Архив   Авторы  
Центральной темой дискуссии в рамках Мирового политического форума-2011 станет поиск ответа на вызовы нелегальной миграции, этнического разобщения, сепаратизма и фундаментализма. Президент Дмитрий Медведев на ярославском Форуме-2010

В чужой монастырь
Политика и экономикаВокруг России

Почему права мигрантов вошли в противоречие с их обязанностями

 

В этом году в центре внимания Мирового политического форума, который пройдет в Ярославле 7 и 8 сентября, — проблема интеграции мигрантов. С вопросом, почему президент России, под чьим патронажем проходит встреча в Ярославле, выбрал именно эту тему, «Итоги» обратились к главе Исполнительной дирекции форума Владиславу Иноземцеву.

— Владислав Леонидович, многие политики утверждают, что начинается эра конфронтации цивилизаций. Как в этой ситуации быть России, которой в силу демографических перспектив не обойтись без привлечения мигрантов?

— В некотором смысле с такой постановкой вопроса я согласен. Причина — излишне либеральное отношение к миграции в США и Европе, где в последние десятилетия она рассматривается скорее в контексте прав человека, чем прав граждан, имеющих все основания требовать уважения своих традиций и ограничения социальных вспомоществований мигрантам. Реакция европейцев, включая и рост популярности националистических сил, имеет в своей основе желание восстановить прочную связку между правами и обязанностями всех живущих на территории ЕС. То есть компромиссы начинают уходить в прошлое. Но означает ли это неизбежное наступление конфронтации, пока неочевидно.

Что касается России, то я бы призвал власти задуматься над принципами миграционной политики. Миграция у нас является преимущественно экономической и вызвана якобы нехваткой рабочих рук. Но, по подсчетам экспертов, повышение производительности труда всего на 9 процентов дополнительно к 2015 году способно сократить потребность в мигрантах на 85 процентов. Надо признаться самим себе: нужда в мигрантах обусловлена не демографией, а нежеланием предпринимателей выплачивать достойную зарплату и нежеланием правительства установить ее минимальный уровень в сумме 60—80 процентов от средней по стране.

— В чем состоят уроки западной национальной политики и почему мультикультурность сама стала проблемой, а не ее решением?

— Мне кажется, что вы смешиваете два разных явления. «Плавильные котлы» никогда не были проблемой для стран-реципиентов мигрантов. Собственно, Америка начала ХХ века сформировалась именно как такой «плавильный котел». Трудности начинаются в тот момент, когда «переплавка» прекращается и общество перестает быть однородным. Почему на Западе произошел переход от первой модели ко второй? Думается, что исходным моментом стало утверждение в США идей равенства белых и черных американцев. Реализация этого справедливого требования вскоре высветила тот факт, что достижения представителей этих двух групп все равно остаются различными. Для исправления ситуации на вооружение была принята стратегия «утверждающих действий», призванная исправить историческую несправедливость. Позднее ситуация была включена в более широкий контекст доктрины прав человека. Именно здесь и лежит, на мой взгляд, базовая проблема. Права человека (мигранта) входят в противоречие с правами гражданина (коренного жителя), и возникают основания для конфликта. И риторика прав вытесняет из дискурса то, что кроме прав существуют еще и обязанности. Как раз этого нам и нельзя забывать.

Ситуацию в России тоже сложно назвать благополучной. Но я отметил бы два момента. Первый восходит к временам Советского Союза. Если вы хотите создать действительно «новую историческую общность людей», она должна быть объединена прогрессистской идеологией и не подчеркивать религиозную идентичность. Гармоничное мультиэтническое общество может существовать только в условиях довольно «агрессивной» светскости. Второй момент касается экономической стороны вопроса и связан с современной Россией. Если в основе миграции лежат материальные интересы мигрантов, не нужно стремиться полностью интегрировать их в общество, но относиться к ним с уважением — как к ценным работникам, а не как к потенциальным гражданам. Европа пошла по другому пути, и с этим связаны ее проблемы. Она сделала слишком большой упор на равенство, тогда как следовало строить отношения на базе банального экономического расчета.

— Почему, на ваш взгляд, у норвежского террориста нашлось столько сочувствующих?

— Во-первых, я не стал бы переоценивать их число. Жестокость этой расправы может скорее оттолкнуть потенциальных сторонников националистических взглядов от данной идеологии. Во-вторых, объяснение ограниченной солидарности с г-ном Брейвиком лежит в непонимании того, почему представителям иных этнических групп и культурных традиций предоставляются те же социальные блага, что и людям, десятилетиями трудившимся во имя процветания своих стран. Европейским властям придется либо убедить своих сограждан в справедливости такого положения дел, либо пересмотреть политику в этом вопросе. Последнее не обязательно предполагает конфронтацию, но настоятельно требует диалога. Замалчивать проблему и далее после трагедии не получится.

Может ли повториться нечто подобное в России? Может, конечно: сторонники идеологии национальной исключительности, в том числе и фанатичные, у нас водятся в достатке. При этом хочу подчеркнуть, что русский национализм кажется мне менее обоснованным и более пещерным, чем современный европейский. Мигранты ничего не отнимают у нашей страны, так как рассчитывать на социальную поддержку по европейским стандартам никакому таджику или молдаванину в России не приходится. К тому же они подвергаются большему беспределу со стороны «хозяев» и представителей силовых структур, чем большинство россиян. Мы также не должны забывать, что в отличие от приезжающих в Европу выходцев из Африки, Ближнего Востока и Азии приезжающие из СНГ — это наши недавние соотечественники. Поэтому в России объективно больше оснований для солидарности с мигрантами.

В такой ситуации остается лишь поддержать стремление президента Медведева вынести в центр дискуссий на III Мировом политическом форуме в Ярославле проблему этнического и социального многообразия и попытаться найти современные подходы к их решению — в России, Европе и во всем мире.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера