладельцев", на которой особенно настаивали законодатели. С октября ею воспользовались всего 312 человек, в то время как минфин оценивал число участников в 350-400 тысяч граждан как минимум.

С другой стороны, в некоторых городах и штатах ставки по жилищным кредитам все-таки пошли вниз. Чуть легче, опять же в отдельных точках по стране, стало получить кредиты на покупку автомобилей. Значит, 335 миллиардов долларов, уже потраченных на реализацию плана Полсона, на что-то сгодились. Возможно, это несколько обнадежит тех американцев, которые имеют просрочки по ипотечным кредитам. Эти показатели пока имеют максимально высокие уровни за всю историю их учета: в III квартале 2008 года 5,9 процента ссуд просрочено в секторе надежных кредитов, 33 процента - в секторе высокорисковых ипотечных займов.

Полсон до своей отставки обещает подготовить новый набор предложений о помощи конкретным потребителям. В частности, он намерен предложить трехпроцентные займы тем банкам, которые возьмут на себя обязательства давать ипотечные кредиты не более чем под 4,5 процента годовых.

План Полсона не заслужил единодушного признания в американском обществе, но, как подчеркивают его защитники, в том числе и такой авторитет, как инвестор Уоррен Баффет, без него Америке "не удалось бы избежать экономического Перл-Харбора". Самое же важное, что именно этот американский план стал образцом для антикризисных действий властей всех крупных держав.

Повсюду, в том числе и в России, правительства выкупают у бизнеса активы, вливают ликвидность в банковскую систему и только в последнюю очередь собираются напрямую поддержать потребителей. Кризис же, несмотря на все эти меры, идет своим чередом.

План Бернанке

Америка не была бы Америкой, если бы доверила дело своего спасения одному человеку или даже институту. Хотя Полсон и действовал в тесном контакте с ФРС США, американский аналог центробанка развил свою собственную активность. По некоторым данным, он выдал различным финансовым учреждениям к середине декабря кредитов на сумму 893 миллиарда долларов - объем, сопоставимый с ВВП такой страны, как Россия. Цель этого обильного денежного дождя все та же - возродить нормальную деятельность кредитных институтов, или, как принято выражаться в финансовых кругах, "влить кровь в сосуды экономики".

В отличие от плана Полсона, каждый шаг которого известен общественности, обсуждается и комментируется, ФРС предпочитает действовать в закрытом режиме. Ее глава Бен Бернанке объясняет непрозрачность самыми лучшими намерениями. По его словам, есть опасения, что если в газетах появится информация, что такой-то и такой-то банк обратились в ФРС с просьбой о займе на одну ночь, то у людей сразу же возникнут сомнения: а надежен ли этот банк? "И это предубеждение может прилипнуть к учреждению как клеймо позора", - говорил г-н Бернанке конгрессменам.

То, что в этих объяснениях есть резон, подтверждают и независимые специалисты. Дэвид Шульман, старший экономист из UCLA Anderson Forcast, напоминает о классическом примере из времен Великой депрессии. В 1932 году Конгресс, руководствуясь благими намерениями, потребовал, чтобы Reconstruction Finance Corp., распределявшая деньги для поддержки банков, опубликовала список учреждений, обратившихся за госкредитами. Результат не заставил себя ждать - вкладчики мгновенно вынесли из этих банков все деньги. Тем не менее не всех подобная аргументация устраивает. Эксперты, например, обеспокоены, что ФРС снижает свои собственные стандарты, в частности, допуская, чтобы финансовые институты использовали неликвидные активы, которые практически невозможно продать, как залог для получения кредитов. Еще один повод для беспокойства - изменение балансов самой ФРС. Объем сверхнадежных американских казначейских бумаг на ее счетах сильно снизился. Год назад центробанк имел активов на 868 миллиардов долларов, из которых 90 процентов было в государственных казначейских бумагах. К концу минувшего года активы ФРС исчислялись в 2,2 триллиона, но только пятая часть из них приходилась на надежные инструменты. Вкупе с растущим в астрономических пропорциях госдолгом эта ситуация беспокоит и рядовых граждан, и специалистов.

Вдобавок безразмерная эмиссия долларов сильно заботит зарубежных инвесторов по всему миру. Дешевеющий доллар, может, и хорош для американской экономики, потому что способствует конкурентоспособности американских товаров и росту экспорта. Однако он точно бьет по интересам держателей долларовых активов. Но эта сторона "плана Бернанке" в самой Америке никого не беспокоит. Торжествует старый прин­цип - в трудные времена думать прежде всего о себе.

План Обамы

Между тем уже с начала нового года и без того перегруженному американскому печатному станку работы значительно прибавится. Дело в том, что вступающий 20 января в должность президента Барак Обама дал задание своей экономической команде подготовить новый пакет по стимулированию экономики. Новый план должен помочь выполнить предвыборные обещания Обамы создать или сохранить к 2011 году 2,5 миллиона рабочих мест. За образец, склонный к символическим жестам и параллелям, молодой президент берет Новый курс Франклина Рузвельта и частично программу массового строительства автодорог Дуайта Эйзенхауэра.

В рамках реализации Нового курса во второй половине 1930-х - начале 1940-х годов в Америке было построено 4 тысячи новых школ и отремонтировано более 30 тысяч существующих, возведено 130 больниц и модернизировано еще 1670, проложено 14 тысяч километров дренажных и водопроводных труб, посажено 24 миллиона деревьев, замощено полмиллиона километров дорог, сооружено 30 тысяч мостов и 150 аэродромов... Памятниками той эпохи стали такие всемирно известные объекты, как плотина Гранд-Кули в штате Вашингтон и нью-йоркский мост Трайборо. Новый курс обеспечил работой не менее 8 миллионов американцев. Общая стоимость программы в нынешних долларах составила около 100 миллиардов.

Программа строительства национальных хайвеев возникла в 50-е годы как результат восхищения тогдашнего президента Эйзенхауэра системой немецких автобанов, с которой он познакомился, будучи командующим оккупационных войск США в Германии. Сроки ее реализации растянулись до середины 1990-х годов - к этому моменту было построено около 70 тысяч километров скоростных дорог, сделавших США одним из самых приятных мест для путешествия в автомобиле. Затраты в конечном счете составили, в переводе на современные доллары, 425 миллиардов.

Значительная часть экспертов склоняется к тому, что с глобальным кризисом практикуемые ныне чисто финансовые меры не справятся. Государство просто должно строить дороги и прочую инфраструктуру, обеспечивая людей работой. То есть заняться в прямом смысле слова плановой экономикой. В окружении Барака Обамы заявляют, что его намерения в этом плане не столь амбициозны, как у предшественников, и более диверсифицированы. Да, будут сделаны значительные вложения в инфраструктуру и транспортную систему, включая мосты, но с упором на ремонт и модернизацию уже существующих объектов. Обещаны вложения в развитие альтернативных источников энергии, в технологии здравоохранения, в поддержку предоставления медицинских услуг наименее защищенным слоям населения, в выплату пособий безработным и их переквалификацию, в снижение налогов для лиц физического труда, студентов, престарелых. "Не ждите ничего похожего на Гранд-Кули, - предупреждают обамовские советники. Однако цена пакета обещает быть грандиозной - 850 миллиардов долларов на два года. Некоторые законодатели уверены, что после поправок и добавлений Конгресса, где теперь господствуют представители Демократической партии, новый план потянет на невиданную в истории сумму в триллион долларов!

"Ну и что, - говорят отдельные конгрессмены, - было время - мы считали миллионами, потом пришел черед миллиардов, теперь, значит, настал срок для другой меры счета".

Разумеется, эдакое небрежение (триллион туда - триллион сюда) не может не волновать остальной мир. Что, если и третий план не сработает? Если потраченные на него деньги будут выброшены впустую и поднимающаяся американская экономика не потянет вверх остальные рынки, планете будет обеспечено еще более стремительное падение в экономические тартарары.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера