Архив   Авторы  
Папа-поляк в Сопоте

Чудны дела твои
Политика и экономикаExclusive

В жизни всегда есть место чуду. Подтверждение тому — история Папы Римского Иоанна Павла II




 

SАncto subito («Святой сейчас») — одиночные выкрики, раздававшиеся с разных концов площади Святого Петра в Риме, становились все более громкими и дружными. Толпа, затопившая огромное пространство перед анфиладой колонн, подхватила призыв, принявшись скандировать: Sancto... Subito... Рядом со мной оказался смуглый парень в очках. В руках у него был зажат плакатик с нацарапанными фломастером сакральными словами: «Святой сейчас». Каталонец Жозеп, приехавший с юго-запада Франции, был послан церковной общиной в Ватикан специально для участия в похоронах Иоанна Павла II. Прихожане наставляли делегата передать высокой коллегии епископов и новоизбранному Папе Римскому их волю — безотлагательно возвести Кароля Войтылу в ранг святых. «Почему?» — спросил я Жозепа. «Такого понтифика в XX веке больше не было, — сказал паломник. — За двадцать семь лет понтификата папа доказал свою святость, сотворив огромное количество чудес».

Это происходило в Ватикане в апреле 2005-го, в день, когда земные останки усопшего папы были упокоены в «Ватиканских гротах». С тех пор Иоанн Павел II продемонстрировал, что и после смерти остался с чудесами на ты. Специальная ватиканская комиссия железно удостоверила факт одного из сотен чудес, якобы совершенных понтификом после своей кончины. 1 мая он будет официально причислен к сонму блаженных. А там и до канонизации недалеко.

Блаженные обстоятельства

Бенедикт XVI, папа-преемник, сразу после своей интронизации распорядился рассмотреть вопрос о скорейшем причислении своего предшественника к лику святых. Уже 9 мая 2005 года наместник Святого Петра объявил о начале беатификации Кароля Войтылы. Итальянский кардинал Камилло Руини был в то время генеральным викарием Римской епархии и в силу этого отвечал за канонизацию праведников, усопших на вверенной ему территории. В принципе процесс признания блаженным возможно начинать только спустя пять лет после смерти кандидата. Однако во время аудиенции у Бенедикта XVI кардинал Руини обратил внимание папы на «исключительные обстоятельства», которые позволяют Церкви обойти обязательный период ожидания. Что это за обстоятельства, остается только догадываться. Но, вероятно, мощный «глас народа», прозвучавший во время похорон понтифика, не смог оставить равнодушным даже флегматичного Йозефа Ратцингера.

Он тогда высокопарно сказал: «Мы можем быть уверены, что наш дорогой папа стоит сейчас у окна в доме Отца своего, что он видит и благословляет нас». Символично, что о начале процесса беатификации заговорили 13 мая 2005 года в день торжества Девы Марии Фатимской и двадцать четвертую годовщину покушения на Иоанна Павла II на площади Святого Петра. Папа Римский, помнится, предположил, что от пуль Агджи спасла его именно Дева Мария. Иными словами, все шло к тому, что Иоанна Павла II должны были записать в святцы в рекордные, невиданные доселе сроки. Но этому помешали обстоятельства, незаметные непосвященным.

«Что требуется для процесса канонизации? В первую очередь доказательства святой жизни и проявления чудодейственной силы, — разъясняет Жан-Мишель Фабр, автор вышедшей в Париже книги «Канонизированная святость». — Признаки святости выражаются в том, что Церковь называет «героическими добродетелями». К ним относятся три богословские добродетели — вера, надежда и любовь — плюс четыре основные: благоразумие, справедливость, мужество и уверенность. Все добродетели должны быть продемонстрированы кандидатом не в единичных случаях, а перманентно. По-настоящему героически: добровольно и с радостью... Причем требуются не прижизненные чудеса, а посмертные».

Фазы святости

Тут-то, как говорили латиняне, и собака зарыта! Требуются многочисленные очевидцы чуда, объективные его свидетели. При беатификации праведников нужно два или три чуда, смотря по тому, как удостоверены благодетели: показаниями по слуху или настоящими свидетельскими заявлениями. Фортели в стиле знаменитой комедии Якова Протазанова «Праздник святого Йоргена» тут не проходят. Напомню, в старинной кинокартине по роману датского писателя Гаральда Бергстеда мелкий воришка, роль которого исполняет неподражаемый Игорь Ильинский, мгновенно публично избавляется от «неизлечимого недуга» под пассами прожженного мошенника Коркиса (в его роли утонченный Анатолий Кторов), готового явить чудо в образе святого Йоргена... В жизни же все гораздо сложнее.

Процедура беатификации состоит из двух этапов. Начальной фазы, ее еще называют «епархиальной», и самого акта признания блаженства. Первый процесс, подготовительный, ведется под эгидой епископа того места, где погребен беатифицируемый. То есть Рима в случае с Каролем Войтылой. Епископом Вечного города, как известно, является папа. Он назначил «постулатором» — епархиальным ходатаем — епископа Славомира Одера, который с энтузиазмом принялся собирать и анализировать доказательства святости Иоанна Павла II. В короткие сроки их набралось столько, что небольшая команда, занимающаяся сбором и классификацией свидетельств, буквально погрязла в невероятным объеме информации.

Естественно, зазвучали голоса, обвиняющие комиссию в недостаточной критичности, даже поверхностности.

Заговорили и о том, что монсеньор Одер «ворожит» своему великому соотечественнику. Тем более что доказательств святости с лихвой набралось для доклада аж на 5000 страниц, которые с трудом удалось ужать до 1500. Одновременно всплыли и такие факты, которые не вполне соответствовали ранее сформированному католическими массмедиа образу Иоанна Павла II как человека, чуждого дремучему фанатизму. Так, в процессе расследования появились свидетельства, что папа-де спал на голом полу и умерщвлял плоть. У понтифика для этой небезобидной процедуры вроде бы имелся специальный ремень.

К тому же понтифик якобы хотел посетить Междугорье, место в Боснии и Герцеговине, где, как утверждают, было явление Девы Марии. Говорят, что папа даже назвал его однажды «духовным центром мира». Проблема в том, что официально этот мемориал не считается святым местом, не признается Ватиканом... Праведнику в папской тиаре по логике католических догм такие земные эмоции не присущи.

Это, однако, полбеды. Стало известно, что Иоанн Павел II серьезно задумывался о снятии с себя сана. Накануне своего семидесятипятилетия папа, осознающий, что он страдает болезнью Паркинсона, заявил близким, что есть вероятность того, что престол Святого Петра станет вакантен еще при его жизни. Обычно складывают с себя добровольно полномочия лишь епископы и кардиналы. Да и то в исключительных случаях. Но понтифик — совсем другое дело. Его от пастырского «креста» может освободить лишь Господь, призвав к себе! Трудно сейчас представить, что началось тогда — в 1995 году — в Римской курии. Папу удалось убедить отказаться от канонической революции. Именно в те дни Иоанн Павел II произнес не без горечи: «Для бывшего папы места в Церкви нет».

Ну, чудеса!..

Вернемся, впрочем, к чудесам. После экспертизы, в ходе которой доказали, что не существовало публичного культа подвижника до его беатификации — это требование обязательно, — все описания чудес передали в Конгрегацию канонизации святых. Авторитетные богословы, которыми руководит кардинал Сандро Коррадини, официальный «защитник веры», придирчиво рассмотрели собранные комиссией Славомира Одера факты и вынесли положительный вердикт. Впрочем, иначе они и не могли поступить. Дело в том, что репутация членов Конгрегации канонизации святых оказалась подмоченной после того, как они поддержали идею беатификации Папы Пия XII. Того самого, о котором в музее Холокоста написано: «Даже когда доклады об уничтожении евреев дошли до Ватикана, он не протестовал против этого письменно или устно...». Положив от греха подальше вердикт конгрегации под сукно, папа-немец решил не рисковать своей репутацией. А вот беатификация Кароля Войтылы — это совсем другое дело, тут без вариантов. Тем более что и без Пия XII у самой крупной по числу приверженцев ветви христианства — более миллиарда адептов! — сегодня уйма проблем. И необходимость модернизации Церкви, и выработка стратегии против так называемой теологии освобождения, и деградация нравов среди священников, и сокращение паствы... На этом безрадостном фоне даровать нимб папе-поляку, за двадцать семь лет понтификата поставившему причисление к лику святых и блаженных на поток — канонизаций и беатификаций было осуществлено более 1800! — святое дело.

Впрочем, по поводу необходимости канонизации Кароля Войтылы раздавались и голоса против. «Намерения понтифика грандиозны, результаты плачевны», — заявил по поводу Иоанна Павла II британский исследователь Дэвид Яллоп, автор книги под более чем красноречивым названием «Власть и слава. Мрачная история понтификата Иоанна Павла II». Но все доводы такого рода были побиты перечнем чудес, свершенных папой после смерти. Описания некоторых из них сделаны доктором Александрой Запоточна, редактором Totus Tuus — официального издания, освещающего процесс беатификации Иоанна Павла II и одного из авторов трехтомного труда о святости покойного папы.

«Totus Tuus — это жизненный принцип Папы Иоанна Павла II, что можно перевести: «Я весь твой», Дева Мария, — рассказывает Александра Запоточна. — Письма, полученные со всего света, очень помогли нам в беатификационном процессе. Они повествуют о невероятных исцелениях, ставших возможными после молитвенных обращений к ушедшему папе или после пребывания страждущих у его надгробия. Монсеньор Одер считает, что после канонизации Кароль Войтыла может стать покровителем бесплодных женщин. Сколько их, уже отчаявшихся зачать или родить здорового ребенка, забеременело после молитвы у мемориала Иоанна Павла II!» А вот кардинал Жозе Сарайва Мартинш из Конгрегации канонизации святых предлагает сделать понтифика после его приобщения к лику святых покровителем спортсменов: «Иоанн Павел II сам был хорошим спортсменом, он глубоко понимал истинное христианское и человеческое значение спорта». С таким же успехом Кароль Войтыла сможет стать на небесах заступником киноактеров, ведь в поддержку его скорейшей беатификации выступила на днях сама Софи Лорен!

Блаженны исцеляющие

Ну а на мой взгляд, Папа Римский, много лет страдавший болезнью Паркинсона, вполне мог бы заняться облегчением участи людей, пораженных этим недугом. Тем более что к этой благородной миссии он уже приступил после смерти. Ведь решение о причислении Иоанна Павла II к лику блаженных было принято нынешним папой после декрета, признающего за покойным понтификом свершения чуда — исцеления сорокадевятилетней французской монахини Мари Симон-Пьер от болезни Паркинсона. Она почти не могла двигать левой половиной тела, разборчиво писать или без труда передвигаться, женщина постоянно испытывала боль. После смерти Кароля Войтылы ее болезнь усилилась. Весь орден молился, чтобы Господь облегчил страдания сестры Мари. Когда однажды ночью она написала на клочке бумаги имя усопшего папы, то на следующее утро проснулась совершенно здоровой... Врачи из медицинской комиссии при Святом престоле осмотрели мадемуазель Симон-Пьер, и сообщили медицинскому совету о чудесном исцелении. Правда, один эскулап счел, что монахиня, вновь вернувшаяся к деятельности акушерки, страдала не от Паркинсона, а от другой болезни...

Как бы то ни было, чудо исцеления признано комиссией из кардиналов и епископов и утверждено папой. Для беатификации он счел это достаточным, а для последующей канонизации Иоанна Павла II необходимо еще одно чудо. За ним дело не станет. По словам бывшего личного секретаря понтифика-поляка, фактов чудесного исцеления посредством заступничества Кароля Войтылы более чем достаточно — 251 случай.

Кстати, сегодня Станислав Дзивиш, тот самый папский экс-секретарь, является архиепископом Краковским. К 1 мая, на которое намечена церемония беатификации Иоанна Павла II, он надеется освятить новый костел. В нем предусмотрена и часовня, где будет храниться ковчежец с кровью понтифика. Вопрос блаженности Иоанна Павла II решен, теперь на повестке дня задача не менее важная: надо решать проблему разделения между епархиями папских мощей...

Догма

От блаженства к святости

В католической церкви причисление усопших к лику святых — процесс длительный. Он происходит в две фазы. Первой стадией считается беатификация, или акт причисления праведника к лику блаженных. Впрочем, ветхозаветные патриархи и пророки, новозаветные апостолы и мученики изначально признавались святыми. То есть постановлений о причислении их к лику святых не требовалось. Все ограничивалось внесением их имен по распоряжению местного епископа или с его ведома в диптихи и синодики — первоначальные святцы. Из них со временем имена святых были выделены в особые сборники — месяцесловы и календари. Историческое свидетельство о вселенском чествовании апостолов встречается не ранее IV века. К тому же времени относится и установление многих церковных празднеств в честь событий из жизни Иисуса и Богоматери и в знак памяти о святых.

Примерно в то же время обозначились и две новые категории святых. Их признание таковыми могло состояться только на основании личных заслуг. Это преподобные — святые из числа иноков-подвижников и святые отцы Церкви. Причем некоторые персоны, славные свершенными чудесами, провозглашались святыми самими верующими. Как правило, праведники сперва признавались местно чтимыми святыми, и только потом по мере распространения вести об их подвигах и чудесах они становились общечтимыми. Для того чтобы придать культу местных святых большую легитимность, некоторые епископы начали обращаться за одобрением в Рим. Только после этого стали формироваться понятия «беатификация» и «канонизация» в их современном смысле.

Папа Александр III в XII веке запретил почитание святых без их утверждения папским престолом. Беатификация как необходимый атрибут процесса канонизации была утверждена в XVII веке. Четкое разграничение беатификации и канонизации ввел в 1642 году папа Урбан VIII. А в 1662 году Александр VII совершил первую оформленную по всем правилам беатификацию, которую с тех пор предписано было проводить только в римском соборе Святого Петра. Первым блаженным под его сводами был провозглашен Франциск Сальский. Церковное же законодательство о беатификации было существенно уточнено в трактате «О беатификации слуг Божьих и канонизации блаженных» кардиналом Просперо Ламбертини, будущим понтификом Бенедиктом XIV. Он определил четкие требования к процессу установления блаженности: экспертиза сочинений кандидата, оценка степени подвижничества и подтверждение факта чуда, свершенного по молитвам данного праведника. Понтифик Иоанн Павел II провел реформу законодательства в этой области, в итоге которой Ватикан принял в 1983 году новое положение. Оно в силе по сей день.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера