Архив   Авторы  

Новые Атлантиды
Политика и экономикаExclusive

Дэн Браун своим романом "Утраченный символ" пробудил новую волну интереса к основательно подзабытому масонству

Последняя тайна

Вслед за героями бестселлера Дэна Брауна "Итоги" прошли по Вашингтону, а заодно и по Москве в поисках утраченных символов








 

"Масоны - это не тайное общество, а общество с тайнами", - убеждает студентов профессор Роберт Лэнгдон, главный герой нового романа Дэна Брауна "Утраченный символ". Теперь до этих тайн желают докопаться миллионы читателей по всему миру, напряженно следя за перипетиями фантастической 12-часовой гонки по американской столице. "Итоги" прошли тем же маршрутом и раскрыли последнюю, тщательно охраняемую тайну вольных каменщиков: некогда политически могущественное масонство стремительно сдает позиции. Масонство действительно стало похоже на Атлантиду. От погибшей цивилизации по большому счету остались лишь символы, смысл которых сегодня мало кто понимает.

Вашингтон в запоне

Новая Атлантида. В некоторых кругах именно так звучит название столицы США. Город Вашингтон более двухсот лет назад строился по определенному плану. И вовсе не только архитектурному. Отцы-пилигримы принесли с собой в Новый Свет идею города на холме, Нового Иерусалима. Отцы-основатели США заменили пуританскую идею масонской Новой Атлантидой. Первоначально ее разместили в Филадельфии. Но затем возобладал принцип "обработки грубого камня" с нуля. То есть город-сад, призванный стать центром мира, решено было строить в чистом поле, вернее - на заболоченных берегах реки Потомак. И пошло-поехало, вплоть до Брауна с его любознательным профессором.

Впрочем, писатель рассказал не все и не обо всем. Повторение в жизни книжного маршрута не менее увлекательно, но открывает глаза не только на тайны масонских лож, но и на маленькие хитрости Дэна Брауна. Например, в Смитсоновском институте нет лаборатории ноэтических наук, где якобы работала невольная напарница Лэнгдона Кэтрин Соломон. Зато есть целый институт ноэтики, правда, находящийся в Калифорнии. В Библиотеке Конгресса давно пришли в негодность книжные конвейеры, помогавшие героям "Утраченного символа" оторваться от преследователей. Дежурный библиотекарь сокрушенно разводит руками: устройства поломались годы назад, и починить их нельзя, потому что запчасти к этим раритетам давно никто не производит.

В Капитолии с облегчением нахожу и звезду в центре склепа под Ротондой, и фреску Брумиди "Апофеоз Вашингтона" в безнадежной высоте купола. Попытки обнаружить сверхсекретные помещения SSB прерваны охранником: "Вы куда?" В ответ на объяснение весело хохочет: "Нет у нас такого уровня. И вообще, если будете разговаривать с автором "Утраченного символа", спросите, какая у него телефонная компания. У него там связь работает даже в бетонных подвалах, а у меня и на первом этаже не везде покрытие есть".

Через Потомак, на вирджинской стороне все в порядке. В Александрии никуда не делся национальный Масонский мемориал Джорджа Вашингтона. Высокая башня похожа на маяк. Внутри гигантская статуя первого президента Америки в ритуальном запоне (фартуке) на церемонии закладки камня в фундамент Белого дома. Кстати, история говорит, что после церемонии братья-масоны дружно направились в ближайшую таверну на "агапу" - так называемую застольную ложу - и так там отпраздновали событие, что утром не смогли вспомнить, под какой, собственно, угол был заложен этот самый краеугольный камень американской власти. Мемориал действующий, в том смысле, что по-прежнему является резиденцией Александрийской ложи, в которой первый президент США состоял церемониймейстером.

Назад в центр столицы. Официальный мемориал отцу-основателю тоже стоит. Тянется вверх своим 555-футовым карандашом. О чудо! По случаю заморозков и снегопада очередь не длинная. Поднимаюсь наверх. Там экскурсовод объясняет группе туристов, что создатели города - генеральный архитектор Пьер Ланфан и главный подрядчик Эндрю Элликот - масонами не были. Некоторые слушатели скептически хмыкают: "Плавали, знаем".

Между тем тайный маршрут приводит к главному пункту - в храм, аккурат в 13 кварталах от Белого дома. Снаружи начертано его полное название: "Храм Верховного Совета Тридцать Третьей и Последней Степени Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Масонства Южной Юрисдикции Соединенных Штатов". В нем начинается действие "Утраченного символа", и в нем же происходит кульминационная сцена уничтожения злодея Маляка с помощью цэрэушного спецназа и вертолета.

Каменные ступени ведут к величественному зданию в форме зиккурата с 33 ионическими колоннами, каждая в 33 фута высотой - символическое число для масонов. Мощные металлические двери охраняются двумя огромными сфинксами. И внутри все по Брауну. Просторные холлы, украшенные масонской символикой - двуглавыми орлами, пентаграммами и самым известным символом: перекрещивающимися циркулем и наугольником каменщика с буквой "Г" внутри, обозначающей "Господь" и "Гео-метрия".

"В описании мест, по крайней мере нашего храма, - рассказывает административный помощник Великого Командора, посвященный в 32-й градус Джейсон Ван Дайк, - Браун чрезвычайно точен. Это с ритуалами он много насочинял и напутал, а с архитектурными деталями все в порядке. Он дважды здесь бывал".

Реклама - двигатель в масоны

Американские масоны действительно общество с тайнами. И самая последняя из них состоит в том, что политическое влияние "братьев" в Америке постепенно сходит на нет. Потому и приветствуют они выход в свет романа раскрученного писателя - ложи остро нуждаются в рекламе.

Это раньше организацию окружал привлекательный ореол таинственности, пусть и не лишенный зловещих тонов. Чего стоило одно противостояние с Церковью. Правда, папская энциклика 1983 года, которую подписал Иоанн Павел II, масонов уже не осуждала и за принадлежность к ним от Церкви не отлучала. Сегодня масонов в американском Конгрессе можно пересчитать по пальцам. По сведениям издания Politico, ими являются сенаторы Джон Тестер (демократ) и республиканец Чак Грассли, а также члены Палаты представителей Джо Уилсон, Эрик Кантор, Ховард Кобл и Ник Рахалл. Это по американским меркам ничто. А мерки такие: из 56 основателей США, поставивших свои подписи под Декларацией о независимости, 35 были масонами. В ложах состояли 14 американских президентов. Последний из них - 38-й - Джеральд Форд. Бум масонства пришелся на конец 1940-х и 1950-е годы. Тогда только в Америке насчитывалось от 4 до 4,5 миллиона "братьев" и более 50 тысяч лож.

Нынче же картина совсем иная. Когда наш разговор в вашингтонском храме коснулся этой темы, Брент Моррис, главный редактор "Журнала Шотландского Устава", историк американского масонства и обладатель высшей, 33‑й степени посвящения, заметно погрустнел. По его словам, число американских масонских лож сейчас не превышает 10 тысяч, и объединяют они 1,4 миллиона человек.

- В этом смысле не звучит ли роман Брауна как реквием масонству? - терзаю я собеседника.

- Да-да, реквием, это интересная мысль, - задумчиво повторяет г-н Моррис, и непонятно согласен он или нет.

Скорее нет. Ибо Моррис с энтузиазмом хвалит творение Дэна Брауна, говорит, что "Утраченный символ" привлек дополнительное внимание к масонству. "Уже сейчас это здание посещает в четыре раза больше людей, чем год назад, - рассказывает он. - Пришлось привлечь еще гидов. А летом, с началом туристического сезона, мы готовимся к настоящим нашествиям".

И правда, посмотреть в храме есть на что. Взять хотя бы библиотеку. Это, оказывается, самая первая публичная библиотека в Вашингтоне, и она до сих пор открыта для всех желающих. Знакомимся с библиотекарем - Ларисой Уоткинс. Наша соотечественница, приехала в США из Владивостока. По ее словам, книжные богатства огромные, но требуется серьезная работа по систематизации и описанию. Неразгаданных кодов в этом собрании хватит еще не на один роман. В каталоге Лариса обнаружила даже первый номер "Вестника Великой Ложи России"...

Вашингтон

Код Баженова





 

Кстати о России. Если кто думает, что тайными знаками в духе Дэна Брауна пестрят исключительно западные столицы, то глубоко заблуждается. О Санкт-Петербурге и говорить нечего: к созданию нашей Северной столицы вольные каменщики приложили руку так, что она мало чем отличается от Вашингтона. Тот же единый план, под завязку наполненный масонскими символами. Другое дело - Москва. Вроде бы древняя столица, Третий Рим, планировка которого создавалась задолго до проникновения в Россию масонских лож. Но и здесь ничего не стоит составить закодированный маршрут в духе "Утраченного символа". И не страшно, что масоны у нас подзабыты гораздо основательнее, чем в Америке. Дело их, как говорится, живет. В чем легко убедиться, тем более что символы особо и искать не надо.

Правда, смысл их абсолютному большинству в России сегодня недоступен. У нас масонство - это в полном смысле слова погибшая цивилизация, от которой в Первопрестольной остался только архитектурно-исторический машрут. Он начинается в самом сердце столицы - в Кремле.

Не брат ты мне

С начала двадцатых годов XIX столетия масонство в России оказалось под спудом. Александр I, к концу жизни все больше попадавший под влияние православных проповедников, которые видели в масонах конкурентов, запретил "французское поветрие". (После разгрома Наполеона, во время оккупации Франции русской армией многие ее офицеры стали "братьями", взять хотя бы большинство заговорщиков-декабристов.) Официально российское масонство возродилось только через сто лет без малого. Сперва в России, где, скажем, большинство членов Временного правительства во главе с Александром Керенским были "сыновьями Вдовы" (так еще называют себя члены ложи), а затем и за границей, где в двадцатые годы прошлого века во многих странах Европы и Америки возникли многочисленные эмигрантские ложи. Только во Франции открылись "Астрея", "Юпитер", "Лотос", "Гермес", "Северные братья", "Пушкин"... Даже собственный храм был создан в Париже. Усилиями Великой Национальной Ложи Франции - самой влиятельной из французских великих лож - в 1992 году с созданием ложи "Гармония" в России были вновь "вожжены масонские костры".

Сегодня структуры Великой Ложи России существуют не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах страны. Правда, в них активных, по-настоящему действующих членов, регулярно посещающих собрания, едва более четырех сотен. Не говоря уже о том, что в их числе, помимо кандидата в президенты России Андрея Богданова, не замечено ни министров, ни сенаторов, ни депутатов Думы. Иными словами, масонство в сегодняшней России - не более чем "мужское увлечение", нечто вроде философского клуба.

Циркуль и мастерок

Тем не менее одетая в камень Новая Атлантида была и есть. И появлению ее в сердце России мы по большому счету обязаны одному человеку - ведущему московскому зодчему времен Екатерины Великой и Павла I Василию Баженову. Сын дьяка, получивший образование во Франции и Италии, вступил в "досточтимую ложу" сперва в Париже - она называлась Aux trois etoiles ("К трем звездам"), - а потом и в России, в "Ложу девяти муз", возглавляемую знаменитым царедворцем Иваном Елагиным. Неудивительно, что до сих пор носящий неизгладимый баженовский отпечаток центр Москвы буквально пестрит масонской символикой.

Как писал Милорад Павич, улицы города - "сильно увеличенные стихи, написанные на некоем мертвом языке". Ключи к пониманию Москвы масонской - это и здание МГУ на Моховой, где прямо над входом на факультет журналистики застыли масонские знаки - причем высших градусов. И особняк князя Гагарина в Гагаринском переулке. И Петровский путевой дворец на Ленинградском проспекте. И дом Юшкова на Мясницкой, 21. И ставший потом Румянцевским музеем Пашков дом, нависший над Кремлем как вызов масонского вольнодумства православной твердыне. И роскошный голубой дворец Хлебниковых на Маросейке, 17, где сегодня располагается посольство Белоруссии. Там, едва вступаешь на чугунную винтовую лестницу, символизирующую нелегкий путь познания, глаза разбегаются от всевозможной символической тематики на лепнине: наугольники и циркули, линейки и топорики... Удивляться нечего: все это творил Баженов.

А лебединой песнью Баженова называют Большой дворец в Царицыне. Он, задуманный как готический родовой замок, буквально усеян знаками "сыновей Вдовы". Это, кстати, сразу было замечено высочайшим окружением. "Баженовские строения в Царицыне украшены множеством масонских символов", - кляузничал Екатерине II в 1785 году граф Брюс. Императрица приехала на стройку в сумрачный, дождливый день и осталась недовольна проектом. Но наступила на те же грабли: перепоручила его завершение другому великому русскому зодчему - Матвею Казакову. Тот, верный ученик Баженова и, по многим источникам, тоже "вольный каменщик", старательно довел дело до конца, сохранив - как мы можем убедиться сегодня - и масонские вензеля на фасаде дворца, и многочисленные башни и горельефы на Фигурном мосту...

Российский "архитектурный Леонардо" проявил себя и как выдающийся церковный зодчий. Правда, православные храмы Баженова весьма своеобразны. Взять хотя бы великолепный храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке. Это настоящая "братская" твердыня. Первое, что бросается в глаза, это две колонны у входа. Такие же, по масонскому ритуалу, - имя им Якин и Боаз - были и в разрушенном иерусалимском храме царя Соломона. Там же и шесиугольные звезды, и венки, и особый растительный орнамент, характерный для масонских "зодческих работ" разных степеней посвящения. Плюс балдахин вместо иконостаса, изображения ангелов совершенно -неортодоксального вида и купол из черной меди, металла, особо свойственного масонскому символизму. И еще стрельчатые своды и маленькие круглые окна-бойницы, как в иерусалимских церквях-мастерских. Вот-вот - и, кажется, зазвучат слова традиционной масонской "службы": "Любезные братья, мы удалились от мира профанов..."

Знаменательно, что Баженов ушел из жизни в тот самый год, когда родился еще один великий русский "вольный каменщик" - Пушкин. В эпоху Александра I, ставшую поначалу вторым золотым веком российского масонства после екатерининской поры, дело Баженова продолжат другие выдающиеся архитекторы-масоны. С 1813 года, сразу после страшного московского пожара, над проектом храма Христа Спасителя начинает работать Александр Витберг. Он закладывает в свой замысел немало масонской символики. Это и иорданская голубица, и лучеобразный символ, олицетворяющий Великого Геометра Вселенной, и ветка акации, без которой нельзя представить мастерского посвящения...

Кремль под градусом

Да что мы все вокруг да около. Самый главный тайный код скрыт непосредственно в Кремле. Высшей точкой плана Василия Баженова переделать Москву в духе "братьев" стал Большой Кремлевский дворец (БКД). Воплощая в жизнь идею города как не только "нового Рима", но и "нового Иерусалима" с его храмом царя Соломона, зодчий создал план титанического строения, которое должно было затмить и петровские деяния на берегах Невы, и Ватикан с его собором Святого Петра. К тому же подспудно Баженов хотел бросить заочный вызов мастеру Кристоферу Рену, создателю собора Святого Павла в Лондоне и "крестному отцу" в масонстве Петра I. Для реализации плана едва не снесли добрую половину древней твердыни. К примеру, Кремлевская стена со стороны БКД была-таки разрушена и восстановлена позднее. По разным причинам замысел удалось реализовать только частично.

Однако и то, что получилось, вполне тянет на масонскую сверхидею, перед которой меркнут тайные знаки Вашингтона. Так, в Андреевском зале, который является тронным залом БКД и главным императорским церемониальным залом Московского Кремля, соблюдена символика второго градуса масонского посвящения. Четырехугольные столбы в два ряда, изображение Всевидящего Ока над императорским троном, словно над "кафедрой царя Соломона" - так называется почетное место Досточтимого мастера. Характерно, что масонская Дельта в зале, где проходят инаугурации российских президентов, окружена солнечными лучами - это один из центральных символов "сыновей Вдовы".

Впрочем, им самим открыто наслаждаться кремлевской красотой было сложно. Да и сегодня в том же Кремле некому оценить глубину замысла Баженова, который собирался сделать из древней твердыни крупнейший в мире масонский храм. Второй "братский" градус, чьей символикой пронизан БКД, - это степень подмастерья, переходящего в процессе посвящения в мастера (эту волнующую церемонию образно воспел Борис Пастернак в стихах к "Доктору Живаго": "Я в гроб сойду и в третий день восстану..."). То есть на церемонии в Андреевском зале, выдержанном в голубых цветах ленты ордена Святого апостола Андрея Первозванного и "символического масонства" (иначе говоря - первых трех градусов посвящения), происходит не просто коронация монарха или инаугурация президента, а его возвышение над остальными гражданами, доверяющими ему свои судьбы и торжественно вверяющими ему особые полномочия. Годы царской немилости (особенно лютовал против "братьев" Николай I) не смогли уничтожить масонской символики на Кремлевском холме.

А что тут удивляться? Этот код сменить не так просто. Попытка ревизии символической ориентации Кремля не удалась даже большевикам. Они, пожалуй, лишь усилили масонскую составляющую. Ведь и пламенеющая пятиконечная звезда - это один из знаков второго градуса посвящения. Вот только российские президенты вряд ли догадывались, что приносили присягу под Всевидящим Оком и масонской Дельтой. От Атлантиды остался лишь набор никому ни о чем не говорящих элементов декора. Что, впрочем, случается с любой погибшей цивилизацией.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера